Lex Kravetski (lex_kravetski) wrote,
Lex Kravetski
lex_kravetski

Categories:

Общество гиперпотребления

По стечению обстоятельств я внезапно попал в гипермаркет.

Гипермаркет гораздо больше супермаркета, а ведь уже в супермаркетах у меня рябит в глазах от разноцветных этикеток и одновременно с тем приходится постоянно бороться с желанием сбежать отсюда. Лучше всего, навсегда.

Потому что, нет, это всё вовсе не «общество потребления». Потреблять — это вполне неплохо. В том числе, потреблять не что попало, а то, что сильнее всего нравится. Скорее уж это — «общество суеты». Специальное место, где маркетологи под видом «ты можешь всё купить прямо у нас» постарались максимально затруднить этот процесс, расставив товары так, чтобы ты, не дай бог, правда не купил то, что тебе нужно, быстро.

Туда желательно приходить, не зная, что ты собираешься купить. Сама эта мысль меня вымораживает, но по тому, как там ведут себя окружающие, видно, что это — их способ отдыха и развлечения.

Но одного только отдыха и развлечения тут мало. Тут, на самом деле, явно прослеживаются более глубокие мотивы.

Больше всего в гипермаркетах меня тяготит выражение лиц посетителей. В них обычно какая-то особая серьёзность. Серьёзность настолько зашкаливающей степени, что можно было бы подумать, будто они прямо сейчас в миллиметре от завершения разработки общей теории поля или хотя бы мысленно дописывают последние страницы романа, обречённого стать хитом на все времена.

Тем удивительнее, что с этими серьёзными щщами, с этим видом «я тут не хухры-мухры, а дело делаю», с этими испускаемыми во все стороны флюидами озабоченности чем-то очень важным, они всего лишь покупают товары. Причём не раз в десять лет, по случаю, а несколько раз в неделю. Садятся всей семьёй на машину, едут в магазин, шляются там полдня между полок, переругиваясь и постоянно восклицая что-то типа «о боже мой, а как же зубная паста?!!», нагребают там три тележки всего подряд, грузят их в машину… И вот выходные потрачены.

Эта хреновня должна исчезнуть. Я люблю высотные квартирные дома, поскольку это красиво и рационально, но вот эти магазины, площадью с квартал — воплощённое зло. Даже если каждый из нас и правда потребляет три тележки товаров в неделю, лучше всё это заказывать по интернету и желательно в автоматическом режиме.

Хотя бы для того, чтобы истребить в себе эту опасную иллюзию. Этот психологический бич современности.

Современник, хотя ему дадены возможности изучить чего угодно — от нейробиологии до тензорного анализа и от теории музыки до африканских языков, возможности овладеть любым искусством — хоть рисовать, хоть снимать кино, возможности научиться играть в любую игру — от футбола до Мортал Комбата, уверенно полагает, что ко всему этому у него нет таланта, а потому он не будет этим заниматься.

Но зато он обнаруживает в себе иной, разумеется, крайне полезный талант, который наверняка как раз и делает его уникальным и востребованным: способность выбирать. Только выбирает он вовсе не способы решения задач — о нет, к решению задач он у себя таланта не видит. И не своих временных представителей в органах власти — о нет, там ведь «всё куплено», да и тем, кто наверху, один хрен, наверняка виднее, как и что делать, поэтому надо просто проголосовать кивком за того, про кого скажут.

И он выбирает не между гипотезами о некоем физическом явлении — какую проверять первой. И не между музыкальными ходами в сочиняемой им песне. И не между вариантами поведения в морально-этическом вопросе. И не между планетами, куда можно было бы запустить робота-исследователя. И не между оттенками цвета в картине, которую он рисует. И не между друзьями, с которыми надо бы встретиться сегодня вечером. И не между книгами из списка непрочитанных.

Его уникальнейший талант, только и оправдывающий его существование, — это способность тщательно выбирать какой-нибудь простой и примитивный товар. Квалифицированно решить, лучше ли шампунь с берёзовыми бруньками для увеличения объёма или же оздоравливающий шампунь с вытяжкой из жёлтой суматранской жабы без ГМО.

