?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Общество гиперпотребления
lex_kravetski
По стечению обстоятельств я внезапно попал в гипермаркет.

Гипермаркет гораздо больше супермаркета, а ведь уже в супермаркетах у меня рябит в глазах от разноцветных этикеток и одновременно с тем приходится постоянно бороться с желанием сбежать отсюда. Лучше всего, навсегда.

Потому что, нет, это всё вовсе не «общество потребления». Потреблять — это вполне неплохо. В том числе, потреблять не что попало, а то, что сильнее всего нравится. Скорее уж это — «общество суеты». Специальное место, где маркетологи под видом «ты можешь всё купить прямо у нас» постарались максимально затруднить этот процесс, расставив товары так, чтобы ты, не дай бог, правда не купил то, что тебе нужно, быстро.

Туда желательно приходить, не зная, что ты собираешься купить. Сама эта мысль меня вымораживает, но по тому, как там ведут себя окружающие, видно, что это — их способ отдыха и развлечения.

Но одного только отдыха и развлечения тут мало. Тут, на самом деле, явно прослеживаются более глубокие мотивы.

Больше всего в гипермаркетах меня тяготит выражение лиц посетителей. В них обычно какая-то особая серьёзность. Серьёзность настолько зашкаливающей степени, что можно было бы подумать, будто они прямо сейчас в миллиметре от завершения разработки общей теории поля или хотя бы мысленно дописывают последние страницы романа, обречённого стать хитом на все времена.

Тем удивительнее, что с этими серьёзными щщами, с этим видом «я тут не хухры-мухры, а дело делаю», с этими испускаемыми во все стороны флюидами озабоченности чем-то очень важным, они всего лишь покупают товары. Причём не раз в десять лет, по случаю, а несколько раз в неделю. Садятся всей семьёй на машину, едут в магазин, шляются там полдня между полок, переругиваясь и постоянно восклицая что-то типа «о боже мой, а как же зубная паста?!!», нагребают там три тележки всего подряд, грузят их в машину… И вот выходные потрачены.

Эта хреновня должна исчезнуть. Я люблю высотные квартирные дома, поскольку это красиво и рационально, но вот эти магазины, площадью с квартал — воплощённое зло. Даже если каждый из нас и правда потребляет три тележки товаров в неделю, лучше всё это заказывать по интернету и желательно в автоматическом режиме.

Хотя бы для того, чтобы истребить в себе эту опасную иллюзию. Этот психологический бич современности.

Современник, хотя ему дадены возможности изучить чего угодно — от нейробиологии до тензорного анализа и от теории музыки до африканских языков, возможности овладеть любым искусством — хоть рисовать, хоть снимать кино, возможности научиться играть в любую игру — от футбола до Мортал Комбата, уверенно полагает, что ко всему этому у него нет таланта, а потому он не будет этим заниматься.

Но зато он обнаруживает в себе иной, разумеется, крайне полезный талант, который наверняка как раз и делает его уникальным и востребованным: способность выбирать. Только выбирает он вовсе не способы решения задач — о нет, к решению задач он у себя таланта не видит. И не своих временных представителей в органах власти — о нет, там ведь «всё куплено», да и тем, кто наверху, один хрен, наверняка виднее, как и что делать, поэтому надо просто проголосовать кивком за того, про кого скажут.

И он выбирает не между гипотезами о некоем физическом явлении — какую проверять первой. И не между музыкальными ходами в сочиняемой им песне. И не между вариантами поведения в морально-этическом вопросе. И не между планетами, куда можно было бы запустить робота-исследователя. И не между оттенками цвета в картине, которую он рисует. И не между друзьями, с которыми надо бы встретиться сегодня вечером. И не между книгами из списка непрочитанных.

Его уникальнейший талант, только и оправдывающий его существование, — это способность тщательно выбирать какой-нибудь простой и примитивный товар. Квалифицированно решить, лучше ли шампунь с берёзовыми бруньками для увеличения объёма или же оздоравливающий шампунь с вытяжкой из жёлтой суматранской жабы без ГМО.

