?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост поделиться пожаловаться Следующий пост
Ценный навык или типа того
lex_kravetski
Случайно встретившаяся отсылка напомнила мне про одну крайне важную школьную штуку.

В школьных тетрадях надо было карандашом чертить поля. Это было крайне важно, судя по заявлениям учителей. На нужном расстоянии, аккуратно, ровно.

Это было настолько важно, что на моей памяти раз двадцать дело доходило до скандалов — со слезами, криками, воплями, чуть ли не драками. Нет, не подумайте, каждый раз это были разные ученики и даже разные учителя, но, сцуко, раз двадцать только на моих глазах.

Мне и самому сколько-то там раз снижали оценку за то, что у меня было что-то не так с полями. А один раз даже написали замечание, что у меня не прочерчены поля на какой-то там странице, до которой оставалось ещё овердофига чистых страниц.

В общем, вы понимаете, теорема Пифагора и законы Ньютона просто сосут у полей в тетради — их ещё можно не понимать, но вот поля обязательны.

При этом крайне важные обязательные поля почему-то не были напечатаны в тетрадях сразу в момент продажи. То ли необходимо было экономить советскую полиграфическую краску, то ли это делалось специально, чтобы советским школьникам было где тренировать этот ценный навык на протяжении восьми—одиннадцати лет обучения.

Ясен пень, сейчас я от руки не пишу вообще и сам навык письма оказался бесполезен в дальней перспективе, но какое-то время ведь всё-таки писал и после школы, то есть, хоть как-то, хоть насколько-то.

Но, вот, сцуко, умение прочерчивать поля мне почему-то так и не пригодилось. Вообще нигде и вообще никогда. Но, подозреваю, если бы оно всё-таки где-то понадобилось, то на овладение сим навыком я потратил бы секунд пять—десять, тогда как в школе его предлагалось тренировать всё время обучения — на всякий случай, видимо. А то вдруг какие-то особо тупые не успеют научиться.

Я до сих пор недоумеваю с какой целью это так фанатично у всех тренировали. Как вообще это всё предполагалось использовать, если даже в вузе всем на поля уже было болт положить?

Подозреваю, это что-то из серии конспирологического «это людей специально готовили к тому, что в дальнейшем им придётся делать вручную какую-то бессмысленную херню, которую, если уж очень надо, можно было бы за полчаса внедрить на производствах всей страны».

И если у вас сейчас появилось желание каким-то подобным образом оправдать весь этот дебилизм, то помните, это — одна из важнейших причин развала Советского Союза: вместо того, чтобы оперативно пофиксить локальные проявления дебилизма, их свято хранили, передавали потомкам и даже придумывали глубокую философию необходимости сохранения оного на все времена.

Да, сцуко, я так себе и представляю: кругом коммунизм, люди на Плутон в отпуск летают — с целью чисто позырить, все болезни побеждены, искусственный интеллект уже от реального не отличить, но всё равно в школах какие-то долбодятлы требуют от детей чертить сраные поля в сраных тетрадках, потому что это крайне полезно и важно с точки зрения глубокой философии.



doc-файл



Как мне кажется, это не про навык, а про то, что поля нужны были учителям, чтобы делать на них пометки напротив ошибок. Но бесило, да.

Тебе кажется.
На самом деле это - дрессировка на послушание и выполнение непонятных действий без раздумий.


Ну вот зачем напомнили? Теперь спать не смогу...

Была подготовка к новому учебному году - в конце августа во всех тетрадях прочертить поля. Поле должно быть 4 клетки, и даже если тетрадный лист был отрезан криво(не целым числом клеток), поле всё равно должно быть 4 клеточки, т.е. приходилось чертить не по напечатанной линии а между, предварительно отмерив сверху-снизу.
Как-то при отсчёте 4-х клеток справа тыкал ручкой в клетки, в результате на одном листе были на полях видны 4 точки - был сурово наказан училкой...

В 1981 году тетради были с полями. Видимо, надобность в линовании отпала.

Это тетради с линеечками. А с клеточками без полей были, я тож чертил.

