?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Мелкая моторика и развитие речи
lex_kravetski
Люди, постоянно поминающие тезис «мелкая моторика стимулирует развитие речи и через неё — мышления», вы, кстати, в курсе, что сама постановка вопроса (я уже не говорю про проверку этого утверждения) известна только русскоговорящим? Поскольку такие типа «исследования» были только в СССР, однако за рубежом учёные, видимо, не смогли постичь зашкаливающую научность этих работ, и потому их не только повторять не пытались, но даже не упоминают.

Ну, ОК, ОК, возможно, если пересмотреть вообще всё написанное хоть кем-то за последние сто лет, то что-то такое всё-таки можно найти, однако совершенно точно такой распространённости, как тут, данный тезис не имеет. Это в русскоязычной среде при любой попытке сказать, что хватит уже все одиннадцать лет школы наяривать ручкой в тетради, минимум каждый второй тут же вспомнит про «мелкую моторику, необходимую для развития речи» и без малейших колебаний свяжет всё это со школьным писанием ручкой. С зашкаливающей уверенностью, что только так человек вообще и может научиться разговаривать. Надо полагать, в семь лет учиться разговаривать как раз особенно актуально.

Как думаете, оно правда так: во всём мире люди живут — не особо-то умея говорить и слабо соображая, — и только наши собратья по языку, все без исключения что твой Цицерон и Эйнштейн в одном флаконе?

Или они там не в курсе, но по чистому совпадению всё равно тренируются, поскольку их в школе заставляют писать, и только сейчас они перейдут на компьютеры и наконец-то станут ну-тупыми — не чета прошаренным в риторике россиянам?

Знаете, как выглядели эти «исследования»?

Например, вот так.

В доме ребёнка было выделено три группы детей в возрасте от 10 мес. до 1 г 3 мес. В каждой из групп занятия велись по определённому плану, в каждой из трёх групп проводились ежедневные занятия по развитию речи (2,5 минут). При этом в 1-ой группе не было никаких дополнительных занятий; дети 2-ой группы ежедневно 20 минут свободно передвигались по полу; а с детьми 3-й группы проводились тренировки пальцев (пирамиды, нанизывание пуговиц на проволоку). В 1-й группе голосовые реакции стали появляться в среднем на 20-й день, они были стереотипны и очень слабые. Во 2-й группе попытки звукоподражания появились на 6-й день, после 15 дня в 10% было отмечено достаточно точное воспроизведение звуков. В 3-й группе голосовые реакции возникли уже на 3-й день, с 7-го дня у 41%, а с 15-го дня у 67% детей было отмечено уже более правильное звукоподражание.

То есть тут не только не было двойного слепого исследования, но даже совершенно очевидная альтернативная гипотеза: если с ребёнком чуть больше общаться, то он чуть раньше начнёт пытаться говорить, — не была экспериментально отброшена.

Не, ну а чо? Мы ж проверяли именно гипотезу, что «мелкая моторика ускоряет развитие речи», поэтому если была мелкая моторика и развитие речи не замедлилось, то всё, гипотеза подтверждена.

Всё ж нормально: со всеми занимались по 2,5 минуты развитием речи, но с некоторыми ещё дополнительно по двадцать минут занимались построением пирамидок. Вторые начали пытаться говорить чуть быстрее (аж, сцуко, на целых три дня быстрее, чем у тех, кто просто ползал по полу!), из чего следует, что именно построение пирамидок приводит к развитию речи, а вовсе не то, что с ними каждый день дополнительные двадцать минут активно общался умеющий разговаривать взрослый чел, который, надо думать, при столь тщательной проработке экспериментов делал это исключительно молча.

Ну а раз гипотеза, «проверенная» на годовалых детях и их пирамидках верна, то из этого, в свою очередь, сразу же следует, что она верна и для семилетних тоже — уже для письма от руки, по почему-то не для десятипальцевой печати на бездуховной клавиатуре. Почему же? Бекос фак ю, зетс вай.

