? ?

Предыдущий пост поделиться пожаловаться Следующий пост
Апории Зенона и матан
lex_kravetski


doc-файл
Публикация на сайте «XX2 Век»




  • 1
Прекрасная статья!

Случайно вчера наткнулся на ссылку на вотте, читал на 22 веке. Читаю и думаю:"Ух ты, кто же ещё пишет так интересно, как Кравецкий?" Дочитал до конца, посмотрел автора, - нет, никто.

Смена тезиса. Суть апории -- в непредставимости ситуации "Ахиллес догнал черепаху", а не в расчете времени, для этого потребного. Подмена счётности на анализм бесконечно малых, это парадигмально различные модели. Хазарзара перечитай, там всё разжёвано.
Нагляднее на "обратной" задаче:
Для того, чтобы пройти весь путь, движущееся тело сначала должно пройти половину пути, но чтобы преодолеть эту половину, надо пройти половину половины и т. д. до бесконечности. Иными словами, при тех же условиях, что и в предыдущем случае, мы будем иметь дело с перевернутым рядом точек: (½)n, ..., (½)3, (½)2, (½)1. Если в случае апории Ахилл и черепаха соответствующий ряд не имел последней точки, то в Дихотомии этот ряд не имеет первой точки. Следовательно, заключает Зенон, движение не может начаться. А поскольку движение не только не может закончиться, но и не может начаться, движения нет.

Существует легенда, о которой вспоминает А. С. Пушкин в стихотворении «Движение»:
Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей.
Действительно, согласно легенде, один из философов так и “возразил” Зенону. Зенон велел бить его палками: ведь он не собирался отрицать чувственное восприятие движения. Он говорил о его немыслимости, о том, что строгое размышление о движении приводит к неразрешимым противоречиям.

>>Нагляднее на "обратной" задаче:

Шас придёт Алексей и скажет, что статью вы не читали. Пункт 9 статьи: "...С этой точки зрения апория про Ахиллеса становится подобной апории про стрелу, которой «чтобы долететь до цели, надо сначала преодолеть половину расстояния, а для этого — половину от половины…"

Классно написано. Благодарю.

Пока только начал читать, не утерпел и реализовал проверку апории про обгон черепахи на JavaScript. Получилось, что когда черепаха проползёт расстояние равное 112 шагам, Ахиллес пронесётся мимо и уже будет на 8 шагов впереди. :)

Возможно, я где-то прогнал ).

onload = function(){
var limit = 10000;
var turtle = 1000;
var Achilles = 0;
var fl_overtake = false;
while(limit--){
if(Achilles >= turtle){
fl_overtake = true;
break;
}
turtle++;
Achilles += 10;
}
if(fl_overtake) document.body.innerHTML = 'Achilles: ' + Achilles + ' steps, turtle: ' + (turtle - 1000) + ' steps, difference: ' + (Achilles - turtle) + ' steps';
}

А вы считаете вовсе не то, что у Зенона написано. У вас черепаха сдвигается на условную 1, Ахиллес одновременно - на условные 10. Какое это имеет отношение к Зенону?

Замечательная статья! В смысле манипулирования мозгами читателей.
Есть такой процесс "диагонального доказывания" Кантора бесконечности действительных чисел.
Аффтар благоразумно его не касается, а только упоминает эту бесконечность...

Царь спросил у Ле-Цзы: "Есть ли предел мироздания?" - "За бесконечным есть ещё бесконечное".

Я не могу залезть в голову к Зенону, но мне почему-то сдаётся, что он размышлял, как вообще происходит движение. Как тело может появиться там, где его сейчас нет? У него есть ещё одна забавная апория, в которой вообще нет деления на отрезки и которая звучит примерно так:

1. Стрела движется либо там, где она есть, либо там, где её нет. Третьего, как известно, не дано.
2. Второе вроде бы отпадает - по здравому смыслу стрела не может двигаться там, где её нет.
3. Тогда остаётся первое, т.е. стрела может двигаться только там, где она уже есть. Парадокс в том, что она уже целиком заполняет собой то место в пространстве, где она есть, т.е. ей некуда там двигаться.

