- Я неоднократно слышал от людей, что заучивание таблицы умножения вроде как развивает память, а отработка математических действий «вручную» приучает к собранности, однако меня несколько смущает, что все эти люди в качестве ещё одного аргумента в пользу устного счёта говорят: «А что если вы забудете мобильник дома? Я, вот, частенько его забываю».
Edited at 2021-06-01 12:07 (UTC)
…воображаемая, поскольку её развитие происходит исключительно в байках, которые люди рассказывают друг другу.
> Память же от забывания мобильника, или скальпеля внутри пациента
…вполне реальна, но вырабатывается исключительно в виде привычки.
У нас в школе (мат класс) было развлечение — что написано на 125 странице Фихтенгольца? Не заучивали, так помнили, не всё конечно, но очень многое. Фихтенгольц Основы матанализа был наш учебник.
Откуда что взялось в школе?
Вкратце - эта концепция запоминания родилась еще в дореволюционной России, а окончательно оформилась уже в 20-е. Но это было вынужденно сделано тогдашними педагогами - поскольку книг было крайне мало, их не хватало. Скажем, в конце 20-х в Москве было авиационное КБ, где был всего один справочник по аэродинамике, и тот на немецком языке. Его берегли, как зеницу ока. И вот что характерно - уже в книге начала 80-х эта концепция запоминальщиков высмеивалась как явно устаревшая - ведь теперь справочников (бумажных) полно, зачем так тренировать детей, да еще и бравировать этим? Видели бы авторы книги, как через 40 лет эту концепцию запоминания будут отстаивать уже в Интернетах))).
Придумать задачу, которую сложно будет решить, имея под рукой учебник, проблема для среднестатистического учителя неподъемная.
Такие учителя есть, но их было мало и в 80-е. И сейчас тоже.
А проверять знания как то надо. Вот и приходится проверять, что ученик помнит формулы, а не может их правильно применять.
Хотя конечно проверять правильное применение было бы куда полезнее.
Больше никаких причин нет. Это как парик в эпоху возрождения. Сам по себе он нахер не нужОн. Но в обществе так принято.
оправдание 1 - быстро прикинуть в уме например в магазине: учитывая, что производитель использует хитрые методы "обмана", когда пачку в 200 грамм незаметно урезает до 190/180/185 грамм при том, что цена или не меняется совсем или меняется очень незначительно (явно не в прямой пропорции к уменьшению веса), и учитывая что все эти веса очень неудобны для операций в уме ((34.78/180)*230), а так же что ваш выигрыш за единичную покупку (даже в год) - копейки по сравнению с другими методами минимизации расходов (например, бросить курить), нет никакой причины тренировать так себя кроме как для развлечения. Это явно не общественно полезный навык даже с целью минимизации расходов.
оправдание 2 - А вдруг немцы?: Тайга, лес или портал в прошлое - даже в этом случае, таблица умножения воспроизводится на месте путем не сложных расчетов при помощи пальцев, шишек, акаба, который тоже можно подсказать нашим предкам. А вдруг вас припрет ваше начальство с требованием дать вам расчеты прямо сейчас, например, перевести рубли в доллары по курсу? А калькулятор, самртфон куда то запропастился - то это ничем не отличимо от школы. В школе спрашивают таблицу умножения, на работе ее продолжают спрашивать. Но это ваши личные должностные проблемы, а не состояние всех людей в целом.
Нужно освободить руки, чтобы телефон достать, а если в одной руке висит ребенок, а в другой сумка для продуктов, то сделать сложнее. Вызвать калькулятор, набрать цифры... долго.
Гугл с голосовым набором хорошо, но это очень медленно получается, надо долго и внятно все цифры произносить, а если он какую-то цифру не расслышал, а человек считать не умеет совсем, то как он поймет, что ошибся? 2-3 раза пересчитывать?
В уме прикинуть можно почти мгновенно, не только цены в магазине, но например, время в пути или количество сахара в рецепте, мы даже не замечаем, как часто мы считаем.
Прикинуть в уме можно по разному. я просто округляю до красивых чисел. без всякого умножения и деления. И прикидываю. Если мне надо, но как правило в этом нет никакого экономического смысла для семейного бюджета. Для семейного бюджета важно чтобы у вас был заранее составленный список продуктов, желательно с учетом того, чью именно продукцию вы покупаете, где вы это покупаете и в каких количествах - а шаг влево вправо должен караться расстрелом.
В жизни нет таких задач которые 100% требовали именно бы умножения в уме, если только вы не работаете именно как такой человек, который умножает именно в уме.
Очень заметно, как наше восприятие и восприятие современных детей отличается, например, ребенок мой решает задачу, он почитал на калькуляторе и записал ответ, но что-то там неправильно набрал, я ничего не считала, но у меня уже выработалась чуйка, я вижу, что ответ неправильный, что где-то ошибка, а вот он этого не видит, так как навыка нет. Как человек со музыкальным слыхом слышит фальшивую ноту. Как вы, бросив беглый взгляд на код видите, что там что-то не то и начинаете проверять тщательнее.
Не знаю, важно ли это будет в 21 веке, возможно вокруг нас будут умные системы, которые все проверять и перепроверять за человеком будут, посмотрим.
И при этом вы оба ошибаетесь в выборе метода. Поскольку вас обоих в основном учили какой-то фигне, вместо этих самых методов.
> Как вы, бросив беглый взгляд на код видите, что там что-то не то и начинаете проверять тщательнее.
Конечно, не вижу. И никто не видит.
Ну типа, при умножении числа на четное число не может получится нечетное, при умножение на круглые числа разрядность должна увеличиваться и т.д. и т.п.
У меня на работе, главный конструктор постоянно ругает молодого: тебя, говорит, ничего в результатах расчета не смущает? Ты, грубо говоря, 100 на 100 умножаешь, а получается 200. А тот отвечает: ну не знаю, программа так посчитала...
Может мы не правы, тогда надо предложить методику как научить детей видеть такие вещи без заучивания таблицы умножения и устного счета.
Мне кажется, это просто с опытом будет приходить. Человек заметит, что машины правильно 100 на 100 когда умножают, получается число с четырьмя нулями, а не с двумя. Как это работает в куче других сфер, где нет таблиц умножения.