И даже для пятнадцатилетних эта гипотеза тоже автоматически верна, чего там. По той же причине.

Учёные доказали.

Да-да, я в курсе, сейчас кто-то загуглит и найдёт вот эту ссылку и ещё несколько других.

Однако прочитайте, что именно там написано. Там ничего нет про «мелкая моторика способствует развитию устной речи». Там про то, что у недоразвитых или больных мозгом детей одновременно плохо и с речью, и с мелкой моторикой.

Что совершенно не одно и то же. Например, повреждение позвоночника вызывает одновременно проблемы с игрой в бакетбол и с игрой на органе. Однако из этого никак не следует, что игра на органе развивает баскетбольные скиллы. Или что одно без другого невозможно.

Есть и другие ссылки. И там тоже что-то про мелкую моторику. Например, про предположение о том, что письмо ручкой ускоряет развитие способности к чтению (подтверждений не найдено). Или про предположение о том, что оное же увеличивает словарный запас (аналогично, подтверждений не найдено).

Однако это всё совсем даже не про устную речь, фигурирующую в распространённой в наших пенатах на уровне «все это знают» цепочке рассуждений.

И тем более не про то, что именно письмо ручкой развивает устную речь, а вот управление компьютером при помощи мыши, рисование или игра в видеоигры с геймпада — нет.

Да, это всё тоже мелкая моторика, но в отечественной версии оно несчитово. Почему? Бекос фак ю, зетс вай.

Тут надо просто пользоваться религиозным мышлением: я верю и мне пох на любые аргументы, логику и прочие штуки, которые только всё портят.

Писать ручкой полезно для развития речи, а вот без клинописи на глиняных табличках и выдалбливания на камне можно запросто обойтись. Потому что их заменяет лепка из пластилина в детском саду.

А вот письмо ручкой она не заменяет. Его ничто не может заменить — даже рисование стилусом на планшете. Почему? Потому что, я не знаю, компьютеры бездуховны и их у людей раньше не было. Правда, ручек раньше тоже не было, но тут это уже несчитово. А для компьютеров считово. Бекос фак ю.



doc-файл


Письмо ручкой и мелкая моторика растут на очень разных ветках. Мелкая моторика, это когда двигаются пальцы, отдельно друг от друга. Поэтому печатание на клавиатуре десятипальцевым методом (да хоть и трёх пальцевым) для развития моторики раз в десять эффективнее любой скорописи.

Ну да. Я тоже читая, никак не мог взять в толк - какая связь между мелкой моторикой и письмом. Честно говоря, я до сего дня вообще не слышал такой глупости. Слышал про связь мелкой моторики и развитием речи - это да. Но чтобы речь от письма???
И таки да, судя по описанию эксперимента Алексом, там действительно интеллектуальные проблемы у интерпретаторов результатов.
По моим наблюдениям за собственными детьми, действительно нет никакой такой связи. Единственное, что мог бы сказать, так то, что кто быстро говорит, тот быстро соображает и наоборот. И кто хорошо выражает свои мысли, тот и соображает хорошо (то бишь мыслит).

Этот феномен объясняется крайне просто - многим гражданам крайне тяжело признать, что они в свое время десять лет занимались форменной херней, бессмысленной и бесполезной. Поэтому, выдумывается over 9000 объяснений, почему на самом деле это жутко важно и полезно. А если на это еще и накладывается консерватизм головного мозга, то результат и вовсе получается феерический, да.

> признать, что они в свое время десять лет занимались форменной херней, бессмысленной и бесполезной

Ну точности ради, подобные занятия хернёй полезны хотя бы тем, что заранее приучают: во взрослой жизни тоже очень много случаев, когда по различным причинам приходится сидеть и заниматься форменной хернёй.

Но навыки усидчивости и удержания внимания — они, да, проходят по иной категории, чем «мелкая моторика».

Черниговская продвигает эту тему. На мой взгляд, она вполне себе специалист.


Черниговская как раз по своему фричеству уже практически догнала Савельева. Ей на слово доверять вообще нельзя, поскольку приятные лично ей фантазии она постоянно пытается выдать за «научные данные».