Здесь можно искать логический изъян (хотя... вроде бы с точки зрения формальной логики это непогрешимая конструкция), но на самом деле это повод задуматься: как же именно в нашем мире стрела (и вообще всё что угодно) попадает оттуда, где оно есть, туда, где его нет? По сути, проще всего, как я уже когда-то говорил, представлять, что пространство-время таки дискретно, и движения как такового нет - есть смена неподвижных кадров. Ну или, как говорит современная квантовая теория, само понятие "быть" или "не быть" в таком-то месте в такое-то время некорректно - есть только вероятность там "быть" или "не быть" (что тоже выглядит весьма похоже на смену неподвижных кадров).

Edited at 2016-07-20 16:12 (UTC)

"он размышлял, как вообще происходит движение"
Именно! И это как бы не секрет.
А тут типа через 2500 лет объявляются самые умные и подменяют "как происходит" на "как вычисляется".

Лично для меня покровосрываюищим оказался пункт 8.

Для себя этот парадокс я разрешил, приняв квантование времени - с каким бы малым разрешением мы бы не взяли хронометр(именно для того, чтобы по истечении интервала наблюдения сравнить положение рысаков), в какой-то момент Ахиллес окажется впереди.

Однако мне казалось, что Вы с философией уже разделались окончательно. Получается, что еще нет...

Апория легко переноситя на время: секунда никогда не пройдёт, т.к. через полсекунды остается ещё полсекунды, через 3/4 -- 1/4 и т.д. Предел _стремится_, но _не достигает_, если смотреть на физический смысл действия. А дфференциальное исчисление и т.д. -- это уже условная удобная математическая модель, но не более того.

И таки да, реальные измерения будут равномерно распределены вокруг прогнозов по идеализированной модели, построенной на основе годной абстракции.
Опечатка.

На 22-м веке верстка хуже, чем дефолтная вордовая. А чем конвертировали в TeX?

опечатка

Лекс, там опечатка у тебя.
В это и фокус: мы не можем понять, как Ахиллес

Надо - В этоМ и фокус

Edited at 2016-07-24 10:03 (UTC)

Я тут всего не читал, но мнение имею: если интуитивно понятные (представимые) вещи попытаться объяснить через введение интуитивно непонятных (непредставимых), то мы можем получить интуитивно непонятное (непредставимое объяснение).
Это и продемонстрировал Зенон, хотя продемонстрировать он хотел, видимо, совсем другое.

Решение парадоксов (окончательная версия).
Когда не учитывается степень ПОЗИЦИОННОЙ ЗАВИСИМОСТИ (ПЗ-и) ВЕДОМОГО /понятия в пределах рассматриваемого вопроса/ к ВЕДУЩЕМУ /понятию в пределах этого же вопроса/ возникает парадокс.

ВЕДОМОЕ:
«Яйцо», полагаясь от ВЕДУЩЕГО «курица» в МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОЙ
(МксВ-ой) ПЗ-и в обоих своих СОСТОЯНИЯХ (Сст-ях) /НАЧАЛЬНОМ (Нч)
как снесённое ею; КОНЕЧНОМ (Кн) как насиженное ею/, в ракурсе
вопроса «кто был раньше» выявляющим ВЕДУЩЕГО в МИНИМАЛЬНО
ВОЗМОЖНОМ (МнмВ-ом) числе понятий комбинационно годных для
выбора искомого /в данном случае, имеем вариант с годным полагающимся
в МксВ-ой ПЗ-и от этой роли и с не годным полагающимся вне ПЗ-и от
этой роли/, невольно становится рассматриваемым на эту роль; «Ахиллес» перемещающееся лишь на метку оставляемую ВЕДУЩИМ
«передвигающейся черепахой» естественно, что не догонит её полагаясь в
обоих Сст-ях в МксВ-ой ПЗ-и от неё;
«Я» Кн Сст-я, полагающееся от ВЕДУЩЕГО «ложь» в МнмВ-ой ПЗ-и,
рассматриваемое в МксВ-ой ПЗ-и Нч Сст-я становится поочерёдно
отрицаемым /в обоих Сст-ях/;
«Критянин» Кн Сст-я, полагающееся в МнмВ-ой ПЗ-и от ВЕДУЩЕГО «множества
критян не представленного этим критянином, как не лжецом»,
рассматриваемое в Нч Сст-и полагающимся в МксВ-ой ПЗ-и от иного
ВЕДУЩЕГО «множества критян представленного этим критянином не как
не лжецом» становится поочерёдно отрицаемым /в обоих Сст-ях/;
«Брадобрея» в обоих Сст-ях полагающегося в МксВ-ой ПЗ-и от ВЕДУЩЕГО
«бреющих себя» и, соответственно, в МнмВ-ой ПЗ-и от иного ВЕДУЩЕГО
«не бреющих себя», рассматривают в ситуации смены степеней ПЗ-и от
ВЕДУЩИХ.
«Стрелу летящую (Сст-е движения)» полагающуюся в обоих Сст-ях /Нч – выхода из
Сст-я покоя; Кн – входа в Сст-е покоя/ в МнмВ-ой ПЗ-и от ВЕДУЩЕГО
«Стрелы не летящей (Сст-е покоя)» стараются представить полагающейся
в МксВ-ой ПЗ-и.

