Top.Mail.Ru
? ?

Предыдущий пост поделиться пожаловаться Следующий пост
Духовный патриотизм
lex_kravetski
Рассмотрим простую ситуацию. Некто из России поехал, положим, в Норвегию. Ездил там пару недель, смотрел по сторонам, потом вернулся и сообщил окружающим, что в Норвегии, где с климатом почти такая же фигня, как у нас (хотя и несколько теплее), а со световым днём зимой и полярными ночами фигня даже больше, домики красят в весёленькие цвета, а потому настроение как бы лучше, ибо природа на полгода сереет, но вот домики весёлых цветов и форм частично это компенсируют и создают настроение.

Это, таки да, правда. Что в Норвегии, что в Чехии, что в Австрии, что в Швейцарии даже в деревнях оно так: домики компенсируют зимнюю серость. Да и, чего там, летом тоже очень приятно вписываются в окружение.

Понятно, что на данный мессэйдж можно среагировать в стиле «крайне занимательно, спасибо» или «да я к архитектуре вообще глух, мне всё равно». Однако граждане с обострённым патриотизмом могут иметь и другую реакцию.

Если мы имеем дело с патриотизмом здорового человека, то реакцией может быть, например, «хорошая мысль, давайте и у нас тоже так сделаем». Поскольку это вообще в порядке вещей, всегда так было: кто-то куда-то съездил, подсмотрел, впечатлился, повторил. Именно таким способом открытия и ценные инновации путешествуют из страны в страну, потихонечку расползаясь на всю планету, и улучшая жизнь повсюду, а не только там, где кто-то это изобрёл. В ином случае у одних бы были, например, каменные многоэтажные дома, у других металлические топоры, а у третьих — домашние куры, но ни у кого всего этого одновременно.

Второй вариант реакции: «у нас тоже в таком-то городе есть раскрашенные домики» (и это, кстати, тоже правда — в некоторых городах РФ за полярным кругом здания в яркие цвета действительно целенаправленно красили ещё во времена СССР, но, жаль, не во всех и не всегда).

Третий вариант: «а вон, глянь, такой-то район новостроек — там так же сделали». Четвёртый вариант: «я свой дом уже так же раскрасил». Пятый: «пойду раскрашу». Может быть даже вариант, когда человек посмотрел и сообразил, как сделать ещё лучше.

Эти варианты можно замиксовать в разных пропорциях, но смысл их один и тот же: идея хорошая — давайте внедрять повсеместно, а не локально. Ибо от этого станет лучше всем нам. Здесь.

Понимаете, где собака порылась? Посмотрели на то, почему лучше где-то там, а потом на основании этого сделали, чтобы и здесь тоже стало лучше.

Однако сие, повторюсь, патриотизм здорового человека, а здоровых среди патриотов сейчас, видимо, сильный недобор, поэтому реакции в основном совсем другие.

Стоит поделиться каким-то ценным наблюдением из произвольного закордонья, как тут же толпа обиженных на всю планету и гипотетических ейных засланцев в наши стройные ряды, пытается сообщить, что делящемуся наблюдателю следует срочно проваливать за этот самый кордон, поскольку он посмел сказать, что здесь, «у нас» тоже можно что-то улучшить. Хер там, у нас тут всё всегда отлично и лучше всех, а кто сомневается — продавшийся госдепу русофоб.

Этот патриотизм, видимо, следует называть «духовным», поскольку, в отличие от материалистического патриотизма, он не предполагает естественного для человека стремления улучшать что-то в среде своего обитания. Да, там, где «не патриот» вполне мог бы выбрать более простой в некоторых случаях вариант — свалить туда, где всё уже сделано, ещё до получения сего ценного совета от духовного патриота, «патриот–материалист» выбрал бы не сваливать, а починить сломанное там, где он живёт. Лучше напрямую, но хотя бы косвенно — через, например, поддержку тех политиков, которые предлагают варианты починки, в надежде, что хотя бы в этот раз предвыборные обещания родные политики таки выполнят.

Да, такие надежды могут оказаться как всегда несбыточными, но одно проверено точно: чем больше людей хочет что-то поменять, тем труднее это игнорировать. Даже вконец тоталитарным властям труднее. Поэтому, если все кругом хотят цветные домики и активно об этом сообщают самыми разными способами, то вероятность поцветнения домиков заметно повышается.

Но вместо всего этого духовный патриот начинает возмущаться самим фактом предложения. Ибо, раз оно поступило, то это значит, что кто-то считает, будто бы «у нас» не всё идеально. Вот же козлина! Помалкивал бы. А ещё лучше бы нахваливал.

