Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Писательские ламентации и калькуляции
lex_kravetski
Опять прочитал тонну жалоб на тяжёлую судьбу писателей, цинично обкрадываемых интернет-пиратами. И опять испытал приступ удивления.

Ну вот никак не могу привыкнуть к этой странной логике. Человек занимается какой-то деятельностью и хочет получить за неё стопицот. Вместо этого получает двадцать два. Какой из этого следовало бы сделать вывод?

«Меня обокрали»? Таки нет — те люди, которые что-то себе скачали, никогда не обещали тебе за это стопицот. Это ты сам про это себе намечтал.

Издатель пообещал но не дал? Так это к нему вопросы — с хрена ли он. Он говорит, что не дал из-за пиратов? Так это его проблемы — он ровно так же чего-то себе намечтал, а когда не сработало, тебя сделал крайним. И намекнул, что ты должность крайнего можешь передать дальше, после того как хорошо постараешься.

Если деятельность не приносит тебе желаемых денег, займись, блин, другой деятельностью, например. Я понимаю, что смена профессии — это тяжело, но писатель, извините, это чуть ли не самая халявная профессия в мире. Монтажник-высотник, вынужденный менять профессию, или вынужденный менять профессию учёный — в этом ещё можно усмотреть трагизм. Но, блин, писатель. Человек, блин, который просто чего-то сочиняет, сидя у себя в кресле и попивая кофеёк…

Это тоже работа, если это кому-то нужно, но работа — мега-халявная. Программистом или математиком, ещё ладно, — там тоже в кресле, но надо много думать и много читать, если серьёзно к делу подойти. Но, блин, писателем…

Реально, я пробовал разные виды деятельности в жизни, и мне есть с чем сравнивать. И в том числе пробовал всевозможные творческие занятия. Так вот, даже среди творческих писательство — самая халява.

Актёру надо репетировать до посинения. Особенно когда спектакль на носу — там вообще скачешь по сцене чуть не круглые сутки, почище спортсмена. И текст заучиваешь десятками страниц, и диспозицию, и ещё тайные знаки для других актёров.

Художнику или дизайнеру надо рисовать до фига всего, а это сопряжено с пиксельхантингом, мышечным напряжением и последующей дрожью в руках. Музыканту обратно же надо репетировать по стопицот раз. Но вот печатать текст — это очень простое в физическом плане занятие. Наверно самое простое в мире, поэтому жаловаться на физическую тягостность было бы странно.

Писателю не критично договариваться с кучей людей и даже общаться с ними не обязательно. Это актёр зависит от пары десятков человек, среди которых неминуемо найдутся дебилы. Это музыкант играет в ансамбле и для толпы очно. Писатель и художник — нет. У них как максимум тёрки с заказчиками. То есть опять же — самая халява среди всех.

Что касается «много думать», так актёру надо думать не меньше. Если он — хороший актёр. А если результат пофиг, то и писателю не надо. Ну и, разумеется, ни с учёным, ни с программистом, ни даже с автомехаником интеллектуальное напряжение тут не сравнить.

Так вот, за это мега-халявное занятие ещё хочется денег. И тут нет ничего особо странного — это ж отлично: делать что-то простое, интересное и ещё хорошо за это получать. Мне, например, тоже такого хочется, да и любому хотелось бы, чего там.

Но дальше наступает внезапное. Положим, денег не дают. Если не даёт тот, кто обещал дать, с ним, понятное дело, надо выяснять отношения. Ну и в зависимости от раскладов — угрозы, требования, жалобы, суд, Сибирь. Это всё тоже понятно. Однако как людям приходит в голову возбухать на тех, кто им никогда ничего не обещал? Угрожать этим людям страшными карами? Требовать и клянчить?

Я к этому всегда относился очень просто: писательство — это такое хобби. Кто-то платит мне за него деньги — зашибись, отлично. Не платят? Ну тогда буду работать кем-то ещё. А писать в свободное время. Или буду работать кем-то ещё, накоплю денег, а потом займусь хобби. Как-то так.

Было бы круче, если бы я занимался хобби, а мне платили? О да. Гораздо круче. Но вот не платят. Ну вот оказалось, что моё хобби извне не так востребовано, чтобы мне целиком с него жить — мир суров, однако у меня есть и другие профессии.