Можно было подумать, что я домысливаю. Но блин, нет — посмотрите сами, с каким выражением лица покупатели осматривают пачки с рыбой или упаковки салфеток. Послушайте их разговоры. Послушайте, блин, свои разговоры. Посмотрите, блин, в зеркало на самого себя в этот момент.

Если на вашем лице в этот момент не было написано «вот бы быстрее найти, что надо, и свалить к моим матана́м и му́зыкам», и одновременно с тем оно не говорило «да мне пофиг, я просто возьму вон ту бутылку, поскольку название прикольное», если вы правда в этот момент верили, что вот эти два шампуня, разлитые на одной фабрике с немного разными ароматизаторами, правда чем-то существенным отличаются, если вы правда с умным видом объясняли своим спутникам, как правильно выбирать консервы с креветками, расчёску и батарейки, то вот это уже оно самое. Вы уже — долбанный эксперт по винам, пудрящий людям мозги тонкими ароматами дуба и блеском восточных склонов. Только вы делаете это не за бабло, а за самомнение. Демонстрируя другим и, главное, самому себе ваш уникальный талант выбирать примитивные товары.

Вы, блин, сейчас выбирали не велосипед, не компьютер, не швейную машинку и даже не походный рюкзак. Там да, детали конкретных моделей могли бы хоть немного оправдать то время, которое было потрачено на выбор среди предложенных вариантов. Но, ядрён батон, это кетчуп же. Это — резинки для волос. И это по два раза в неделю. Зачем в этот момент так яростно демонстрировать всем, что вы заняты Делом с большой буквы «д»?

Можно было бы подумать, что эксперты по потреблению водятся только в комментах, где они с умным видом пытаются сообщить авторам, про что и как этим авторам следует писать, чтобы угодить тонкому вкусу очередного Эксперта, но нет, в остальном мире всё точно так же. Многие люди правда считают, что они заняты важным и полезным делом, когда озвучивают или хотя бы обдумывают все малейшие биения тонких оттенков глубоких послевкусий своих пристрастий в области потребления копчёной грудинки, заколок и туалетной бумаги.

Да боже ж мой, я крайне далёк от того, чтобы обвинить кого-то, что ему не пофиг запах его дезодоранта, не пофиг цвет его футболки, не пофиг текстура его джинсов, но, ядрён батон, всё это — совсем даже не квантовая механика. Не теория машинного перевода. Не рецепт панацеи и не проект космического корабля. И даже не рядовая поп-песня или иллюстрация, которую художник со скуки набросал на салфетке. Всё это совершенно точно не стоит половины дня беготни, обсуждения со всеми друзьями и организации у себя на лице столь серьёзных щщей.

Я вам сейчас обидное скажу: все эти трепыхания — это совсем даже не талант. Человек, активно им поддающийся, совсем даже не «востребованный специалист». И не «тот, к чьему мнению будут прислушиваться». И не «выбравший свой особый путь, на котором он достиг совершенства».

Это — обычное для всех людей наличие персональных вкусовых пристрастий к бытовым вещам и продуктам. Которое, вообще говоря, в идеале было бы удовлетворять за нулевое время, а совсем даже не растягивать на целый день.

Если бы этот вариант был реализован, то время было бы освобождено для гораздо более интересных дел, процесс деланья которых действительно имел бы право порождать долгие обсуждения.

Однако проблема в том, что люди на такой пойтить не могут: ведь их единственный, как им кажется, талант тогда окажется зарытым, и иллюзия участия в Деле с большой буквы «д» исчезнет.

Вот здесь реальный трындец современности, а вовсе не в том, что «товаров стало слишком много».

Так называемое «общество потребления» — это когда товаров много и у людей есть много времени на то, чтобы их потреблять — в противовес впахиванию на поле по шестнадцать часов в сутки без выходных с хлебом из белены на завтрак, обед и ужин. Но само по себе потребление ни фига не плохо. И доступность большого количества товаров для всех — это отлично. И разнообразие оных — отлично. И тем более, прекрасно, что люди всё меньше и меньше связаны тупым примитивным физическим трудом. Всё это вообще зашибись и нет никакого смысла с этим бороться.

Но вот «общество гиперпотребления» — это такое состояние общества, когда большинство людей правда верит в то, что, затариваясь в гипермаркетах, они правда занимаются чем-то очень важным.

Вот оно, да, полный отстой.

Tags: философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 364 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →