Category: it

Category was added automatically. Read all entries about "it".

Кое-что о «загрузке сознания»

Под данным термином понимается перенос сознания на небиологический носитель или же на биологический, но созданный «искусственно». То есть смену носителя при сознательном участии людей, а не как сейчас — «оно само как-то выросло».

У данного процесса имеется тот же парадоксальный эффект, что и у телепортации. А именно, если это всё делается путём создания где-то в другом месте копии, то вполне очевидно, что даже если после или во время создания копии разобрать «оригинал» в другом месте, то для наблюдателей сознание человека, быть может, и перенеслось, но для самого человека — нет. Для себя самого он умер. А то, что где-то теперь есть его копия, причём не только биологическая, а ещё и несущая в себе весь его опыт, для него дела не меняет — он умер, несмотря на то, что копия осталась.

Чтобы это понять, достаточно представить себе, что дубликат где-то собрали, а оригинал при этом не стали разбирать. Тут очевидно, что человек «изнутри» не начнёт себя ощущать в двух телах одновременно. «Смотреть» он продолжит из своего прежнего тела, а из нового смотреть не начнёт, даже если «исходник» после этого разобрать.

И всё бы ничего, однако есть тонкий нюанс: молекулы в теле человека обновляются. И нейронная сеть в его мозге, которая как раз и несёт в себе и опыт человека, и его личность, и даже вот это ощущение «взгляда изнутри», тоже обновляется. Причём в ней не только сменяются молекулы — ещё и одни нейронные связи рассасываются, а другие, наоборот, прорастают.

При этом вроде как у нас нет ощущения, что мы каждую секунду умираем, а дальше продолжает жить наш двойник, самую малость отличающийся от нас, но при этом уже «чуждый» нашему сознанию — в том смысле, что мы изнутри него уже не смотрим.

Collapse )

Минутка формационно–языкового шовинизма

Язык C++ разработал датчанин. Дания — монархия с развитым институтом частной собственности.

Поэтому в C++ по умолчанию все поля и методы объекта имеют частный доступ, а публичный доступ надо оговаривать отдельно. Поскольку всё, что не разрешено, — запрещено.

Разработчики сами не раз напрямую говорят о том, что вам нужно найти обоснование, чтобы сделать что-то внутри объекта публичным — а то мало ли.

Несмотря на всё это, при неосторожности тот, кто написал код объекта, может порушить всю внешнюю среду, даже не взаимодействуя с какими-то другими объектами. К счастью, всем остальным про это будет довольно тяжело узнать, — это частный бизнес объекта и его разработчика всё-таки.

Язык Scala разработал швейцарец. Швейцария — конфедеративная республика с сильно развитой на всех уровнях прямой демократией. При этом права низовых групп людей весьма обширны и даже частный бизнес очень на многое вынужден напрямую спрашивать разрешение у местных жителей.

Collapse )

Недосети

Походу офердофига людей думает, что нейронные сети и их использование устроены примерно так.

1. Мы берём какую-то магическую штуку «нейросеть», которая с самого начала много всего умеет, но никто не знает, чего именно.

2. Мы ей показываем какие-то данные, которые она запоминает — примерно как Эксель в файле.

3. После этого мы, ничего не проверяем, поскольку а что тут можно проверить-то? Если повезёт, то она всё правильно запомнила, а если не повезёт — неправильно.

4. После этого мы начинаем показывать нейросети другие данные, а она сравнивает их с записанными в файл, с неизвестной нам точностью отыскивая по её мнению ближайший вариант, и выдаёт его нам.

То есть нейросеть — это такая хреновенькая база данных. С дополнительной мистикой внутри, которая только всё портит, делая результаты применения ещё менее предсказуемыми, чем они были бы у экспертной системы, которая просто ищет в базе данных ответ, а если не находит готового, то выдаёт «ответ не найден».



Вы все не смогёте

Как сообщают с мест, люди столь сильно отличаются по врождённым способностям, что большинство из них невозможно обучить алгебрам Ли, программированию на C# и теории категорий.

От себя добавлю: «а также кунг-фу, карате и множеству других страшных слов».

Про алгебры Ли я мало что знаю, а потому не поручусь, однако основным положениям теории категорий любого психически здорового человека можно обучить где-то так за час. Быть может, за день, а если он совсем давно ничему не учился, то за месяц, из которого 28 дней уйдут на то, чтобы вернуть ему уверенность в себе, навык сосредоточения и некоторые другие полезные умения, напрямую к теории категорий не относящиеся.

На обучение основам программирования на C# с полного нуля уйдёт месяц–два. А где-то так через год упражнений можно уже идти устраиваться на работу.

Да-да, любому: оно всё такое сложное исключительно в воображении.