Вместо того, чтобы рассудить так же, минимум две трети писателей начинают жаловаться на несправедливость мироздания, угрожать карами и оскорблять всех подряд. Причём, что особенно интересно, они оскорбляют по факту преимущественно своих же читателей — ведь это они, их читатели как раз и скачали книги. Нечитатели их книг не скачивали.

Но читатели побоку — тут халява накрывается. Не для читателей — для автора (читателей просто для отвода глаз в паталогической жажде халявы обвиняют). Поэтому срочно запретить интернет! Посадить всех лет на сорок! Обязать выплатить мильярд компенсации!

Просто так ведь берут, сволочи. Не ценят труд. Всё зло из-за электронных книг!

Однако давайте таки посчитаем. У писателя, которого можно назвать хотя бы слегка востребованным, должно быть двадцать тысяч читателей, я думаю. Если меньше — это уже заведомое хобби.

Ну ладно, если меньше десяти тысяч, то заведомое хобби, а от десяти до двадцати — переходный диапазон. Так сказать, подготовка почвы.

Даже по московским меркам 50 000 рублей в месяц — вполне нормальная зарплата. О выживании при такой зарплате вопрос уже не стоит. Только об уровне комфорта.

Далее. Книга пишется, скажем, один год. Сколько читатель должен заплатить за книгу, чтобы писатель жил как бы с зарплатой в 50 тысяч?

50 000 рублей * 12 месяцев / 20 000 читателей = 30 рублей

30 рублей! Может быть, 31 — чтобы ещё корректору заплатить. Но не триста. И не тысячу. Если при таком раскладе «на жизнь не хватает», то либо у тебя запросы слишком и неоправданно высокие, либо твоё творчество мало кому нужно, в обоих случаях иди работать в другую профессию. Или тренируйся — удвоишь количество читателей, удвоишь и доходы. И помни, блин, у половины страны зарплата меньше. Если не у двух третей.

Теперь внимание, вопрос. Почему книга стоит триста? Потому что она — бумажная. Вот поэтому. Издатели часто говорят, что про их сверхприбыли — это байки, а на самом деле они получают всего ничего. Однако в этом есть суровый элемент лукавства. Прибыль издателя — то есть то, что он лично кладёт себе в карман, — может быть, и небольшая относительно цены. Но вот совокупные дополнительные расходы — на типографию, аренду помещения, маркетинг, зарплаты сотрудников и, что немаловажно, на маржу магазина — они вот такие. В десять раз. С тридцати до трёхсот, а то и до пятисот.

То есть по идее писателям не бороться надо с электронными книгами, а наоборот двумя руками их приветствовать. Если они будут в онлайн-магазинах по тридцать рублей лежать, то их купят чисто для экономии времени — чтобы где-то ещё не рыскать и не материться по поводу хреново распознанного текста.

Это даже если отвлечься от более прогрессивных технологий распространения.

А вот за триста уже — извините. Зарплаты, напомню, не такие огромные для такой цены.

Фактически все эти истерики от жадности на самом деле служат иной цели. Не установлению справедливости и не спасению писателей, а продлению существования всей этой компании, которая сейчас идёт с ними в комплекте. И которая в случае перехода на электронные книги станет не нужна. Это не писатель плачет, а его устами — издатель, владелец типографии и маркетолог.

Хотя из-за халявности профессии писатели немного и от себя приплакивают, это да.



doc-файл

Текст полностью отвечает состоянию копирайтного Дискуса. Однако хотелось бы услышать возражения на упрёки товарища Лопатникова, http://red-valjok.livejournal.com/43002.html

Что касается дефекта в логике вида «из-за пиратов писатели исчезнут», тут надо отдельную статью писать, чтобы подробно разъяснить, где дефект.

Но если вкратце, то рассмотрим состояние, при котором все писатели действительно исчезли. Тут два варианта: либо ранее написанного и так хватает, либо не хватает, а потому суммы, которые люди готовы заплатить писателю лично, чтобы он что-то написал, начинают расти и расти. Единственный писатель в мире мог бы рассчитывать на многие миллиарды — чисто только на предварительных безвозмездных пожертвованиях.

Оттуда вывод: пиратство может убить писателей только когда их слишком до фига. И не всех, ибо предельная ситуация не является гомеостатической.

Лекс, я таки думаю, что в итоге всего этого союз писателей скинется на киллера

Всё верно. Тоже так считаю.

