Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Сравнение личного и общественного транспорта в плане общественной эффективности
lex_kravetski
В статье сравниваются два класса транспорта в плане общественной эффективности, понимаемой как соотношение суммарной пользы и суммарных издержек. Рассматривается ряд параметров — степень удовлетворения потребности в передвижении, стоимость производства, ремонта и энергии, удобство пользования, комфортность поездки, пропускная способность дорог для каждого из классов, а также ряд других.

Все люди в современном обществе имеют потребность перемещаться на довольно значительные расстояния, поэтому потребность в общественном транспорте, в отличии, например, от желания иметь дома музыкальные инструменты, является общей для всех граждан и, следовательно, должна рассматриваться в первую очередь как общественное благо.

А раз так, то с общественной точки зрения важна́ эффективность удовлетворения общественного блага — соотношение доступа к транспорту к затратам на его обеспечение в рамках всего общества.

Среди двух наиболее крупных классов транспорта можно выделить два: личный и общественный. Чтобы сделать выводы о том, какой транспорт следует особенно интенсивно развивать, нужно сравнить их общественные эффективности.

Прежде всего обратим внимание на характер использования общественного и личного транспорта. За редким исключением личный автомобиль используется один-два часа в день или даже меньше — просто потому, что большинство людей доезжает на нём до работы и с работы, по пути, возможно, посетив магазин. Даже тогда, когда человек не ездит на работу по графику, он всё равно посещает не более одного-двух мест, что делает ситуацию аналогичной поездке на работу. Всё остальное время автомобиль просто стоит в гараже или перед домом.

В отличии от личного автомобиля, общественный транспорт продолжает перевозить людей на протяжении всего дня.

Таким образом, один автомобиль в среднем обслуживает от нуля до двух человек в день (и только в эпизодических случаях — от трёх до пяти), автобус же — тысячи, а поезд метро — десятки и сотни тысяч.

Читать целиком




  • 1

Re: Ответ на ваш комментарий к записи "Сравнение личного

> Сказка про белого бычка... Нет в Ханты-Мансийске поездов. Совсем. Жылезнодарогу туда ещё не построили. А есть места, где и автомобильных дорог нет. Сразу понятно: ходить пешком гораздо лучше.

> И далеко не до всех из них строить железку экономически оправдано - значительно дешевле будет гражданам автотранспортом пользоваться.

В статье вроде бы вполне понятно написано: легковой автотранспорт целесообразнее в слабозаселённых местах.

> А самолетом всегда дороже, чем личным транспортом, в разы. Даже для одного пассажира. А если муж с женой и детьми, то разница может выйти в десятки раз.

Ну эта, съезди из Якутска в Москву на личной машине.

> А пересаживаться с кучей вещей с такси (или прокатного авто) на автобус, «Куча вещей», это что? Икеевская мебель в коробках? Двадцать телевизоров? Куча вещей, с которой я обычно езжу на две недели за границу, вообще говоря, влезает в небольшой рюкзак и весит килограмм пять примерно. И то в основном потому, что фотоаппарат тяжёлый. Чтобы было проще возить, я закупил себе туристическую сумку на колёсах. Теперь пересаживаться ни хрена не трудно. Однако даже если было бы трудно, в чём проблема-то? Такси до самолёта и от самолёта. Люди ж не каждый день за тысячу километров перемещаются.

> с автобуса на поезд, а потом еще на пару поездов и после отдыха обратно в том же порядке ради ваших красивых теоретических изысканий населению нахрен не сдалось.

Как большой спец по отдыху не на даче сообщаю: всё украдено уже до нас. Такси до самолёта, далее автобус или микроавтобус, предоставляемый гостиницей, от самолёта до гостиницы. Обратно — в обратном порядке. Двадцать минут покатать сумку по ровной поверхности гораздо проще, чем шестнадцать часов в один конец вести автомобиль. Тем более, сумку всё равно катать придётся.

> Боюсь спросить - где теоретиками посчитано до стадии очевидности, в какую сумму обойдется обеспечение всех желающих смотаться летом на юг вместо автомобилей купейными (плацкарт - в жопу) вагонами с интернетом, горячим питанием и работающим кондиционером?

Гораздо дешевле, чем каждого личным автомобилем, запчастями к нему и бензином.

Например, мой автомобиль стоит 800 000 рублей. Скататься туда-обратно на такси по Москве — 1200 рублей. За цену одного только автомобиля можно скататься 700 раз. При требуемой частоте катания (4-6 раз в месяц примерно) хватит на десять лет. И это без учёта страховки, бензина, автомойки, налога и прочей хренотни. При этом автомобиля на десять лет уже может и не хватить — придётся новый покупать.

Такси, надо отметить, самый дорогой после самолёта транспорт в расчёте на душу населения.

Или, вот, ещё одно сравнение: по цене одного вот этого автомобиля можно восемь-десять лет ездить на лучший курорт Вьетнама по месяцу в год. Или тридцать лет на среднестатистический курорт в Турцию. Одному человеку, разумеется.

> И с душем А у тебя, что, автомобиль со встроенным душем?

> И не забыли ли теоретики о том, что вне курортного сезона эти поезда будут простаивать без дела ничуть не хуже личного автотранспорта?

На поездах люди ездят не только на курорты в курортный сезон. Хотя в курортный сезон, разумеется, и поезда и самолёты используются более интенсивно.

Re: Ответ на ваш комментарий к записи "Сравнение личного

Новость для теоретиков: у нас бОльшая часть территории страны - слабозаселённое место.
Из Якутска я на личной машине с удовольствием съезжу на пляжи ДВ, Москва мне отсюда нахрен не сдалась триста лет.