>> хватит уже все одиннадцать лет школы наяривать ручкой в тетради <<

Ещё плюсом 3-5 лет в ВУЗе или колледже. В некоторых "одарённых" заведениях надо сдавать преподавателю конспекты на проверку. Разумеется, конспектирование, как ты показывал в своих роликах, на планшет, не канает. Ещё, вроде, не всегда и не везде принимаются чертежи, сделанные в Автокаде и иже с ним, даже распечатанные на ватмане. Правда... время идёт, может, уже и прекратилось это.

Ну, а в особо запущенных случаях, ещё и на производстве всякие журналы учёта чего-нибудь, наряды и т.д. ведутся от руки.

Журналы учета и листы ознакомления с приказами ведут для инспектора, прокурора и судьи. Что не отменяет проблемы введения электронных подписей и всеобщей компьютерной грамотности в юридических ВУЗах.

И вообще если так уж важна моторика от написания ручкой, то практически аналогичные движения (только еще и на скорость и точность) производятся управлением мышкой в различных компьютерных играх. Хватка почти письменная действия осознанные и контролируемые -- результат на порядок нагляднее.

Даешь по уроку Овервотча (+ деньги попилят на приобретение лицензий если что) в 1-3 классах каждый день. Заодно же и желание идти в школу вырастет кратно у малышни.

p.s. спасибо за ссылку и описание исходных экспериментов. полезная инфа.

> Даешь по уроку Овервотча (+ деньги попилят на приобретение лицензий если что) в 1-3 классах каждый день. Заодно же и желание идти в школу вырастет кратно у малышни.

Овервотч нельзя — в него играть интересно. А развивательный эффект появляется только тогда, когда человек страдает и вынужден заставлять себя. Почему? Бекос фак ю, зетс вай.

>мелкая моторика стимулирует развитие речи
Шмякнешь так, бывалочи, молотком по пальцу - речь еще как развивается!
То, что мелкая моторика письмом развивается - факт. Про связь с речью - хрень. Те, что бормочут мышкай тожы- идиоты.

http://interesov.ru/materialyi/o-polze-kalligrafii-vzglyad-s-vostoka.html

Теперь осталось только выяснить, почему рядом с Японией в списке лидеров по продолжительности жизни значатся Швейцария и Австралия, где каллиграфией почти никто не занимается. Почему она не обгоняет их на десятилетия?

И почему Китай, где тоже уважают каллиграфию, сидит где-то на сороковом месте, уступая почти всей Европе?

И почему рядом с ним находятся США?

И почему технологический прогресс в США и Швейцарии не ниже, чем в Японии и Китае?

Но уверен, методом сова+глобус и это тоже удастся объяснить.

Это что! В одном видео у Гоблина (про сталинские учебники) он рекомендовал писать учится пером!
Там же ещё от силы нажатия результат зависит - вот где развитие мозга шло!

К счастью, черчение тушью меня уже миновало. А вот карандашами - увы, нет. Уже в 90е на мамин чертежный набор для туши глядел как на хирургические инструменты средневековья.

Кстати, игру с геймпада на ПК, где нет приставочного автоприцела, так и не освоил. Видимо, это более мощно развитая моторика нужна, чем при черчении и письме - уже не мой уровень. Значит, детям надо давать для игр исключительно современные геймпады, где ни одного бездействующего пальца нет.

> И тем более не про то,
> что именно письмо ручкой развивает устную речь,
> а вот управление компьютером при помощи мыши,
> рисование или игра в видеоигры с геймпада — нет.

Но ведь ещё непонятно, будет ли всё в порядке при такой замене (ручки на мышь-клавиатуру-геймпад)!
Наши деды ручкой писали и нам велели.
Никто не станет рисковать своим ребёнком (!!) ради непроверенной гипотезы!
;-)

Массировать подушечки пальцев врачи советуют с рождения.

А еще врачи советуют Анаферон детский!

