Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Каким рисует будущее массовый кинематограф. Опрос
lex_kravetski
Обращали ли вы внимание на то, как западная киноиндустрия изображает будущее? Мы вот недавно обратили и крепко задумались. Задумались потому, что, с одной стороны, кинематограф, будучи зеркалом общества и общественных настроений, вскрывает и демонстрирует зрителю в явной или метафорической форме различные социальные стигмы, а с другой, как важнейшее из искусств и мощное средство пропаганды, сам формирует эти настроения и, вероятно, может в некоторой мере воздействовать на цивилизационные тенденции. Чтобы не быть голословными, мы решили устроить небольшой соцопрос: взяли множество фантастических фильмов с наибольшим рейтингом на сайте kinopoisk.ru, отобрали из них 75 лент, соответствующих ряду критериев, составили опросник и для начала, как истинные экспериментаторы, поставили опыт на себе — предложили опросник сотрудникам редакции и проанализировали результат.

Прочитать наш анализ и проголосовать в опросе

  • 1
касательно интерстеллара - там более чем явно присутствует бог из машины и рояль в черной дыре, зачем его включили в опросник?


А где-то не так?

Мне не надо никаких опросов, чтобы убедиться, что это всё дерьмо. Хотя не буду отрицать, что пару/тройку фильмов из списка я всё же посмотрел. Особенно ржал, когда Терминатор левой задней ногой сносил все дома, которые попадались по дороге.

"Шанс" смотрите и у вас будет тепло на душе. А не эту мерзость.

По мне так любой фильм на космическую тему за пределами околоземной орбиты говорит о том, что в том варианте Будущего на Земле дела обстоят лучше, чем сейчас, потому что есть силы колонизовать или хотя бы исследовать что-то за пределами наших естественных границ.

Во! Примерно такими же соображениями руководствовался.

Интересно, что люди считают светлым будущим?
Лично для меня, например, освоение дальнего космоса - уже очень серьёзный показатель того, что будущее светлое.

Поэтому, скажем, в фильме Игра Эндера - будущее однозначно светлое. Ну, прилетели злые инопланетяне, дали нам по шее, но мы в итоге отмахались.
Звёздный десант - ну, фашизм, да, но в целом - человечество явно шагнуло очень далеко вперёд.
Звёздные войны, Звёздный путь - вообще расцвет человечества, от котором можно только мечтать.
Вавилон 5, Светлячок - тоже всё неплохо.
А в некоторых фильмах и без космоса всё отлично.

Ну, насчет "Светлячка" вопрос спорный. С одной стороны, в космос летают, планеты терраформировали (пусть и не до конца), да, с другой, общественная жизнь оставляет желать лучшего, т.к., нормально живут только на центральных планетах Альянса, а чем дальше на периферию - тем большая глушь и беззаконие (то планетой управляет банда ковбоев, которая грабит корованы, то садист-мафиози). Пожиратели, опять же. Хотя, если брать с учетом "Серенити", то все закончилось не так безнадежно.

пока не читала ваш анализ, но что тенденция в амер.кино одновектороная, оно давно понятно, "мы все умрём, здесь пахнет смертью"))
Когда подумаю, что так верхушка готовит народ к неприятному будущему, мысль одна: значит, мы еба.ём первыми, ура. Может, выживем)).

часть фильмов я смотрела, но нихрена не помню вообще. Такие вот фильмы, бгггг.
Никаких ужасных фильмов у вас не встретила, все почти нейтральные.
Ужасный фильм это, например, Дорога. Такого плана. Для меня. Ну или их тех, что у вас были, Мэд Мэкс или Тотал Рекол, то да. Это - ужасно(.

> Правдой может быть как какая-либо одна из этих гипотез, так и смесь нескольких.

Список гипотез интересный, но рассуждение страдает очевидным логическим дефектом (да и вообще по правде говоря выглядит как желание подогнать объективные данные под заранее известный результат). Автор(ы) совершенно абстрагируются от причин, по которым создаются фильмы с описанием будущего. Между тем, если бы группа режиссеров просто получила задание "снять фильм с изображением будущего, как вы его себе представляете", сказанное имело бы какой-то смысл, но ведь в действительности никто никого не заставляет снимать именно будущее; есть множество прекрасных фильмов с описанием настоящего или событий из прошлого.