Однако, разумеется, чтобы оно вышло так, надо специально подбирать слова и иметь целью действительно научить, а не выпендриться тем, сколь же я крут, сколь эксклюзивны мои знания, и как высока та высота, с которой я взираю на остальных, обречённых от рождения людишек.

Конечно, по каждой из заявленных тем, как и практически по любой другой, дополнительные детали можно изучать от нуля до бесконечности, но вопрос не о деталях, а об основных принципах.

Привычка к смене парадигм

Про Блендер есть как минимум две серии тьюториалов (кстати, рекомендую — сделаны для людей с почти нулевыми познаниями в трёхмерной графике, а потому, если хочется её познать, то вот это — хороший способ).

Смотрю одну из них и испытываю уже подзабытое чувство: «ни фига се — а что, так тоже было можно?!».

В предыдущий раз такое ощущал при переходе на Scala с Java. При переходе на Java с С++ тоже было, но послабее. Cinema 4d после 3ds Max и Maya тоже как-то не так эффектно ощущалась. Разве что, первый взгляд на скульптинг и ZBrush вызвал такой же восторг. Несколько, впрочем, смазанный инфернальным интерфейсом ЗиБраша.

К чему я это? К тому, что новое изучать полезно не только потому, что оно пригодится на практике, а потому что в нём зачастую представлены более удачные способы делать то, что ты вроде бы уже и так знаешь, как делать.

Человеку может казаться, что суть явления он уже понял. Что дальше уже только тренировка на скорость: тем же способом, но быстрее, чем раньше, поскольку больше опыта. Многие в этом состоянии навсегда закрепляются сразу после института — чем к окончанию успел овладеть, тем и будешь пользоваться всю жизнь.

Однако подсматривать новые способы для прежних задач не только практически полезно в смысле экономии времени, но и полезно «ментально»: это — способ начать мыслить иначе. Иначе воспринимать мир. Более удачным и удобным для применения способом.

Даже если всё это касается того, что кажется «мелкими деталями». Ну подумаешь, казалось бы, децл другой способ открытия какого-то там меню или передвижения объектов в кадре. Ан нет, за этим стоит другая парадигма мышления. Более другая, чем децл. Как бы взгляд на привычные уже объекты и явления, но под другим углом, с которого их лучше и понятнее видно.

И примерно вот таким способом нарабатывается способность менять парадигмы мышления в ногу с прогрессом: попробовал сие раз, два, три, четыре, пять раз, а потом такое вроде как уже совершенно естественным кажется. Уже не вызывает страха и отторжения.

Отработанный способ делать что-то уже отработан, а новый ещё придётся отрабатывать, но в перспективе он ведь выиграет. А потому лучше пересесть на него заранее, а не оказаться в числе последних могикан, которые всё ещё фигарят дедовскими методами — пусть и отработанными до автоматизма. Даже мастер кузнечного дела, в совершенстве умеющий молотом на наковальне, не сумеет перегнать современный станок, даже если за оным стоит совсем зелёный юнец. И мастеру светит в лучшем случае дотянуть свой век, пока прежний способ всё ещё хоть где-то востребован, но вот перегнать юнцов на станках уже нет — по мере получения ими опыта отставание олдового кузнеца будет только нарастать.

Поэтому сию ценную привычку — к смене методов и парадигм — совершенно точно надо приобретать чем быстрее, тем лучше. Даже если вы развиваете её на том, что вам нужно только для интереса и развлечения, как мне трёхмерная графика, потом оно вам пригодится — там, где очередная технологическая новинка сведёт на нет ваши олдовые профессиональные навыки.



doc-файл

Программирование и размерности

Вы-таки спрашиваете, почему изучения программирования полезнее изучения почти чего угодно другого и потому вот именно ему совершенно точно надо обучать всех?

На самом деле, конечно, обычно не спрашиваете — это я сам себя за вас риторически спросил, но всё равно объясню.

Есть така фигня, малята, что школьные учителя и методисты не понимают операций с размерностью, поскольку методология преподавания такая, что там специально сделано всё так, чтобы правильно понять их было как можно труднее. Математика, иными словами, хороша тем, что с её помощью можно привести ум не только в порядок, но и в беспорядок. Вот тем, видимо, и занимаются.

Однако я больше скажу. Хрен с ним, с умножением и порядком множителей, давайте задумаемся о сложении.

Помните, отличное школьный пример про размерные операции со сложением? Ну, вот этот, замечательный, который не только произносился на уроках, но даже вошёл во всевозможные детские книжки и мультики?

«Нельзя складывать яблоки с апельсинами».

А вот йух. На самом деле, их можно складывать. И вы это даже постоянно делаете. Несмотря даже на то, что в школе якобы на примере якобы показали, что так делать нельзя.

Collapse )

Blender

Предпоследний раз я видел Blender года три–четыре назад.