Хороший был анекдот о том, что "если бы я умел писать, я был бы программистом на челябинском тракторном заводе". Действительно странная зависимость умения писать ручкой и развития мышления, тут явно есть некоторая диалектика.

Но я бы отметил такой момент: занимаясь чернильной мастурбацией в тетрадке, да еще и под надзором человека, который смотрит что ты там написал и, если написал неправильно, вырывает лист, и ты всё переписываешь - вот этот процесс на человеке сказывается исключительно благотворно. Он начинает думать о том что делает и старается сразу все делать нормально. И это уже очень клевый скилл, некоторые производственные компании его аж своим слоганом делают - do it right the first time.

Ну и вообще это очень классная штука в отношении к реальному миру, которую неплохо у детишек вырабатывать: не все ошибки прощаются реальностью так, как они прощаются компьютером, многие вещи необратимы. И когда человек, воспитанный планшетом, с ними сталкивается, наблюдать за ним очень смешно.

С зарубежными психологическими опытами, особенно знаменитыми, тоже все очень плохо. К примеру, с зефирками. Да даже с шимпанзе Коко не все так красиво и круто.

Так что не зацикливайтесь на мелкой советской моторике. Расстреливайте всех. С вероятностью 95 не ошибетесь, мы очень мало ещё знаем о мозге и правилах его работы и созревания.

Редактировать Удалить Отслеживать
Да даже Стенфордский тюремный эксперимент полной лажей оказался, так что наука реально сомнительная:)

Я Вам скажу, что есть отрасли целые, где нужно записывать все свои действия. И потом эти записи проверяют высокооплачиваемые люди, и инспектора из правительства. И если написано неразборчиво или поправлено - надо зачеркнуть одной линией, написать сверху правильно, поставить лату и иницал и код ошибки. Удачи, программисты креативные.

"У нас есть ТАКИЕ приборы! Но мы Вам о них не расскажем." (с)

Я вот защищаю развитие мелкой моторики, но для этого не обязательно насиловать детей перьевыми ручками. Вон, постановка слепой печати на клавиатуре - ещё как развивает. Выжигание по дереву. Пайка. Вышивание. Да много всего хорошего есть.

> Я вот защищаю развитие мелкой моторики

А чего его защищать-то? Чуть ли не половина действий, которые делает человек, относятся к мелкой моторике. При дефектах в ней или её неразвитости человеку будет очень тяжело.

Дураки все эти японцы и китайцы, считающие, что без искусства каллиграфии невозможно полноценного развития личности - где у них исследования, что это так? Только по-японски и китайски? Нет, нам об этом знать не нужно, пока на правильные европейские языки не переведут... Вот такая логика получается из написанного в посте.

Письмо кистью или ручкой - это всего лишь разновидность деятельности, требующей хорошо развитой тонкой моторики и развивающей её, к письму вся тонкая моторика не сводится. Однако поколение нынешних молодых, не пишущих ручкой, вообще мало что делает руками. Многие ли вышивают? Многие ли выполняют лобзиком фигурные работы? Многие ли делают вообще что бы то ни было кроме тыканья подушечкой пальца в тачскрин?

В том-то и дело, что пальцем по экрану в наше время делается слишком много, а всех остальных движений пальцами - слишком мало, разнообразие потихоньку уходит. Насколько это отражается на мышлении, лично я не знаю, но вряд ли положительно. Уметь больше - всегда лучше, чем уметь меньше.

> Уметь больше - всегда лучше, чем уметь меньше.

Именно поэтому, кстати, вместо бессмысленного наяривания ручкой по бумаге это время было бы гораздо полезнее пустить на обучение быстрому набору текста на клавиатуре, использованию всевозможного софта — для компьютерной математики, например, или для инженерии и построения моделей с чертежами. Ну, тому, что в дальнейшей жизни реально будет очень сильно помогать, в отличие от умения водить ручкой по бумаге.

Тем более, всё это напрямую сопряжено с мелкой моторикой — печатью на клавиатуре, использованию мышки и стилуса.