Можно было подумать, что я домысливаю. Но блин, нет — посмотрите сами, с каким выражением лица покупатели осматривают пачки с рыбой или упаковки салфеток. Послушайте их разговоры. Послушайте, блин, свои разговоры. Посмотрите, блин, в зеркало на самого себя в этот момент.

Если на вашем лице в этот момент не было написано «вот бы быстрее найти, что надо, и свалить к моим матана́м и му́зыкам», и одновременно с тем оно не говорило «да мне пофиг, я просто возьму вон ту бутылку, поскольку название прикольное», если вы правда в этот момент верили, что вот эти два шампуня, разлитые на одной фабрике с немного разными ароматизаторами, правда чем-то существенным отличаются, если вы правда с умным видом объясняли своим спутникам, как правильно выбирать консервы с креветками, расчёску и батарейки, то вот это уже оно самое. Вы уже — долбанный эксперт по винам, пудрящий людям мозги тонкими ароматами дуба и блеском восточных склонов. Только вы делаете это не за бабло, а за самомнение. Демонстрируя другим и, главное, самому себе ваш уникальный талант выбирать примитивные товары.

Вы, блин, сейчас выбирали не велосипед, не компьютер, не швейную машинку и даже не походный рюкзак. Там да, детали конкретных моделей могли бы хоть немного оправдать то время, которое было потрачено на выбор среди предложенных вариантов. Но, ядрён батон, это кетчуп же. Это — резинки для волос. И это по два раза в неделю. Зачем в этот момент так яростно демонстрировать всем, что вы заняты Делом с большой буквы «д»?

Можно было бы подумать, что эксперты по потреблению водятся только в комментах, где они с умным видом пытаются сообщить авторам, про что и как этим авторам следует писать, чтобы угодить тонкому вкусу очередного Эксперта, но нет, в остальном мире всё точно так же. Многие люди правда считают, что они заняты важным и полезным делом, когда озвучивают или хотя бы обдумывают все малейшие биения тонких оттенков глубоких послевкусий своих пристрастий в области потребления копчёной грудинки, заколок и туалетной бумаги.

Да боже ж мой, я крайне далёк от того, чтобы обвинить кого-то, что ему не пофиг запах его дезодоранта, не пофиг цвет его футболки, не пофиг текстура его джинсов, но, ядрён батон, всё это — совсем даже не квантовая механика. Не теория машинного перевода. Не рецепт панацеи и не проект космического корабля. И даже не рядовая поп-песня или иллюстрация, которую художник со скуки набросал на салфетке. Всё это совершенно точно не стоит половины дня беготни, обсуждения со всеми друзьями и организации у себя на лице столь серьёзных щщей.

Я вам сейчас обидное скажу: все эти трепыхания — это совсем даже не талант. Человек, активно им поддающийся, совсем даже не «востребованный специалист». И не «тот, к чьему мнению будут прислушиваться». И не «выбравший свой особый путь, на котором он достиг совершенства».

Это — обычное для всех людей наличие персональных вкусовых пристрастий к бытовым вещам и продуктам. Которое, вообще говоря, в идеале было бы удовлетворять за нулевое время, а совсем даже не растягивать на целый день.

Если бы этот вариант был реализован, то время было бы освобождено для гораздо более интересных дел, процесс деланья которых действительно имел бы право порождать долгие обсуждения.

Однако проблема в том, что люди на такой пойтить не могут: ведь их единственный, как им кажется, талант тогда окажется зарытым, и иллюзия участия в Деле с большой буквы «д» исчезнет.

Вот здесь реальный трындец современности, а вовсе не в том, что «товаров стало слишком много».

