Внезапно захотел обработать несколько фотографий из бесконечных залежей отснятого за многие годы. А пока обрабатывал внезапно захотел что-нибудь почитать про фотографию. Взял первую попавшуюся книжку и начал читать.
Автор — мастер своего дела. Правда, те примеры, которые он приводит, мне не особо нравятся, но зато рекомендации верные и конкретные. Однако при этом книжка вызывает чёткие ассоциации с эпитафией авторскому мастерству. Словно наблюдаешь, как талантливый скульптор старательно выдалбливает надпись для собственного кладбищенского камня.
Тут в чём ирония: книга написана в 2000-м году. Со всей возможной тщательностью, разнообразием примеров и жаждой поделиться умениями. Однако речь в книге идёт в основном про то, на какую плёнку снимать, как её потом можно правильно или хитро проявить, как что-то там поправить при печати и всё такое.
Автор про фотографию всё знает, он — мастер, но и я-то теперь уже знаю: пройдёт ещё несколько лет с момента написания книги и количество фотоаппаратов на планете вырастет в тысячи раз, при этом количество плёночных фотоаппаратов в тысячи раз сократится. Вместо сидящих в тёмной комнате с красным фонарём редких умельцев сотни миллионов людей будут просто накладывать какой-нибудь пресет в Инстаграме, получая результат в техническом плане не сильно хуже. А миллионы мастеров будут клепать миллиарды шедевров — уровня качества, ранее в принципе недостижимого по техническим причинам, — ни разу в жизни при этом не подержав в руках баночку с проявителем.
То есть вроде как умение построить композицию, увидеть сюжет, встать в нужной точке и понять, что в кадре лишнее всё ещё то же, что было раньше, а вот техника, вовлечённая в процесс уже совсем другая. Да, ещё нужно чуть-чуть думать про диафрагму и освещение, но фотоаппараты уже так мощно всё подсказывают, что 99% кадров вполне себе делаются в программном режиме и в пределе оно всё сведётся к умению просто видеть будущую картинку, глядя на реальный мир — остальное за фотографа сделает фотоаппарат.
Изощрённый, ироничный садизм мироздания особенно сильно чувствуется при чтении подобных книг — написанных на пике развития технологии за три секунды до её кончины. Уже как бы есть спец-девайс и спец-смазка, позволяющие очень быстро исправить заедания телефонного диска. Уже отработана вся технология для всего каталога моделей. Мастера́ уже даже написали самоучитель…
И вот, всё это вдруг летит в помойку, а специалист по ремонту дисковых телефонов мрачно курит под дождём, перебрасываясь едкими замечаниями по поводу избалованности человечества со специалистом по наладке пишущих машинок.
Вот эта его книга, этот стенд, на полках которого он разложил весь багаж своего профессионального опыта для многих тысяч учеников, идущих ему на смену, из учебника превращается просто в историческое наследие. Почти мгновенно. Почти не успев побыть учебником. Учитель построил демонстрационный стенд, но вместо студентов в аудиторию вошли уже посетители музея. Практическое знание стало констатацией прошлого.
Такое зерно, сякое зерно, такая цветопередача, сякая. Fujifilm, Agfa… Кросс-процессинг… Да-да, мы в курсе. Так называются цветовые профили, пресеты и плагины. Результат не ахтец — эдакое ретро, но для стилизации под те трудные времена, когда фотограф видел свой снимок только через неделю после щелчка затвора, оно изредка пригождается. Иногда, знаете ли, полезно уфигарить всю цветопередачу для художественного эффекта. Слава богу, это можно сделать одним кликом. А если не понравится — вторым кликом откатить к прежнему состоянию.
Но не надо жалеть автора. Если он решил сделаться смотрителем музея — это его решение и его вина. Если, он бурчит, что сейчас всё стало халявно, то он неправ. Халявно стало то, что раньше было не халявно, это да, но и нехалявное всё ещё существует — им стало то, что раньше было вообще невозможным. Да, на сотовом телефоне проще набрать номер, чем на дисковом, но надо помнить, что сейчас земляне таскают у себя в карманах компьютеры, мощности которых двадцать лет назад позавидовал бы даже НИИ с мировым именем. И весь спектр умений этого компьютера существенно превосходит по сложности кручение диска при наборе номера.
И процесс обработки фотографий сейчас не менее, а более изощрён. Другое дело, что результатов, достигаемых ранее только после многих дней работы и многих лет опыта, сейчас можно достичь одним кликом. Потенциальному смотрителю музея это должно быть обидно. Реальному же энтузиасту — нет. Для них, реальных, это — повод получить новые знания и новые навыки в любимой области деятельности. Это не бага, это — фича. Мир меняется, а потому не надоедает.
Автор этой книги до сих пор пишет. И о способах съёмки, и о способах обработки — теперь уже цифровой. Долгое время он сохранял преданность плёночной фотографии. Возможно, сохраняет и до сих пор. Но невозможно закрыть глаза на то, что это уже не более чем реконструкторство. Упоение процессом, а не результатом, что, конечно, большинству людей совершенно не походит. Благо, реконструкторы обычно и не настаивают.
Я читал эту книгу в общественном транспорте — с планшета. И вдруг начал смотреть по сторонам с целью найти других читающих. Всю дорогу на каждой остановке каждого вида транспорта я оглядывал его салон. Читающие были. И в изрядном количестве. Но за всю дорогу я не увидел ни одного человека с бумажной книгой. Коммуникаторы, планшеты, читалки на е-инке, даже ноутбук встретился, но не бумага.
Эвон как. Совсем ещё недавно спорили, исчезнут ли бумажные книги. Многие доказывали, что нет, они на века. Как, кстати, ещё десять лет назад то же самое говорили и про плёнку. Но неизбежность смены эпох лично мне всегда была очевидна. Более удобное неминуемо станет и более распространённым. Вопрос лишь во времени.
И когда-нибудь вы ещё расскажете своим внукам, что застали времена плёночных фотоаппаратов, бумажных книг, дисковых телефонов и рыночной экономики. Предъявив в доказательство реального существования всех этих странных вещей — учебники и справочники на стендах виртуального музея.
doc-файл
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →