Начну издалека. В Швейцарии ещё в начале двадцатого века построили железную дорогу на гору Юнгфрау. В Швейцарии вообще много гор и эти горы очень красивые. Однако долгое время на их вершины могли подниматься только специально натренированные альпинисты и стихийно натренированные местные жители. Остальные могли смотреть на горы в основном снизу или же с небольшой высоты.
При этом посмотреть с вершины на окрестности хотело гораздо большее число людей, нежели было желающих прокачивать многие годы свои альпинистские навыки, а потом с риском для жизни лезть на понравившуюся вершину. Поэтому местные жители швейцарских деревень освоили бизнес — по заранее проложенным тропам они водили богатых туристов в довольно ненапряжные для последних восхождения, сопровождающиеся осмотром местных красот и широкой гаммой ощущений при минимальном риске. Туристы шли налегке, их же пожитки, еду, а иногда и самих туристов несли сопровождающие. Естественно, по отвесным скалам туристов лазить не заставляли, но даже так всё ещё не каждый мог отправиться в подобный увеселительный поход.
И вот была построена железная дорога на вершину. Отныне будь ты хоть старый, хоть хромой, хоть толстый, хоть хилый, за совсем небольшую плату ты можешь в максимально комфортных условиях посмотреть на горы и снизу, и с середины, и даже с того места, где круглый год лежит снег. Последнее, чего осталось из дискомфортного — разреженная атмосфера. Кислородные маски покамест там не выдают, но, думаю, и этот вопрос будет решён.
Зададимся теперь вопросом: стало ли от этого хуже? Пропала романтика альпинизма, обесценились ли навыки местных жителей или что-то типа того?
В некотором смысле да. На большинство вершин всё ещё не протянуты дороги, однако горы уже не являются эксклюзивом для альпинистов. Не на каждую, но на многие вершины желающие могут слетать на вертолёте, а то и съездить по железной дороге. Или, на крайний случай, добраться почти до вершины на автомобиле и последние двести метров преодолеть пешком.
Плохо ли это? Нет, это отлично. Прогресс для того и нужен, чтобы сделать то, что когда-то казалось недоступным, — доступным для всех и каждого. Ясен перец, кто-то из альпинистов расстроится, что, де, «всякое быдло теперь тоже смотрит на то, на что раньше смотрела только элита». Но подобное расстройство будет подобно расстройству аристократа по поводу того, что теперь «всякое быдло» тоже ходит на концерты, на спектакли, да ещё и отдыхает на курортах. Или же, в лучшем случае, тому, как какой-то работник недавно ещё редкой профессии вдруг обнаружил, что в ней теперь работает миллион человек, и он уже не единственный, а «только лишь» первопроходец.
На деле же подобные обидки — это следствия эгоизма и мелочности, которым, увы, иногда бывают подвержены и очень активные, талантливые люди.
Первопроходец не становится менее героем из-за последующей общедоступности мест его первопроходства. Он, наоборот, становится более героем. Точнее, он только в этом случае становится героем. Поскольку только в этом случае он не просто для собственного удовольствия куда-то слазил, но проложил туда дорогу для всех. Героизм -— по определению когда не для себя, а для других. Только в тот момент, когда кто-то ещё, кроме первопроходца, получает от его достижений несомненную пользу, оригинальное и опасное развлечение становится геройским поступком.
Поэтому посещение интересующимися ранее недоступных мест — это одно из обязательных следствий подвигов первопроходцев. Ведь основное и главное в их подвиге — они часть за частью открывают для всего человечества мир во всём его многообразии.
Грош цена открытию учёного, если он его скрыл. Грош цена написанному в стол произведению. Грош цена походу в дремучие джунгли, если это не проложило туда дорогу другим, не дало им ценных знаний или хоть чего-то ещё. Всем этим не зазорно заниматься, но это будет всего лишь персональным развлечением автора, изобретателя или путешественника.
И ровно тем же будет использование плодов открытий, чтение книг или турпоездки — это ваше развлечение, пользователи, читатели и туристы. Хоть какой-то почёт вам светит только если пользование, чтение или путешествие сподвигнет вас сделать что-то полезное другим. Пусть даже менее полезное, чем источник вдохновения, но всё-таки.
Потребление, как я часто говорю, это не подвиг. Оно не зазорно, но и не почётно.
Поэтому проблема состоит не в том, что в космос смогут слетать туристы, а в том, что этот акт туризма уже начинает приравниваться к первопроходству или хотя бы к работе в космосе на благо общества.
Гагарин, впервые слетавший в космос, открыл нам туда дорогу. Не один — в числе прочих: конструкторов, учёных, других космонавтов. Они все — герои. Смельчаки, которые рискнули своей жизнью ради человечества. Герои труда и науки. Они преодолели интеллектуальные и физические трудности, открыв нам дорогу к звёздам. За это им от нас вечный почёт и уважение.
Когда того же почёта начинают требовать туристы или же когда им начинают предлагать такой же почёт в рекламе за акт туризма, выигранный в лотерею, — это постыдная попытка увести у первопроходцев и даже у простых работников данной отрасли по справедливости причитающуюся им всеобщую благодарность. Они ведь и так дали нам возможность сделать то, о чём раньше даже мечтать было тяжело. Кто мы будем, если вместе с подаренными ими нам возможностям попытаемся забрать и их славу?
Мы будем тогда даже хуже, чем эгоистичный путешественник — отправляющийся в джунгли для собственного развлечения, ничего не дающий другим, но требующий им восхищаться. Тот хотя бы приложил усилия, потратил время на тренировки и рисковал — даром, что всё это вылилось лишь в его собственное удовольствие. Турист же, которого просто довезли по дороге до нужной точки, но который требует его считать равным тем, кто довёл дорогу до этой точки, — совсем позорное явление.
Позорнее его только тот, кто пытается развести на подобное других людей ради повышения продаж того бренда, который он обслуживает.
Скачать статью
Публикация на «Однако»