Открыл и практически сразу закрыл, поскольку практически же сразу стало понятно, что его интерфейс делали проклятые пришельцы с другой планеты. Правда, они не дотягивали до пришельцев из злой параллельной вселенной, которые сделали интерфейс ZBrush — существа, проживающие в нашей вселенной, до такой организации интерфейса, как там, додуматься бы не смогли. Однако даже пришельства с одной из звёзд нашей галактики Блендеру вполне хватило для явления благодарным пользователям очень многих граней инфернальности.

Теперь по наводке Данила Сентябов я открыл его ещё раз. И, надо отметить, Гермиона очень сильно изменилась за эти три–четыре лета. Я не знаю, дело ли в том, что прошлые пришельцы были изгнаны, или же в том, что они остались, но сумели адаптироваться к земным реалиям получше большинства землян, однако теперь оно всё выглядит так, что проклятыми инопланетянами кажутся создатели всех остальных программ. Причём не только для трёхмерной графики, а всех вообще, ибо ряд крайне годных идей легко переносится на любой другой софт, сохраняя свою зашкаливающую полезность.

Например, там теперь можно создавать не только копии, а самые разные ссылки на объекты, причём делается это так же быстро, как копирование через буфер. В языках программирование такое давно есть, и оно крайне удобно, однако, хотя софт и пишут преимущественно на этих самых языках программирования, в самом софте ссылок как правило нет, поэтому глубинная прелесть прямолинейной копипасты, выражающаяся в том, что вы сначала сто раз копируете фрагмент в разные места, а потом находите в нём ошибку, после чего удаляетесь рвать на себе волосы и посыпать образовавшуюся в результате лысину пеплом, там представлена во всём своём великолепии. Большинство пользователей, которые не умеют программировать, до сих пор даже не подозревают, что можно как-то иначе, а потому полагают сей прискорбный процесс имманентным свойством мироздания.

Однако наиболее сильно поразившая меня идея просто не может не пленить своей очевидной простотой в сочетании с изощрённой изобретательностью.

Collapse )

Программисты и системы счисления

За уже почти 30 лет программирования и примерно 25 лет работы программистом, что-то, хотя бы отдалённо напоминающее использование систем счисления, отличных от десятичной, я видел примерно два раза.

Один раз, правда, растянулся на много—много лет и до сих пор тянется — в том смысле, что посмотреть на это можно и сегодня.

Дело вот в чём.

Когда компьютеры были большими, а память у них — маленькой, был этап, на котором захотелось, чтобы цветов стало не 2, 8 или 16, а много. А потому просто пронумеровать в произвольном порядке используемые цвета уже не получилось бы — слишком их дофига. Поэтому цвет стал кодироваться интенсивностью каждого из трёх каналов: красного, зелёного и синего.

Впрочем, цветные телевизоры уже кодировали примерно так же, но тут оно стало аналогичным и в программах тоже. И не в аналоговом, а в цифровом виде: по восемь бит на цвет.

Collapse )

ЕГЭ по поэбеньтике

Посмотрел жалобы школьника на ЕГЭ. Да, с некоторыми его рассуждениями я не согласен, однако отрадно видеть, что дофига времени прошло, но в данной области ничего не поменялось. Это всё тот же совершенно бессмысленный ритуал, который нужен исключительно для того, чтобы какие-то высокопоставленные работники системы образования, которым всё пофиг, могли формально отчитаться перед ещё более высокопоставленными лицами, которым тоже всё пофиг.

Поскольку всё так же, как прежде, проверяются «знания» о чём-то, что существует исключительно в головах каких-то полностью некомпетентных в сфере IT людей, не имеющие никакого реального практического или хотя бы теоретического смысла. А точнее, имеющие смысл сделать ещё хуже, чем было бы при полном отсутствии данного предмета и экзаменов по нему, заставив школьников заучить вредные и бессмысленные действия, на протяжении всех лет обучения выдаваемые за «так и надо, так и делают».

Предположим, те же люди решили бы сделать экзамен по предмету «работа электрическим лобзиком». Вот как выглядели бы аналогичные сабжевым задания.

  1. Распилите карандаш металлической линейкой.


  2. Возьмите электрический лобзик за лезвие двумя руками и забейте его корпусом гвоздь в бетон.


  3. Держа электролобзик ногой, зарубите им свободно летающую по комнате канарейку.


  4. Задушите проводом от электрического лобзика составителей школьной программы по информатике.


Collapse )

Полуфункциональность

Сколь прекрасны некоторые решения в функциональном стиле, столь же чудовищны некоторые другие.

Сто пудов, возможность написать что-то типа

myList.view.map(f1).map(f2).sum


это прекрасно. Вместо десяти строк — одна, она легко читается, всё сразу понятно, легко чего-то добавить или поменять и так далее.

Но в других случаях попытки написать то же самое оборачиваются каким-то трындецом.

Collapse )