Так называемое «общество потребления» — это когда товаров много и у людей есть много времени на то, чтобы их потреблять — в противовес впахиванию на поле по шестнадцать часов в сутки без выходных с хлебом из белены на завтрак, обед и ужин. Но само по себе потребление ни фига не плохо. И доступность большого количества товаров для всех — это отлично. И разнообразие оных — отлично. И тем более, прекрасно, что люди всё меньше и меньше связаны тупым примитивным физическим трудом. Всё это вообще зашибись и нет никакого смысла с этим бороться.

Но вот «общество гиперпотребления» — это такое состояние общества, когда большинство людей правда верит в то, что, затариваясь в гипермаркетах, они правда занимаются чем-то очень важным.

Вот оно, да, полный отстой.

Метки:

Ох..сколько тут всяких "но" и "хм" у меня возникает. прям даже не знаю с чего начать.

тонкий знаток вин с западных склонов?
или дизайнер скругленных углов?)))

Тяжело там у вас - в Москве. Но могу успокоить: не только в остальной России, но и в большей части остального мира жизнь гораздо проще и мало кто проводит в супермаркетах больше получаса, а чем от супермаркета отличается гипермаркет вообще мало кто знает.

Вообще, я много где был. Это зло уже весьма нехило расползлось по миру — по крайней мере, от Португалии до Малайзии. И есть оно далеко не только в крупных городах.

Так ведь теперь специально воспитывают именно для ПОТРЕБЛЕНИЯ!
Забыла название и автора, читала в юности рассказ фантастический о таком воспитании деток при капитализме. Казалось:ужас-ужас. Теперь это обыденность :(:(:(

Случайно на быстром коменте нажал "эньтер" и не полностью комент запостил:

Ох..сколько тут всяких "но" и "хм" у меня возникает. Прям даже не знаю с чего начать. С вопроса о свободе воли что ли? Выбираем ли мы "наркотики", которые мы выбираем? Не "забить" ли на механизмы возбуждения и торможения, которые нас в других гражданах не интересуют и раздражают? Достаточно ли мы знаем про те социальные рычаги регулирования поведения, которые позволили бы направить эту диссипацию в работу? Может просто успокоиться тем, что эти люди без цели "взбивают экономические сливки", на которых потом растет в том числе и наука? А то разогнать все гипермаркеты, а граждан посадить "под надпись "поршневое кольцо" - так они будут еще больше диссипировать.

Сколько в этих хождения механизма "охотников-собирателей" - это так ремарка между делом.

Другой момент - сколько людей ходит в такие публичные места, чтобы "других посмотреть и себя показать"?

Ну и третье - реально ли таких потребительских наркоманов большинство, или они просто "бросаются вам в глаза"?

"реально ли таких потребительских наркоманов большинство, или они просто "бросаются вам в глаза"?"
+1! И остальные вопросы тоже в тему.
Есть куча более важных вопросов, чем порицание потреблятства.
Например: Почему часть детей плохо учатся в школе, причем и в советские времена тоже так было? Это при том, что эти же самые двоечники дадут фору отличникам, как только окажутся вне школы!
Мне известен ответ на этот вопрос, но не ясно как эту проблему можно практически решить, как учить детей? Раздельно по разным программам? Разделив на "как бы касты" с детства, акцентировав, что все как бы касты одинаково необходимы всем?
Вот когда есть такие темы, тема гипермаркетов уходит на 16е место. Тем более, что и я бывал в них в Штатах, и не сказал бы, что там ходят дИбилы между рядами полок часами морща лбы. Задорнов врал, америкосы не тупые. Им просто русские не особо интересны, как и любые иные народы.

Был хороший гипермаркет Утконос. До автоматических заказов они увы не дошли, но в целом было удобно - заказал - пришел - заплатил - забрал. Но потом какой то умник решил, что аутпосты им не нужны и осталась лишь доставка на дом...