«Знание Сократа» полагается в МксВ-ой ПЗ-и от ВЕДУЩЕГО «познаваемого».



Доработанная окончательная версия «Решения парадоксов»
ВЕТВЬ /противоречивых суждений/ развёртывается при не фиксировании момента смыслового изменения ВЕДОМОГО /понятия в рассматриваемом вопросе/ полагающегося при переходе из МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОГО (МксВ-ого) к МИНИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОМУ (МнмВ-ому) УРОВНЮ ЗАВИСИМОСТИ (УЗ-и) от смысла ВЕДУЩЕГО понятия полагающегося на переднем плане для рассмотрения - Вдщ1 - и, соответственно, из МнмВ-ого к МксВ-ому УЗ-и от смысла ВЕДУЩЕГО понятия оставшегося за кадром или же перешедшего на задний план – Вдщ2 /антонима Вдщ1/.


Смысл ВЕДОМОГО:
«Критянин» перешедшего из МксВ-ого УЗ-и от смысла Вдщ1 «лжецы» к
МксВ-ому УЗ-и от смысла Вдщ2 «не лжецы» стал антонимом прежнему;
«Я» … «ложь» к … «правда» …;


Есть также ВЕТВЬ мнимая, развёртывание которой не связана с «не фиксированием момента …», ибо смыслового изменения полагающего развёртывание ВЕТВИ здесь нет.

Смысл ВЕДОМОГО:
«Ахиллес» не перешедшего из МксВ-ого УЗ-и от смысла Вдщ1 «путь
пройденный черепахой» к МксВ-ому УЗ-и от смысла Вдщ2 «пути не
пройденной черепахой» не допускает обгона;
«Стрела» … «движущаяся» … «покоящаяся»
преподносится как смысл перешедшего к антониму;
«Мнение Платона о ложности последующего мнения Сократа» …
«ПОДТВЕРЖДЕНИЯ /Сократом этого мнения Платона/» … «не
ПОДТВЕРЖДЕНИЯ» ...;
«Времени затраченного» … «преодоления полпути» … «преодоление всего пути»
не допускает достижения конца намеченного пути;
«Буриданов осёл» … «НЕУМЕНИЕ /делать выбор между двумя одинаковыми
стогами сена/» … «УМЕНИЕ» обречёт животное на смерть от голода;
«Сюрпризная дата казни» … «определения надсмотрщика» … «оптимистического
размышления приговорённого» не отменяет его казни в следующей
неделе;
«Брадобрей» … «бреющих себя» … «не бреющих себя» не допускает небритого
вида для брадобрея.



«Куча», «Лысый», «Корабль Тесея», «Яйцо или курица» не полагают развёртываний в отношение к себе даже мнимых ВЕТВЕЙ.

По поводу статьи Руслана Хазарзара:

Я так и не понял что немыслимого в движении в случае дискретного пространства и времени. Все прекрасно мыслится, и далее пишется в код который двигает виртуальные объекты на мониторе компьютера строго в дискреты времени тактовой частоты процессора, и строго в дискретах пространства нашего виртуального мира, в котором мы моделируем движение.

"Многих подобное объяснение удовлетворило, ибо, согласно ему, промежуточное положение (0/1) вовсе не обязано наличествовать в какой-то момент времени, а предположение о его отсутствии непротиворечиво. Однако здесь, как и всегда в случае с апориями, упускается один существенный момент: Зенон не говорил о непротиворечивости других схем, он предлагал рассмотреть данную, которая также непротиворечива, а потому рассуждения Уитроу есть очередное отмахивание от элейских искушений."

Ок. Но в таком случае не "движение не мыслимо вообще", а "движение не мыслимо в рамках аксиоматики Зенона" (бесконечная делимость пространства или времени).

  • 1