Будущее в фильме появляется тогда, когда у создателей нет простой возможности показать интересующие их конфликты или или проблемы в настоящем, потому что в настоящем просто нет этих проблем или конфликтов: наша экология пока в относительном порядке, нами не управляют роботы, не завоевывают пришельцы, и.т.п. Естественно, приходится волей-неволей переносить эти сюжеты в будущее или, если есть возможность, в прошлое. Отсюда возникают фильмы о "катастрофическом" будущем.

Другой мотивацией может быть более выпукло передать реалии и конфликты сегодняшнего дня в виде полу-сказки, полу-фантастики. Для этого одинаково хорошо подходит и будущее, и прошлое, но если выбор падает на будущее, оно получается не катастрофическим или мрачным, а в целом неким гипертрофированным настоящим.

Наконец, есть еще одна логическая неувязка. Автор(ы) пытаются сравнивать будущее, как оно им видится из фильмов, с настоящим, как они его знают из окружающей реальности. Но ведь если взять фильмы, описывающие сегодняшний день, из них тоже может сложиться довольно грустная картина о мире, в котором мы живем: убийства, войны, коррупция, повсюду банды, и.т.п. Тогда уж для полноты надо было начать с анализа того, в каком виде кинофильмы представляют сегодняшний день, а уж потом сравнивать с будущим.

>потому что в настоящем просто нет этих проблем или конфликтов: наша экология пока в относительном порядке, нами не управляют роботы, не завоевывают пришельцы, и.т.п. Естественно, приходится волей-неволей переносить эти сюжеты в будущее или, если есть возможность, в прошлое. Отсюда возникают фильмы о "катастрофическом" будущем.

Вы сейчас описали вариант 1. Загляните в пояснение к нему.

>Но ведь если взять фильмы, описывающие сегодняшний день, из них тоже может сложиться довольно грустная картина о мире, в котором мы живем: убийства, войны, коррупция, повсюду банды, и.т.п.

Но про настоящее есть и куча мелодрам, комедий и прочего. Про будущее куда как меньше.
_________________

Вообще обратите внимание на 4 пункт. Там есть момент про неявное ощущение. Оно может выражаться, КМК, и в том, что "как ни собирай, а все жигули выходят".

Многие фильмы просто экстраполируют текущее положение дел на будущее и там, где мы ожидаем "светлого" будущего, рисуют нормальную сегодняшнюю картину, только с бластерами, инопланетянами и нуль-транспортировкой. Никакого социального прогресса, только технический. Поэтому я чаще, чем даже сам ожидал, ставил нейтральную оценку.

Вступление малость странное. В Голливуде кино снимают, чтобы заработать денег. Поэтому снимают про то, что привлекает зрителя и даёт навар, а этот вопрос хорошо изучен.

В списке почему-то не нашёл Алиена. А там ведь антураж в плане "будущего" тот же самый, наиболее характерный - всем рулит и является источником социального конфликта капиталистический корпоратофашизм.

Эээ, а одного Стар Трека (80 серий, если мне не изменяет память) и его многочисленных продолжений (еще 5 сериалов и 12 полнометражек) недостаточно чтобы светлое будующее выграло с большим отрывом?

Еще году в 96-м прочитал: "Когда в США снимали "Терминатора", по советским экранам шагал "Электроник".
А вообще, самая квинтиссенция советского фантастического кино о космосе снята в "Через тернии к звездам". Там есть сцена, когда "Астра" прилетает на умирающую планету и делает первую очистку. Герой Лазарева выскакивает под дождь и прыгает как ребенок. ОДна из ученых замечает ему: "Ты же на работе". на что он отвечает: "Да, я на работе, я на работе!!!! У меня хорошая работа".

Поскольку кино является зеркалом общественных настроений, то интересно было бы сравнить настроения, вызываемые советскими и западными фильмами.

Будущую социальную реальность искусство, конечно же, не предскажет.
Искусство всегда отражает современную ему социальную реальность.
У художников для этого мало фантазии. Философы и те не всегда справлялись.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account