Ага, самый цирк был: они начали строить такой аутпост в соседнем со мной доме. Я радовалась, что теперь не придется таскаться далеко, можно будет выскочить, быстренько забрать заказ и никаких проблем. Они отремонтировали помещение, завезли стеллажи и прилавки, присобачили вывеску и... не открылись. Потому что пришел умник и решил. Подразнились и свалили.

(Удалённый комментарий)
Тут что еще можно сказать - если бы обман и мошенничество не были узаконены, не стали частью повседневной жизни, то и выбирать товары/услуги людям было бы проще и комфортнее. Берёшь, к примеру, сыр "Российский", и не нужно долго смотреть на его внешний вид, не нужно изучать этикетку в поиске пальмовых масел и животных жиров - зачем, ведь тот же сыр стоит везде одинаково и везде одинаково качественный, в магазине принципиально не может быть некачественного, с подвохом, товара. Но пока не так, к этому еще предстоит идти.

Вынужден отметить, что боязнь пальмового масла у граждан — это тоже проявление адского маркетинга гипермаркетов.

У меня в гипермаркетах лицо точно очень серьезное, возможно, граничащее с несчастным. Уж точно зверски сосредоточенное. Потому что эти твари маркетолухи опять все переставили, я опять не могу найти то, что хочу купить, а очень надо, потому что следующий раз я сюда выберусь в лучшем случае через пару недель и без машины.  Надо уже выполнить этот чертов квест, чтоб закончить и забыть на время.
Подозреваю, что не только у меня причина зверской серьезности именно в этом.
Если б можно было все нужное заказать через  тырнет в одном месте, не по цене самолета и чтоб доставили вовремя, я была бы счастлива. Но так не бывает, увы.


Так не бывает, потому что не полезно для бизнеса) Но это пока, со временем и здесь "пристреляются", выработают стратегию. Супер-пупер-гипер-маркет - это, оказывается, очень серьёзная штука, не абы как там всё расставляется и переставляется.

> Но одного только отдыха и развлечения тут мало. Тут, на самом деле, явно прослеживаются более глубокие мотивы.
> Больше всего в гипермаркетах меня тяготит выражение лиц посетителей. В них обычно какая-то особая серьёзность.

Да какая там серьёзность и глубокие мотивы. )))) (кэп моде он) У большинства людей на лице написан ступор, по разным причинам, и очень часто это причина "боже, сколько здесь продают ненужного гавна, а {нормального мяса|подставить нужное} тут нифига нету". Гипермаркет - он же специально придуман, чтобы впарить побольше ненужного. Соотношение "сигнал/шум", то есть "годное/шлак" в них ниже, чем в специализированном магазине, и выбор поэтому затруднён. Но чтобы реально хорошо и с пользой выбирать чего приобрести - надо заранее знать, чего нужно, и заранее поискать, где оно есть. А это надо потратить силы и время, которых нет или тратить лень. Гипермаркеты это обстоятельство эксплуатируют. Вот и всё. (кэп моде офф)

Edited at 2018-12-24 18:31 (UTC)

Тоска по совковым очередям детектед!

С этим как раз в гипермаркетах всё ОК: если вдруг перед кассами нет очередей, то с касс просто убирают часть кассиров.

Почему у меня такое сосредоточенное лицо в гипермаркетах:
1) редкий гипермаркет указывает помимо цены товара еще и стоимость килограмма (метра, единицы, куска - и так далее).
И медитируя в бытхиме, брать мне средство для стирки А или Б, я пытаюсь сосчитать, с каким одна стирка будет дешевле.
Учитывая, что бутылки разных объемов, да и расход на стирку у них отличается, прикинуть в голове выходит достаточно энергозатратно.


2) нужно проверить, что на ценнике под товаром указана именно та цена, которую стоит именно этот товар.
А не аналогичный товар другого производителя, или порционный вместо весового или еще что в таком духе.


К сожалению, мои доходы не предполагают отсутствия интереса к ценам товаров.