Лекс, загляни в свою школу, да спроси у какой-нибудь старенькой учительницы, зачем они это требовали.

(спойлер) - прививали детям аккуратность и учили стандартам оформления. Ага, отступи две клеточки, отступи одну клеточку - вот это все.

А мои родители писали ещё чернимльными ручками и у них были уроки правописания. Мама сохранила пару тетрадок, сейчас это называют каллиграфией и предлагают учиться за отдельную плату.

В младшей школе это важно: мелкая моторика, дисциплина. Конечно, теперь-то вс компьютер сделает и писать учиться не нужно.

Ну так если каллиграфия — это отдельный навык и отдельная компетенция, то зачем всех этим заставлять страдать? Почему у меня до сих пор детеныш спрашивает «я решила задачу по геометрии, но не по формуле, мне поставят двойку или нет?» Ну да, геометрия по формуле, все ок.

Поля это подготовка ко взрослой жизни! Сколько раз Вам было нужно знание теоремы Пифагора или законов Ньютона? Скорее всего только для выполнения домашнего задания своим детям ;)) И сравните сколько раз на дню вам приходится выполнять идиотские, не имеющие ни капли логического обоснования Указания и Инструкции вышестоящих и контролирующих органов!

> Сколько раз Вам было нужно знание теоремы Пифагора или законов Ньютона?

Конкретно мне — до фига раз. Поскольку мне математика и физика весьма нравятся, а эти вещи — ключевые для понимания овердофига всего. В частности, на теорему Пифагора завязаны даже такие вещи, которые кажутся далёкими от геометрии. Комплексные числа, например.

Другое дело, что я вообще не понимаю, нафига их учить наизусть — справочники же есть. Главное понять, про что это, почему оно так, и откуда это узнали, а конкретный вид формулы можно за три секунды потом загуглить, а то и просто запросить из базы формул.

подозреваю поля нужны для удобства проверки работы учителем.

Очень наивно.
На самом деле это - дрессировка на послушание и выполнение непонятных действий без раздумий.


Этот, а также много подобных приколов вылезают сами, когда имеешь дело с детьми (или ещё хуже, со взрослыми уровня интеллекта ящера).

Изначально цель какая? Научить аккуратности. Записи выглядят аккуратно, когда между абзацами отступ три клеточки, красная строка - отступ два пальца, поля справа - четыре клеточки.

Не менее аккуратно выглядят записи, когда между абзацами отступ две клеточки, красная строка отступает на три пальца, а поля - пять клеточек. Или три. Или три с половиной.

Но юные ящеры не понимают слова "делайте поля такой же ширины, как на предыдущей странице". Они отступают то две клеточки, то восемь, и всё это на одной странице. На замечание учителя "делай поля одной ширины" они делают круглые глаза и вопрошают "а какой"?

Черти линию! - говорит учитель. И вот расчерчено. На одной странице отступ четыре, на другой - пять. Отчего? - вопрошает учитель. - Я забыы-ыл, - тянет ящер.

Черти тогда поля заранее! - говорит учитель. И думает, что проблема решена. Наивный! Он ещё не знает, сколько раз ученик забудет, перепутает, не сделает.

Системная ошибка образования тут, конечно, в том, что научить аккуратности человека, который не хочет ей учиться - нереально.

Самое главное, нельзя научить человека аккуратности, если этого не хотят даже те, кто его ей учат. Ибо, как сообщалось в статье, если поля действительно так всем нужны, то совершенно неясно, почему их не печатают сразу в ученических тетрадях.

Этим ученику как бы сообщается: «мы делаем вид, что нам нужно научить тебя аккуратности, но на самом деле нам вообще пофиг — нам самим лень печатать эти поля даже тогда, когда это делает спец-машина».

Сейчас, кстати, идёт вторая чудесная итерация: когда повсюду документы уже печатают в Ворде, но всей школьной системе это вообще побоку, поэтому она в лучшем случае показывает Ворд на уроках информатики, 99% учителей которой не в курсе существования стилей в оном, а в худшем не показывает вообще. Чем как бы снова намекают на то, что «мы делаем вид, что это важно, но на самом деле нам пофиг». Прекрасный пример для школьников, чего уж там.