Пусть всё серое и депрессивное, но так и надо. Это у гейропейцев весело, а у нас всё должно быть сурово. Человек, блин, должен сдерживать слёзы отчаяния, выходя на улицу, — это закаляет характер.

Ещё у нас 700 лет назад было татаро-монгольское иго, поэтому мы как бы не виноваты, что домики тут серые.

Ну и другие стопицот обоснований, что всё правильно, чего бы тут не происходило и чего бы в это время не происходило там. И не виноваты мы (а особенно, конечно, наши власти), и не надо этого нам, и надо есть, что дают, и гордиться тем, что есть, чего бы это ни было.

Или вообще так даже лучше. Даже то, что на углу насрано, это хорошо, поскольку насрано оно нашим родным говном. И насрал человек нашей родной национальности. Это ли не повод для гордости?

Там, где материалистический патриот реально старается улучшить жизнь своих близких и даже проживающих поблизости дальних, духовный патриот, напротив, её ухудшает, поскольку препятствует исправлениям и убеждает всех кругом (и, самое главное, текущую власть), что ничего исправлять не надо. Как есть, так и хорошо. Надо кричать «ура» в любом случае. А то, мало ли, если мы что-то начнём исправлять, то вдруг кто-то подумает, что раз исправляем, то у нас что-то может быть сломанным. И тут-то «враг» и начнёт реализовывать свои коварные планы. А враги для нас вообще все — включая соседей по лестничной клетке, которые недостаточно восторженно настроены, — поэтому говорить «всё отлично» надо вообще всегда, исправления надо отвергать вообще всегда, и на всякий случай изобличать в работе на врага вообще всех.

Так и получается, что не только «материалистические патриоты», но и интернационалисты с космополитами делают для улучшения жизни проживающих рядом с ними гораздо больше полезного, чем духовные патриоты. Даже когда ничего не делают, а просто не мешают чинить и соглашаются с тем, что чинить надо: ноль ведь больше радикально отрицательной величины.

И здесь, кстати, проявляется ещё один аспект «духовности». «Материалист» пытается анализировать материальный мир и приводить его в соответствие со своими желаниями. «Духовный патриот» же вместо этого пытается вымыслить для себя мир и представлять себя уже живущим в нём. В этом мире он уже живёт в самом лучшем месте самой лучшей страны в самое лучшее время, а у всех остальных заведомо хуже, и так им и надо, вражинам.

В числе «вражин», разумеется, тоже есть его коллеги по подходу, однако они в любом случае не призна́ют, что в стране этого «духовного патриота» правда всё зашибись, поскольку у них в качестве всё-зашибися уже фигурирует их страна. Остальные же смотрят, как оно, и отмечают для себя все фейлы, а не только бонусы. Поэтому, по сути, про «у нас всё лучше всех» думают исключительно сами «духовные патриоты» — «вражин» таким способом обдурить никогда не получается.

К счастью, можно вымыслить не только «у-нас-всё-зашибись», но и «у-них-полный-трындец». Главное, никогда не смотреть, как оно у них там, а слушать про это исключительно рассказы коллег по цеху. Активно домысливая ещё не охваченные ими области самостоятельно. Равно как и яростно фантазируя, как сильно убоялись тебя, позавидовали тебе, преклонились перед тобой, все эти подлые вражины. Это ж ты — духовный патриот, а потому у тебя объективная точка зрения на идеальность места твоего проживания, а они-то, ясен хер, понимают, что ты прав, но из-за врождённого коварства и патологической лживости просто этого не признаю́т.

Если же случится увидеть у них что-то, цинично выбивающееся за сочинённую картину, то и про это надо стремительно сочинить что-то в стиле «это — витрина» или «да ну, ерунда какая-то, эти ваши автомобили — телега лучше». Или, в крайнем случае, если уж совсем плохо получается, обосновать, что эту штуку подлые вражины украли у нас. Поэтому у них она есть, а у нас теперь её нет.

Тут, впрочем, начинается очень скользкая дорожка, поскольку так кто-то может случайно подумать, что замечательные «мы» могли кому-то проиграть и по этой причине от него отстать.

Такое столь же опасно, как услышанное мной недавно заявление, что на Западе люди добрые и вежливые исключительно от хорошей жизни, поэтому несчитово. Это ж как? Не проклятый либерал–космополит говорит мне, что в некоем не-у-нас люди добрее и одновременно с тем жизнь лучше, а патриот–государственник! Понятно, он думал, что так оправдывает меньший уровень доброты тут, однако получилось явно что-то иное.


