Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Сравнение личного и общественного транспорта в плане общественной эффективности
lex_kravetski
В статье сравниваются два класса транспорта в плане общественной эффективности, понимаемой как соотношение суммарной пользы и суммарных издержек. Рассматривается ряд параметров — степень удовлетворения потребности в передвижении, стоимость производства, ремонта и энергии, удобство пользования, комфортность поездки, пропускная способность дорог для каждого из классов, а также ряд других.

Все люди в современном обществе имеют потребность перемещаться на довольно значительные расстояния, поэтому потребность в общественном транспорте, в отличии, например, от желания иметь дома музыкальные инструменты, является общей для всех граждан и, следовательно, должна рассматриваться в первую очередь как общественное благо.

А раз так, то с общественной точки зрения важна́ эффективность удовлетворения общественного блага — соотношение доступа к транспорту к затратам на его обеспечение в рамках всего общества.

Среди двух наиболее крупных классов транспорта можно выделить два: личный и общественный. Чтобы сделать выводы о том, какой транспорт следует особенно интенсивно развивать, нужно сравнить их общественные эффективности.

Прежде всего обратим внимание на характер использования общественного и личного транспорта. За редким исключением личный автомобиль используется один-два часа в день или даже меньше — просто потому, что большинство людей доезжает на нём до работы и с работы, по пути, возможно, посетив магазин. Даже тогда, когда человек не ездит на работу по графику, он всё равно посещает не более одного-двух мест, что делает ситуацию аналогичной поездке на работу. Всё остальное время автомобиль просто стоит в гараже или перед домом.

В отличии от личного автомобиля, общественный транспорт продолжает перевозить людей на протяжении всего дня.

Таким образом, один автомобиль в среднем обслуживает от нуля до двух человек в день (и только в эпизодических случаях — от трёх до пяти), автобус же — тысячи, а поезд метро — десятки и сотни тысяч.

Читать целиком




  • 1

Re: Ответ на ваш комментарий к записи "Сравнение личного

> Хотите я вам на пальцах прикину? Отнимаем личные авто у всех, кто едет на юг, всех сажаем в поезд. Поезда летом и так битком, значит, для каждого пассажира надо произвести новое посадочное место.

На них, не поверишь, ездят и те, у кого собственные автомобили есть. Причём, на собственных автомобилях куда-то далеко ездит процентов десять автовладельцев. То есть надо к нынешнему количеству вагонов произвести добавить ещё десятую, ну ладно, пятую часть.

Хотя реально, конечно, надо количество удвоить, чтобы радикально увеличить комфорт поездки. Чтобы было не просто лучше, а гораздо лучше, чем в автомобиле.

> Один купейный вагон (современный, без душа и интернета) стоит примерно 30 миллионов рублей. И перевозит 36 человек. Это 833 тысячи на каждое купейное место.

> Чтобы сравнить с автомобилем, поделим цифру на два - вагон эксплуатируется лет 30, авто лет 15. Но, чтобы быть честными, обратно на два умножим - на юг в автомобилях обычно (как минимум) парами ездят. Так что там, где сейчас используется один автомобиль, нам надо два купейных места.

> Затраты на новые локомотивы, обучение и оплату новых машинистов, на топливо и обслуживание автомобиля и вагона опустим - они на общую картину не сильно повлияют - где-то будет плюс, где-то минус.

> Итого - надо потратить 833 тысячи на каждую семейную пару, из тех, что сейчас ездят на личных автомобилях. При том, что цена нового хорошего автомобиля с кондером - ой, в полтора раза ниже. А вазовского - в два. Или два с половиной, в зависимости от модели.

Ага. Только этот вагон каждый день по пассажиру перевозит. А то и по несколько — если маршрут короткий. Причём, не только каждый день, но и целый день. Автомобиль при этом используется в день час-два.

> На всякий случай повторяю - не забыли ли теоретики о том, что вне курортного сезона эти поезда будут простаивать без дела ничуть не хуже личного автотранспорта?

Я тоже на всякий случай повторю: люди на поездах не только на курорты ездят. Вне курортного сезона эти поезда будут возить людей на работу, в гости к друзьям и родственникам, на пикники и ещё в кучу мест. Как, собственно, происходит и сейчас.

> Ну и скромно вспомним о том, что в поезд пассажиру можно брать с собой 36 кг вещей весьма скромного объема (до 1\5 кубометра примерно). Упс. В те два пятиместных "Ларгуса" с кондером, что мы купим за 830 тысяч, можно спокойно впихнуть килограмм по 250 в каждый.

Зачем возить с собой 250 килограмм вещей? Я даже 36, не понимаю, зачем возить с собой. Никогда больше 10 не возил.

> А европейцы слегка туповаты, этого не отнять. Непонятно, к чему вы их сюда приплели.

