Часто встречаю фразу «В СССР все были одинаково бедными и не было никакой возможности продвинуться». Сначала думал, что люди действительно переживают за несчастных советских людей, за их бедность и серость, хотят для них лучшего, просто не понимая, что бедности-то как раз не было. Потом, поговорив с людьми, которые произносят эту фразу, понял, что ключевое слово в ней вовсе не «бедные», а «одинаково».
Произносящие эту фразу обычно не сравнимы по своим доходам с олигархами – их зарплата редко превышает 1000 долларов в месяц, а зачастую до неё даже сильно недобирает. Нет среди них академиков, лётчиков-испытателей, шахтёров и космонавтов. Они обычно работают в офисе и занимаются перекладыванием бумажек. Или даже учатся в институте, намереваясь в дальнейшем работать именно так.
Далее. В СССР было полно возможностей заработать больше среднестатистического инженера. Можно было поехать на стройку. В отдалённый колхоз или, тем более, за полярный круг. Платили очень много. Много платили академикам, космонавтам, лётчикам, шахтёрам, рабочим сталеплавильных комбинатов. То есть, тем, кто либо очевидно талантлив и очень много сделал, либо работает на тяжёлой и опасной работе.
Однако офисные ребята на тяжёлой работе работать не хотели бы. А до академиков им в жизни не дотянуть. Зато они хотят сидеть в офисе, но при этом получать больше, чем окружающие. Быть с этими окружающими неодинаковыми на халяву. В этом их основная претензия к СССР и состоит. На бедность людей им на самом деле наплевать. Точнее, она их даже радует, поскольку даёт офисным ребятам «возвыситься над толпой». СССР же возвыситься над толпой сидя в офисе не давал. Что офисных ребят сильно огорчает.