Поля в тетрадке нужны были для того же для чего в прусской армии 18 века нужен был солдату парик с аккуратной косичкой

То есть это признак - слушается ли и подчиняется учителю (офицеру для прусской армии) индивидум или в нем осталась еще строптивость и непокорность.

Это такая же дисциплинарная мера как кавайная и непрактичная школьная форма в японских школах для девочек :)

"пробирный камень" - умеешь подчиняться и выполнять или нет.

Заодно сразу показывает учителю - кого надо подтянуть в этом, на кого обратить внимание - достаточно просто посмотреть на собранные тетрадки...

Подтягивать в чем? Умению рисовать поля? Зачем подтягивать в этом качестве?

Это мало кто знает, но в то время на орбите Земли находился линейный корабль Протеанов. Там тщательно следили за всеми тетрадками в мире и при снижении процента правильных полей ниже некоего критического уровня планету бы просто аннигилировали. Понимаю, в это никто не поверит, но советские учителя спасли мир!

Ох тыж!

Значит проводя Линию, земляне приносили мольбы великой Линейности Протеанов!

а еще в школе заставляли маршировать. типа в армии пригодится.
на что я задал военруку вопрос: нафига мне в школе маршировать , если в армии целых два года на это дается. может лучше стрелять поучиться?

И что ответил военрук?

А мы в школе и стрелять учились. К сожалению, меньше, чем хотелось бы.

Не совсем по теме

А зачем нам искусственный интеллект, который "от реального не отличить"? Реальные пока еще попадаются. Искусственный хочется, чтобы был лучше в каком-нибудь смысле.

Re: Не совсем по теме

> А зачем нам искусственный интеллект, который "от реального не отличить"?

Для ботов в компьютерных играх.

Было дело. А еще училка русского языка требовала на каждом уроке наличия словариков - блокнотов, в который мы записывали избранные ею слова. Каждый урок (после ритуального прочтения хором стишка "Да будь я и негром...") начинался с экзекуции проверки наличия словариков. Конечно, всегда кто-то их забывал. И вслед за этим звучала ритуальная фраза: "Так! Урок сорван!"

Поля отделяли на листе специальное пустое пространство учителю, чтобы он мог делать там пометки. В частности велся счет и вид ошибок, что позволяло после проверки работы, быстро подсчитать число замечаний и выставить отметку.

Отсутствие полей, очевидно, затрудняло и замедляло эту работу тем сильнее, чем больший объем текста надо было проверить. Так что поля в тетрадях были объективно нужны. Другой вопрос, на сколько сильно нужно было карать за их отсутствие на тех листах, где ещё ничего не написано.

Так или иначе в 80-х большинство тетрадей стали выпускаться сразу с полями, отчерченным красной яркой линией. А тетради для чистописания, часто ещё имели и поля слева, чтобы ученик приучался делать отступ.

"Поля отделяли на листе специальное пустое пространство учителю, чтобы он мог делать там пометки. В частности велся счет и вид ошибок, что позволяло после проверки работы, быстро подсчитать число замечаний и выставить отметку. "

Херня. Поля нужно было чертить для того, чтобы ребенок с детства приучался выполнять команды. Даже бессмысленные, на его взгляд.

"Отсутствие полей, очевидно, затрудняло и замедляло эту работу тем сильнее, чем больший объем текста надо было проверить. Так что поля в тетрадях были объективно нужны."

Были бы они "объективно нужны" - их бы сразу печатали на типографии.

"Другой вопрос, на сколько сильно нужно было карать за их отсутствие на тех листах, где ещё ничего не написано. "

Это как раз к бреду про "объективно нужны". Логику у тебя в советской школе тоже не преподавали, верно ?

Задача обучаемости в стаде отличаются от задач индивидуальной обучаемости.

Учить -- тренировать -- дрессировать

Видать большевики поняли, как надо готовить кадры
Спец-школы и академгородки и шарашки
ПТУ и спорт-организации
и шобола-грёбала, колония - лагерь