Они, вот, тоже, видимо, не понимают, что без личного автомобиля у каждого — вообще никак. Всё пытаются народ на ОТ пересадить.

Извините, но, когда я вижу в очередной раз цифры, добытые методом пальце-потолочного тыка, мне становится всё грустнее.

Давайте я вам еще раз, на пальчиках.
N-ное августа, пиковый день - всего в поездах по стране едет Х человек = нам надо Х вагонов.
В остальные дни пассажиров будет меньше, чем Х - значит, часть вагонов будет или кататься порожняком, или стоять.
И, чем больше людей мы запихиваем в этот день в поезда, тем больше надо вагонов.
Которые в остальные дни никого возить не будут - пассажиров в остальные дни меньше.

Немалая часть населения выезжает за пределы своего региона ровно раз в год - в отпуск.
Многие на авто.
Сколько именно - не скажу, не приучен высасывать цифры из пальца.
Но, если мы всех, кто едет на авто, пересадим в поезд, то для них придется построить лишние вагоны, которые в остальное время никого и никуда не повезут. Потому что нет в остальное время такого количества пассажиров.

Короткие маршруты - в топку, в нашей стране они серьёзной погоды не делают. Кроме того, поток пассажиров "туда" крайне редко бывает равен потоку "обратно" в тот же день.

О килограммах - представьте себе, мы вот с юга везли пяток арбузов, ящик яблок, ящик помидор, килограмм 30 меда, абрикосы, домашнее вино в подарок родителям и еще что-то, купленное на рынке (не помню что). Потому что до нашего региона всё это доезжает не совсем в свежем виде, а полакомиться хочется.
Когда половину слопали, то на обратном пути заехали в Екатеринбург и купили себе матрас вдвое дешевле, чем он стоит в Хантах.
А счастливые среднестатистические пользователи общественного транспорта такую покупку себе позволить не смогут никак.

У европейцев обеспеченность личным автотранспортом вдвое выше, чем в России, если вы не в курсе.

Да, выдуманный вами же тезис про необходимость личного авто у каждого вы уже задолбали мне приписывать.

Re: Ответ на ваш комментарий к записи "Сравнение личного

> Давайте я вам еще раз, на пальчиках. N-ное августа, пиковый день - всего в поездах по стране едет Х человек = нам надо Х вагонов. В остальные дни пассажиров будет меньше, чем Х - значит, часть вагонов будет или кататься порожняком, или стоять. И, чем больше людей мы запихиваем в этот день в поезда, тем больше надо вагонов. Которые в остальные дни никого возить не будут - пассажиров в остальные дни меньше.

Повторюсь. Именно так. Вне курортного сезона вагоны будут наполнены не целиком. Не пустые, нет, — наполненные не целиком. Поскольку ездят не только на курорты. Однако это — меньшие общественные затраты, чем автомобиль, который держат только потому, что «на нём можно в отпуск съездить».

> Короткие маршруты - в топку, в нашей стране они серьёзной погоды не делают.

Отнюдь. Сейчас подмосковные, например, электрички забиты чуть не доверху.

> О килограммах - представьте себе, мы вот с юга везли пяток арбузов, ящик яблок, ящик помидор, килограмм 30 меда, абрикосы, домашнее вино в подарок родителям и еще что-то, купленное на рынке (не помню что).

Всё это надо возить на грузовиках. Которые довезут купленное на рынках не одним человеком, а сразу многими.

> Когда половину слопали, то на обратном пути заехали в Екатеринбург и купили себе матрас вдвое дешевле, чем он стоит в Хантах.

Неплохая идея — купить автомобиль за полмиллиона, чтобы потом сэкономить десять тысяч на матрасе.

> У европейцев обеспеченность личным автотранспортом вдвое выше, чем в России, если вы не в курсе.

А правительства с этим почему-то борются.

Я вам сейчас немного по объективную реальность еще расскажу, ок?
В реальности в РЖД работают неглупые люди.
Поэтому вне пикового сезона они не тратят ресурс лишних вагонов и не платят лишнюю зарплату проводникам и техника, а просто ставят эти лишние вагоны на простой.

Подмосковные электрички - мелкая проблема крупного региона, не надо её на глобус всей страны натягивать.

Вы вновь невнимателно читаете. Всё перечисленное на грузовиках приезжает несвежим. Потому что эффективные грузовики ездят примерно втрое медленнее, чем неэффективный личный транспорт. И подорожавшим.

А теперь я вашу воображаемую математику пересчитаю в объективную реальность.
На машине, купленной за 330 тысяч (новая "Калина" с кондером), мы с женой за один отпуск сэкономили примерно 10 тысяч на матрасе, 10 тысяч на вкусняшках с рынка, 10 тысяч на проживании (за счет того, что жили на расстоянии от пляжа).
И не менее 80 тысяч на стоимости проезда по указанному ранее маршруту.