Если копнуть поглубже, то за «духовным патриотизмом» в качестве его первопричин вскроются не только вполне понятное отчаяние («ничего не получается поправить, поэтому давайте хотя бы представим себе, что всё уже поправлено») и желание обрести душевное равновесие («сейчас нафантазирую себе рай вокруг себя и хоть ненадолго успокоюсь»), а совершенно паскудная моральная черта системы ценностей некоторых людей.

Как правило, человек хочет, чтобы его любили и считали успешным. Так удобнее и приятнее. И это понятное желание, однако зачастую оно выливается в то, что человек начинает хотеть, чтобы его любили и считали успешным, независимо от того, что он делает. Как бы априори — по праву рождения. И весь этот духовный патриотизм фактически вырастает из данной черты: «мы лучше всех просто потому, что мы есть». Мы не собираемся что-то делать для других и даже для себя. Мы не собираемся учиться и тем самым становиться лучше. Мы не собираемся улучшать ни своё, ни чужое существование. Мы просто хотим, чтобы мы доминировали изначально. Чтобы нас изначально считали королями и относились соответствующе. Именно для этого нам нужны все эти «подвиги предков», «родные равнины», «особая религия», «уникальная ментальность», «эксклюзивные права с начала веков» и прочие риторические приёмы обоснования собственной априорной исключительности на ровном месте.

Мы не собираемся выиграть какое-либо соревнование. Мы хотим, чтобы нам этот выигрыш засчитали автоматически. Просто потому, что мы есть. А они не засчитывают, вражины подлые!

Понятно, что несмотря на изрядное к сему моменту количество людей, считающих, что другие люди — такие же, как они, имеют такое же количество прав и столь же заслуживают счастья, — людей, которые считают, будто бы кто-то, кроме них, должен иметь больше прав, чем другие, и больше, чем они заслуживать счастья, поскольку этот кто-то от рождения лучше их, радикально меньше. Из-за этого духовный патриот просто обречён оставаться в окружении «подлых вражин», имеющих наглость не признавать его исключительности, но низводить духовного патриота до уровня себя, а то и ниже.

В общем, совершенно бесперспективное направление: жизнь будет только ухудшаться, отставание нарастать, отношения с другими жителями планеты портиться, а засохшее говно при этом всё равно удастся выдать за роскошный костюм исключительно самому себе и некоторым согражданам–единомышленникам. Остальные же будут «верить в это, но коварно не признавать правды» только в фантазиях.

Это — с чисто практической точки зрения. С моральной же всё ещё более понятно: записывающий себя в короли от рождения, вряд ли может считаться высокоморальным человеком.

Да, вот так, внезапно, «духовный патриот» заявленной «духовности»-то как раз напрочь лишён. Она у него бьёт через край тоже только в его воображении.

Высокодуховен вовсе не тот, кто измыслил себя «априорно лучшим в мире», а тот, кто сделал многое для того, чтобы в мире стало лучше. Хотя бы в мире, лично его окружающем.



doc-файл
публикация в блоге автора




Нейрокепка с розовыми очками спасёт мир!

А большие города везде похожи.
Например, Вена.


Дык просто же: собираешь собрание жителей дома, голосуете покрасить в яркий цвет, скинулись тыщ по пять и дом станет как в лучших домах Филадельфии



Боюсь, что не всё так просто и очередной надзорный орган а-ля роскомпозор горархнадзор и т.п. не дадут этому свершиться.

Помните регулярные кампании на тему внешнего вида домов, когда в одну кучу валили и "захламлённые" балконы, и разнообразные остекления лоджий, и внешние блоки кондиционеров, и спутниковые антенны, и пр. (в тот же замес был и такой, казалось бы внутренний элемент, как бронедвери в квартиру, ага)?

Вот и тут, боюсь, покраска "всем миром" не проканает - чинуши обязательно возбудятся на тему "пусть безобразно, зато однообразно".

С уважением.


(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Почему Вы обыкновенных музаков называете духовными патриотами? Это как сладкое шершавым назвать. Ровно эти же люди будут писать противоположные посты, если встретят пост о том, что что-то там не правильно. Они тут же напишут, что зато у них ...пища здоровее, а у нас сплошь пальмовое масло, да еще пенсионный возраст подняли.
Мудаки всегда недовольны и хотят скорее попротиворечить вообще любой информации.
А нормальные просто не пишут, они идут и красят по-новому.

"духовный патриот" - я бы заменил на "правоверный патриот". Ибо они как верующие, - абсолютно никаких попыток критически осмыслить однажды вбитые в голову идеи.

