Шахматы воплощают детерминизм. В последней стадии. Таким мир должен был бы быть. Хороший игрок всегда обыграет плохого. Потому что всё известно с самого начала. Все ходы видны и случайность минимальная – только при розыгрыше цвета фигур. Таким мир наверно виделся, но таким он на самом деле никогда не был.
Преферанс воплощает торжество статистики. Многое зависит от везенья, но среднее по играм всегда в пользу хорошего игрока. Ибо в среднем везти и не везти будет поровну. Картина целиком не видна, но оказывается, что неполной информации достаточно для хорошей игры. Это – взгляд на мир после появления теории вероятности и всего сопутствующего. Таким мир тоже только видится, но он не такой.
Мир такой, какой он в Цивилизации: если сначала повезло со стартом, то все будут перед тобой на карачках ползать, а ты плевать на них. Если не повезло – затопчут. Хорошая и плохая игра, конечно, могут исправить или ухудшить положение, однако несовершенство компьютерных мозгов только подчеркивает важность везения при старте. Мир – это одна партия в Цивилизацию. Не повезло, стартовал в плохом месте, может и выберешься, если очень умный. Но не очень умный при хорошем старте выберется без напряга. И достигнет лучших результатов.