согласен

кто тоже согласен, сюда!

> «Меня обокрали»? Таки нет — те люди, которые что-то себе скачали, никогда не обещали тебе за это стопицот. Это ты сам про это себе намечтал.

Такой подход можно применить и к продавцу реальных вещей. Вынесли у тебя товара, ты кричишь: "украли". Но, ведь если бы не вынесли, не факт, что всё было бы куплено. Может пылилось бы на полках.

Нельзя. Торговец продает, а не производит.
Причем производит безо всяких издержек.

Ты на верном пути. Вот глядишь и допрёт, что крестьянин, который умел и должен был выполнять такую массу работ, что любой пролетарий со своим однообразным трудом однократно обученной объзьяны ... Но, ёпт, именно пролетарий - это "передовой класс". Ага.

Твой дауншифтинг, Роман, грехом не является. Грехом является необоснованная гордость оным дауншифтингом. Твоё умение при помощи технологий девятнадцатого века обслуживать преимущественно самого же себя — это не повод для гордости.

Ну и эта, попробуй всё-таки выяснить, что именно выполняет в рамках своего «однообразного труда» пролетарий.

Вот я - типичный читатель. Ну как... читаю откровенно мало. Но все же.
Как ко мне приходят книги? Рекомендации в сети. Не ищу специально, просто слушаю интересные обсуждения. Ну, а потом качаю, конечно. Иностранцев стараюсь читать на английском.
Бумажные книги также попадаются. В основном дают почитать, спасибо добрым людям. Не запрещено.
Бывает, покупаю. Вот в метро прочёл о выходе новой книги уважаемого мною читателя. Или скачал полезную книгу и понял, что нужна бумага. Или подписался на выход книги другого хорошего человека.
И ещё у меня скидка на Озоне 50-70% )

"Воровство" по отношению к писателю довольно странный термин. Мне представляются силуэты крадущихся в ночи личностей с заплечными мешками, набитыми сюжетами, главами из книг, дизайнами обложек и кровавой развязкой с убийцей-садовником.

В мире электронных денег, например, воруют и мошенничают не вставая с кресла.

В этом споре с удивительным постоянством рождается цензура и ограничивается свобода.

Именно поэтому всех копирастов, даже если это всенародно известные пейстаели (а тем более, если "широко известные в узких кругах") необходимо закатывать в бетон. Издержки (в том числе и моральные) от этой процедуры будут для человечества на несколько порядков ниже, чем потери от победы копиразма.

Худлит, кстати, - ерунда.
Вот учебники для всех классов школы, да разные издания, да тиражи на всю страну - сладчайшая конфетка для издателей.

Поэтому, видимо, никакими е-учебниками в наших школах и не пахнет.

Пока не пахнет. Технологии пока не готовы, промышленность не может дать электронную читалку, способную выжить хотя бы один учебный год в руках массовой школоты, дешёвую читалку, необходимо заметить. Когда такие появятся, найдутся те, кто оседлает волну и ради своей выгоды безжалостно подвинет типографов.

>Программистом или математиком, ещё ладно, — там тоже в кресле, но надо много думать и много читать, если серьёзно к делу подойти. Но, блин, писателем…

Глупостей о том, что писателю не надо много думать и много читать, я от вас не ожидал. Я уверен, что вы тоже сможете написать книгу, если захотите, но также уверен и в том, что читать её никто не будет.

И ежу понятно, что любая творческая профессия в идеале будет приносить сумму равную твоему таланту помноженному на платёжеспособность народа, но не уподобляйтесь части нашей интеллигенции, которая любой труд меряет по себе и, если бы ей дали волю, то отмеряла бы всем зарплаты и выносила приговоры, вплоть до запрета на профессию. Если сегодня труд программиста переоценен это не значит, что так будет всегда - завтра уже вы можете фрилансить по агентствам в надежде, что ваш код подобающе оценят и дадут контракт, который позволит взять 40-летнюю ипотеку.

> но также уверен и в том, что читать её никто не будет

А вот зря. Я не собираюсь льстить Лексу, просто мой опыт говорит, что если автор более менее вменяем и владеет словом (Лекс этим условиям отвечает больше авторов некоторых читанных мною книг), то читатели на его книгу найдутся обязательно. Просто в силу величины потенциальной аудитории. Его филиппики верны, но с оговоркой - не про всех писателей, но про большинство тех, чьи книги сегодня продаются в книжных магазинах. Хорошие книги писать таки труд, иногда действительно тяжёлый и выматывающий. Но хороших книг так мало, что их можно воспринимать как не значимую флуктуацию.