Наблюдается вот еще какая сопутствующая проблема. Раскрутит информационный ресурс окучивающий одну крайность - гораздо легче, чем ресурс в крайности не впадающий. А центристская позиция неизбежно будет подвергнута остракизму с обеих сторон. Возможно людям проще(нравится?) рассуждать в терминах или/или.

Сразу вспомнился анекдот про ученых и духовного патриота с косой ("фонарь мне на х.. прицепите, чтоб я еще в ночную смену косил").
Не понять ученому человеку духовных патриотов...

Edited at 2020-01-15 11:22 (UTC)

Вот вы же материалист, а рассуждаете как-то по-другому.
Ничего духовного здесь нет. Мы просто имеем дело с людьми, которые считают, что "всё должно быть сурово". Им просто действительно не нужны красные домики. Как и всё подобное. Всякая духовность им не нужна и подавно, как бы они не утверждали обратное.
Это всего лишь люди с определённым типом характера, обусловленным конституционально, т.е. биологически. Для таких людей вся жизнь - борьба. Всё надо превозмогать, терпеть боль, безо всяких там обезболивающих. К "лёгкости бытия" они настроены враждебно. Если кому-то легко жить, не нужно преодолевать трудности, то он скорее всего какой-то читер и это непорядочек, а порядочек нужно навести, усложнив засранцу жизнь.
Почему кажется, что среди патриотов и консерваторов таких людей много? А просто эти люди склонны принимать идеи со стороны и тупо следовать им. Им так проще. А глубокой, сознательной приверженности у них, как правило, нет.

Все куда проще: вы имеете дело с людьми, которые непосредственно своими руками красят домики.

Описанный вами феномен неплохо характеризуется понятием "идеалистический патриот" (раз уже есть материалистический). Слово "духовный" тоже хорошо, конечно.

Предлагаю из этих людей создавать волонтерские бригады и экспортивать через них годные вещи, имеющиеся у нас, на которые будет запрос у "убогоньких иностранцев". Так они смогут приносить реальную пользу Родине и миру, не противореча собственному мировоззрению.

А можно конкретно? Что и куда экспортировать вы собрались? Платежеспособный покупатель-редкий можно сказать исчезающий вид в наше время, за него борьба идет очень большая это раз. Во-вторых описываемые личности с ОБВМ (очень богатым внутренним миром), хорошо умеют только "пускать пыль в глаза", любая другая деятельность связанная с четко и однозначно измеримым результатом у них получается "очень сложно", будь то продажи чего-нибудь, а уж тем более производство на Евпропейском/Мировом уровне. В-третьих чтобы производить, что-то сложнее табуретки необходимы технологии, образование, начальный капитал и т.п., не думаю что описываемые в посте "личности" с этим справятся.

это эволюция синдрома вахтера (сейчас называемый "охранительством") помноженный на еще советское "тлетворное влияние запада", когда невинные вещи преследовались, просто потому, что это придумано где-то еще, а с этим где-то еще были идеологические контры, и официально признать, что там, заграницей, не только негров линчуют, было невозможно с точки зрения черно-белой пропаганды. Правда сейчас именно идеологической конфронтации нет, но сама по себе конфронтация, на голом месте, есть.

ну и бот-феермы наверное реагируют на маркеры - кто-то написал, что где-то там хорошо, тем самым раскачивая лодку. А если они зватра что-то хорошее напишут про сменяемость власти, например?

В который раз наблюдаю, как вы, ув.Алексей берете далеко не бесспорные факты. Например, "цветные домики - это хорошо" и "в передовой Европе домики - цветные". Принимаете их за аксиомы, выстраиваете на этом теорию объемом с "Войну и мир", а потом пытаетесь экстраполировать её даже за пределы аксиом.

Лично мне уже на втором абзаце на память пришел Париж, как один из наиболее одноцветных (светло-песчаного цвета) городов. Ладно, Франция недостаточно туманна и сЕверна. Но Лондон тоже не сказать что бы раскрашен во все цвета радуги.

Далее. Уже не раз бывало, что в современном градостроительстве Москвы пытались учитывать европейские наработки. Вспоминается парк парк Зарядье, который хотели сделать типа как "Город искусств и наук" в Валенсии, да только в Валенсии 0,8млн человек, а в Москве около 20млн и парк тупо не справляется с наплывом в праздники. И велодорожки, которые у нас много месяцев (исключение - текущая зима) покрыты снегом. Идеи хорошие, но воплотить их на должном уровне объективно невозможно. А в вашей теории прослеживается ложная дихотомия приводящая к заключению "если ты правильный патриот, ты должен хотеть цветные домики".