Я херею, дорогая редакция. Человек, протестующий против разбазаривания общественных ресурсов и ратующий за общественный транспорт, тратит на личный автомобиль 800 штук. Спасибо, поржал.

Теоретикам для справки. Люди при поездке на юг останавливаются в дороге и кушают, писают, какают и принимают душ. Не в чистом поле, ага. Догадайтесь, где.

Подробно завтра.

Re: Ответ на ваш комментарий к записи "Сравнение личного

> Новость для теоретиков: у нас бОльшая часть территории страны - слабозаселённое место.

Несомненно. Однако, как легко догадаться, на этой территории проживает крайне небольшое количество людей. А подавляющее большинство живёт в довольно плотно населённых местах.

> Я херею, дорогая редакция. Человек, протестующий против разбазаривания общественных ресурсов и ратующий за общественный транспорт, тратит на личный автомобиль 800 штук. Спасибо, поржал.

Деньги — это не ресурс.

> Теоретикам для справки. Люди при поездке на юг останавливаются в дороге и кушают, писают, какают и принимают душ.

Хм. И что же мешает всё то же самое сделать и для поезда тоже?

Еще одна новость.
В малых городах и деревнях проживает половина страны. Хотя для москвичей, видимо, это крайне незначительная половина.

Вы на полном серьёзе не понимаете, что мешает сделать на поезде остановку для того, чтобы все пассажиры поезда приняли душ? Упс...Вопросов больше не имею, спасибо.

Re: Ответ на ваш комментарий к записи "Сравнение личного

> Еще одна новость. В малых городах и деревнях проживает половина страны. Хотя для москвичей, видимо, это крайне незначительная половина.

Малые города имеют довольно большую плотность населения в сравнении с окружающей их территорией.

> Вы на полном серьёзе не понимаете, что мешает сделать на поезде остановку для того, чтобы все пассажиры поезда приняли душ?

Вообще ничего не мешает. Поезд в специально подготовленном месте встаёт на запасной путь на три часа и вуаля.

Re: Ответ на ваш комментарий к записи "Сравнение личного

Именно. С учетом окружающей город территории, половина населения живет в малонаселенных местах. Поэтому для половины населения с большой вероятностью выезд за город будет эффективнее на мелком автотранспорте.

Всё чудесатее и чудесатее. И в каком же конкретно месте, боюсь спросить, за три часа вы выгрузите из вагонов, сводите в душ и загрузите обратно полпоезда, то есть примерно пассажиров?

Edited at 2012-11-20 13:18 (UTC)

Re: Ответ на ваш комментарий к записи "Сравнение личного

> Именно. В сравнении с окружающей территорией половина населения живет в малонаселенных местах. Поэтому для половины населения любой выезд за город будет эффективнее на мелком автотранспорте.

О чём, собственно, написано в статье.

> Всё чудесатее и чудесатее. И в каком же конкретно месте, боюсь спросить, за три часа вы выгрузите из вагонов, сводите в душ и загрузите обратно полпоезда, то есть примерно пассажиров?

Граждане, которые пользовались самолётами, в курсе, как и что делается при рейсах с пересадкой. Для остальных всё это, видимо, сродни чуду — гостиницы при аэропортах и вокзалах, залы ожидания, туалеты и душевые комнаты. Так не бывает!!!

Re: Ответ на ваш комментарий к записи "Сравнение личного

А что ж вы тогда так яростно спорите в ветке, которая началась с утверждения, что при дальних поездках частный транспорт очень даже эффективен? И доказываете мне, что в отпуск мне лучше ехать с десятью пересадками?

Шо, таки 500 пассажиров одновременно бегут в привокзальную гостиницу принимать душ? Вы это именно так себе представляете? Угумс...

Re: Ответ на ваш комментарий к записи "Сравнение личного

> А что ж вы тогда так яростно спорите в ветке, которая началась с утверждения, что при дальних поездках частный транспорт очень даже эффективен?

Потому что это неверное утверждение. Легковой (а не личный) транспорт эффективен в слабонаселённой местности. Личный эффективен в почти ненаселённой или для тех, кто по роду деятельности вынужден ездить экзотическими маршрутами.

Для поездок на дальние расстояния эффективны поезда и самолёты — для распространённых маршрутов и общественный легковой или малый пассажирский транспорт, чтобы добраться до/от станций. А также прокатные автомобили для тех, кто хочет забраться в какие-то малоизвестные дебри.

Для распространённых маршрутов эффективен рейсовый транспорт в средне- и высоконаселённых областях и легковой общественный (по сути такси, которое возит по району) в слабозаселённых.

По ночам в местах с какой угодно плотностью населения эффективно такси — при условии, что в данном месте подавляющее большинство ночью спит.

Эпизодические поездки за помидорами через полстраны — это не про транспорт. Это про систему доставки или, возможно, про личные особенности психики. Если все 300 000 проживающих в Якутске по твоему примеру рванут на личных автомобилях до Астрахани купить свежих арбузов, счастья для всех не будет, нет.

> Шо, таки 500 пассажиров одновременно бегут в привокзальную гостиницу принимать душ? Вы это именно так себе представляете? Угумс...

На каждом самолёте прилетает 500 пассажиров. Эти самолёты прилетают с частотой раз в 10-20 минут. Можно догадаться, какова интенсивность потока. Плюс, ожидающие.

Кстати, представь: в июле все ломанулись на юг на личных автомобилях. Лично ты с какой вероятностью не то, что в номер гостиницы по дороге, а хотя бы в сортир попадёшь? Вдоль автодорог есть набор гостиниц, который вместит хотя бы десять миллионов человек?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account