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
> эээ... а у вас есть за плечами написанные книги, чтобы рассуждать о мегахалявном труде писателя?

У меня за плечами есть порядка 10 000 страниц статей. Многие из них по содержанию на порядок сложнее 99.99% изданных за всю историю человечества книг. И мне всё равно писательство кажется халявой на фоне, например, программирования. Интеллектуальные усилия просто несравнимы.

> хотя бы публикации в приличных изданиях

Интернет-проект «Однако» с миллионами читателей достаточно приличен, чтобы рассуждать об писателях, тиражи которых редко когда превышают 5000 экземпляров?

(Удалённый комментарий)
Про "думающих" программистов особенно прикольно получилось, вводим в задачу писателя учебников по математики и питону например, и хотя лишь половина из пирамиды доказательств испаряется, понятно, что сама задача сформулирована неверно.

А задача проста, как построение коммунизма, надо ли платить за труд? Ответ прозвучал - надо. Вторая часть, как платить по труду, а не по капиталу, но это уже социализм, воровство и там и там воровство, на оправдание воровстве коммунизма не построить, олигархи и несуны это две стороны одной медали.

Пиратам бой, это пятая колонна среди левых! :)

> Про "думающих" программистов особенно прикольно получилось, вводим в задачу писателя учебников по математики и питону например, и хотя лишь половина из пирамиды доказательств испаряется, понятно, что сама задача сформулирована неверно.

Писать про питон гораздо проще, чем писать на питоне. Это я могу авторитетно заявить. Ибо и программировал, и писал о программировании, и преподавал программирование.

Когда объясняешь, говоришь о хорошо тебе известном. Вся сложность только в том, в каком порядке рассказывать. Когда программируешь, пишешь обычно ещё неизвестное — если, конечно, ты не говнопрограммер, который по сто раз пишет один и тот же код.

Удивительным образом две ошибки в рассуждениях приводят к верному выводу.
Первая ошибка: оценка количества творчества без учёта качества. Якобы это гомеостатический объект, меньше оплата - меньше количество без изменения качества. Наиболее качественные произведения пишут как раз те, у кого большое количество нейронных связей, кто может зарабатывать иначе. И если писательство будет менее прибыльным, из него уйдут в первую очередь лучшие представители - станут инженерами, учёными, врачами, программистами... А те, у кого альтернатива - журналистика, реклама в блоге или такси - продолжат писать книги.
Вторая ошибка: приравнивание искусства к индустрии. Нельзя считать, сколько энергии затратил музыкант на нажимание клавиш, для того, чтобы оценить его труд. Композитор - халявщик по сравнению с грузчиком только с точки зрения грузчика, но никак не с позиции цивилизованного общества.

Проблема с оценкой интеллектуального труда в капиталистическом обществе, очевидно, есть, её нужно решать.
У меня решения нет.
Впрочем, в капиталистическом обществе много проблем совместимости с современным технологическим уровнем. Наверное, нужно мыслить шире и искать следующие социально-экономические формации.

никто никуда не уйдет
окромя донцовой и прочих
а человек талантливый не писать не может - из него это прет, и легче это высрать наконец, чтоб душить перестало. дар божий как фонтан - его отсутствием денег не заткнешь. будет дворником работать, а по ночам все равно писать (рисовать и тд).
а если натужно корябать ради прибыли - это да, это люди не будут. да и слава богу.

Защитники копирайта забывают что "украл" - это когда у одного было нечто, а потом ушло к другому и ничего не появилось взамен. А если у тебя было нечто, и оно никуда не делось, но у другого появилось такое же - то при чем тут "украл"?

Насчет цены электронных копий тоже трудно не согласиться. Книгу за 1- 2 доллара мне легче купить чем скачать, но когда за pdf дерут столько же сколько за бумажную копию, то искать где можно скачать уже имеет смысл.

И еще вопрос: а если я скачал, но так и не прочитал - это считается за воровство или как?

не прочитал - закачай обратно, дай другим скачать!

?

Log in

No account? Create an account