Давайте как-то это. С парком Зарядье всё плохо не потому, что «не справляется», а потому, что парк — говно: всё криво, косо, как попало, на отэбис, и только полумост хороший. При этом есть, например, Коломенское и Царицыно, где показано, как можно сделать на европейском уровне, и оба два почему-то при этом «справляются».

С Парижем, аналогично. Париж очень стилен в центральных районах, но всё равно весьма печален, как только зайдёт солнце. При этом так же сделать очень тяжело, поскольку, чтобы «как в Париже» надо не просто сделать всё серо-голубым, а ещё и построить всё в одинаковом стиле, что после того, как всё уже построено иначе, сделать невозможно.

Аналогично с центром Лондона: всё стильно (хотя и не так стильно, как в Париже), но ощущение при этом такое, будто бы попал в кино про тяжёлую жизнь рабочих девятнадцатого века. А мусор и постоянно пасмурная погода это впечатление усиливают.

В новых же районах в обоих двух уже крашеные в весёлые цвета домики. И во многих других городах так же: исторический центр сохранён, он мрачный, но зато историчный (правда, бывают исключения — фохтверк, в частности, выглядит достаточно позитивно и в своём историческом виде), а на более новых окраинах как-то пытаются компенсировать то, что вокруг совсем даже не Таити.

От строительства районов со стилизацией подо что-то — старину, фэнтези, сай-фай и т.п. — я бы не отказался и даже поприветствовал (и китайцы такое уже делают, поэтому оно возможно), однако надо что-то сделать и с уже построенными районами, не перестраивая их при этом с нуля. А для сего есть не так много вариантов: покраска и добавление декораций.

Главное - чтобы не начался попил денег на покраске зданий.
У нас уже внедрили херню для слепых - в тротуары вмонтировали фигурные плитки. Так на них здоровый человек может ноги сломать.
Или внедрили в подземных переходах пандусы для колясочников. Нормальным людям сделали неудобно - эти пандусы сделаны зигзагом.

Да ладно - патриоты. Тут уж даже европососательная Варвараламова на наш разноцветный райончик калом собственными белыми руками кидалась. "Пёстрые курятники", "немедленно сносить", "конюх в навозных сапогах в Эрмитаже" - и яростно врала-врала-врала, только бы говном облить.

А мне вот действительно радостно погулять в серую унылую питерскую погоду среди ярких солнечных красок.

Но вместо всего этого духовный патриот начинает возмущаться самим фактом предложения. Ибо, раз оно поступило, то это значит, что кто-то считает, будто бы «у нас» не всё идеально. Вот же козлина! Помалкивал бы. А ещё лучше бы нахваливал.

Пусть всё серое и депрессивное, но так и надо. Это у гейропейцев весело, а у нас всё должно быть сурово. Человек, блин, должен сдерживать слёзы отчаяния, выходя на улицу, — это закаляет характер.

Ещё у нас 700 лет назад было татаро-монгольское иго, поэтому мы как бы не виноваты, что домики тут серые.

Ну и другие стопицот обоснований, что всё правильно, чего бы тут не происходило и чего бы в это время не происходило там. И не виноваты мы (а особенно, конечно, наши власти), и не надо этого нам, и надо есть, что дают, и гордиться тем, что есть, чего бы это ни было.


а просто не нравиться разноцветные дома не могут?

кстати, Варламов вроде никак к этим самым духовным патриотам не относится, но вот отечественное разноцветье-новострои (а тем паче ремонт) обычно поносит, а в пример ставит заграничные районы, выдержанные в скупых цветах.

Насчет покраски домиков.
А у нас разве иначе?
Томск разноцветный. Екатеринбург - разноцветный. Иркутск - разноцветный. (во всех трех городах еще и деревянное зодчество было да и сохраняется кое где) Москва и та разноцветная. Питер вообще в центре выкрашен так что мало отличается от любого европейского города.
Просто наши города покрашены под белый снег внизу пейзажа и использованы не сильно яркие цвета как в Европе, где низ темно-серый, а скорее слегка приглушенные (голубой/салатовый/розовый вместо синего/зеленого/красного).

Я вообще серого города в последнее время не видел нигде где был.

В первую очередь, конечно, хрущёвки. Но многие сталинки и брежневки тоже серые или белые, быстро становящиеся серыми из-за пыли.

Вот типичный пример спальных районов Москвы.

https://www.google.ru/maps/@55.5945256,37.6676984,3a,60y,158.93h,104.63t/data=!3m6!1e1!3m4!1sjiRYORx_mguzca6-cKCLjQ!2e0!7i13312!8i6656?hl=ru&authuser=0