Re: Ответ на ваш комментарий к записи "Сравнение личного

> Я вам сейчас немного по объективную реальность еще расскажу, ок? В реальности в РЖД работают неглупые люди. Поэтому вне пикового сезона они не тратят ресурс лишних вагонов и не платят лишнюю зарплату проводникам и техника, а просто ставят эти лишние вагоны на простой.

Потому что сейчас критерий эффективности — прибыль.

> Подмосковные электрички - мелкая проблема крупного региона, не надо её на глобус всей страны натягивать.

Я объехал всю европейскую часть России. И везде пригородные электрички востребованы круглый год.

> Вы вновь невнимателно читаете. Всё перечисленное на грузовиках приезжает несвежим. Потому что эффективные грузовики ездят примерно втрое медленнее, чем неэффективный личный транспорт.

Они так долго везут 30 килограмм мёда и матрас, что те успевают испортиться?

> А теперь я вашу воображаемую математику пересчитаю в объективную реальность. На машине, купленной за 330 тысяч (новая "Калина" с кондером), мы с женой за один отпуск сэкономили примерно 10 тысяч на матрасе, 10 тысяч на вкусняшках с рынка, 10 тысяч на проживании (за счет того, что жили на расстоянии от пляжа). И не менее 80 тысяч на стоимости проезда по указанному ранее маршруту.

То есть если все купят себе по автомобилю, то каждый так сэкономит, да?

Или всё-таки это — попытка напарить окружающих, воспользовавшись внезапно открывшимся преимуществом?

Re: Ответ на ваш комментарий к записи "Сравнение личного

Угу, а когда критерий эффективности будет не прибыль, то лишние вагоны будем гонять порожняком и расходовать их ресурс почем зря? Или я вас неправильно понял?

Вы, объехав всю европейскую часть, видимо, пропустили такие мелкие регионы, как Нижегородская область и Мордовия. И там, и там электрички 90% времени ходят полупустые.

Ваше избирательное чтение забавляет. Помидоры, абрикосы, арбузы, многое другое с рынка. Всё это доезжает в грузовиках не только второй свежести, но и двойной-тройной цены.

Ну и в очередной раз сообщаю - вы задолбали приписывать мне тезис, что всем обязательно надо по личном авто. Надеюсь, с третьего раза вы эту фразу все-таки прочитаете.

Edited at 2012-11-20 13:20 (UTC)

Re: Ответ на ваш комментарий к записи "Сравнение личного

Это вы чего, за каждым помидором за тридевядь земель катаетесь? И типа экономия? Может что-то другое надо делать чтобы свежо и дёшево?

Re: Ответ на ваш комментарий к записи "Сравнение личного

Это вы читайте дискуссию сначала, там всё подробно описано.

Re: Ответ на ваш комментарий к записи "Сравнение личного

> Угу, а когда критерий эффективности будет не прибыль, то лишние вагоны будем гонять порожняком и расходовать их ресурс почем зря? Или я вас неправильно понял?

Не порожняком, отнюдь. В сезон отпусков часть людей едет на юга́ и в прочие занимательные места. В этот момент востребованы поезда дальнего следования по определённым маршрутам. Вне сезона дальнее следование несколько менее актуально, но нагрузка на пригородные маршруты выше: на них в это время ездят и те люди, которые в сезон отпусков — в отпуске.

Когда идёт ориентация на прибыль, пофиг как едут люди. Хоть друг у друга на головах — важно только чтобы поезд в принципе пришёл к станции. Тогда на него купят билеты и всё такое. Два поезда повышают расходы, но прибыль не увеличивают: билет стоит столько же. То, что в двух поездах вместо одного толкотни будет меньше, а в трёх, так и вообще все сидя поедут, с точки зрения прибыли вообще неважно.

> Ваше избирательное чтение забавляет. Помидоры, абрикосы, арбузы, многое другое с рынка. Всё это доезжает в грузовиках не только второй свежести, но и двойной-тройной цены.

Я намекаю на то, что всё это — проблема не личного транспорта, а снабжения продуктами.

> Ну и в очередной раз сообщаю - вы задолбали приписывать мне тезис, что всем обязательно надо по личном авто. Надеюсь, с третьего раза вы эту фразу все-таки прочитаете.

Где я его хоть раз приписал?

Снова теоретизирование без единого конкретного пункта.

А у вас есть в загашнике способ организовать бесперебойную подачу дешевых свежих фруктов в Ханты или Якутск? Хотя бы в сезон? Выкладывайте.

Если вы мне его не приписываете, то к чему вы этот тезис постоянно упоминаете в споре со мной?

Re: Ответ на ваш комментарий к записи "Сравнение личного

> Снова теоретизирование без единого конкретного пункта.

Хм. Есть мнение, всё ближе время с тобой прощаться.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account