В ашане пишут за кг. Часто маленький объем дешевле большого.
В перекрестке ариель в 2.5 раза дороже сука!

Мне видится здесь очередной пример когнитивного искажения.

Типичный посетитель гипермаркета не стоит в тяжких раздумьях перед КАЖДОЙ полкой. Он стоит только перед теми, выбор товаров на которой лично для него важен. Для меня выбор кетчупа не важен абсолютно, но я знаю людей, которые от "неправильного" кетчупа категорически отказываются и они, сука, действительно отличают на вкус один от другого - я проверял их слепым тестированием.

А для меня, например, важен выбор молока, и, если я сразу не увижу на полках привычной марки, я буду довольно долго перебирать бутылки, читать этикетки и напрягать интуицию, чтобы выбрать такое, чтобы можно было пить не слишком сильно морщась.

При этом фокус в том, что мой проход мимо полок с кетчупом будет быстрым и незаметным постороннему наблюдателю, а стояние рядом с молоком - долгим и заметным. И так же со всеми остальными - их поведение будет выглядеть цепочкой долгих выборов с быстрыми переходами между ними, а не вкраплениями долгих выборов в цепочке быстрых.

Ага, типичная ошибка выжившего — если в окее не успели поменять полки местами, то я туда забегу с корзинкой, пихну в нее хлеб-батон-молоко-овощи и убегу за 15 минут. При этом вероятность зафиксировать меня много меньше, чем оболтуса, который с тележкой три часа там ползает.

Проблема гипермаркетов - товара слишком много. Километры полок с по сути одинаковыми товарами но разными этикетками. Выбор между ними и сама покупка растягиваются на безумно неадекватное количество времени, превращаясь в кошмар. Надо рассмотреть каждый вариант и вникнуть во все детали. Покупая в слепую следует понимать, что тебя почти всегда обманут.
Естественно, это никакой не плюс современной жизни, а огромный минус. Магазины должны экономить наше время, а не жрать его с адской силой. То есть ты пришел, сказал что тебе надо, и тебе, без обмана дали желаемое - на заставляя тебя исследовать километры товаров и забивать голову ненужной информацией. В идеале - заказал по интернету и тебе, снова без обмана, привезли.
Еще одна особенность современности - избыточное количество вещей, которым надо уделять время. Советская система заботилась, чтобы вещей у нас было меньше, казалось, что из вредности. Сегодня приходи понимание, что нас просто спасали - чтобы мы не утонули в водовороте собственных вещей. Вместо личного авто у нас был общественный транспорт. И после множества бездарно проведенных выходных в 1) поиске деталей для авто 2) сравнении цен на них 3) анализе потребительских свойств 3) покупке деталей 4) поездках в сервис и так далее начинаешь мечтать об старом добром общественном транспорте, которого уже нет потому что все пересели на авто. У нас было централизованное отопление вместо бойлеров и газовых котлов, которые чем дальше тем больше делают ненадежными, к ним надо все чаще искать детали, везти в сервис, вести из сервиса, вести на свалку, покупать новые и так далее.
В итоге выходные ты вынужденно проводишь в магазинах, прислуживая собственным вещам, расплодившимся сверх меры из-за хаотичного, а не планового развития общества.
В общем, куда не глянь - капитализм тужится решить проблемы, которые сам же и создал.

Мало денег пишется короче.
Купи новую тачку и поручи заботу о деталях дилеру

Магазины через 20 лет

5 лет назад я думал, что через 20 лет "физические магазины" (кроме формата "у дома") исчезнут как форма извлечения прибыли от торговли.

И начнут проходить у крупных производителей по статьям расходов "маркетинг" "реклама" и подобным.

Но глядя на мир вокруг я в этом сомневаюсь.

Странный текст. Что, надо покупать товары не выбирая? Брать первый попавшийся шампунь, чай или кетчуп?

Он сказал - надо в утконосе не глядя втридорога брать.