Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Сравнение личного и общественного транспорта в плане общественной эффективности
lex_kravetski
В статье сравниваются два класса транспорта в плане общественной эффективности, понимаемой как соотношение суммарной пользы и суммарных издержек. Рассматривается ряд параметров — степень удовлетворения потребности в передвижении, стоимость производства, ремонта и энергии, удобство пользования, комфортность поездки, пропускная способность дорог для каждого из классов, а также ряд других.

Все люди в современном обществе имеют потребность перемещаться на довольно значительные расстояния, поэтому потребность в общественном транспорте, в отличии, например, от желания иметь дома музыкальные инструменты, является общей для всех граждан и, следовательно, должна рассматриваться в первую очередь как общественное благо.

А раз так, то с общественной точки зрения важна́ эффективность удовлетворения общественного блага — соотношение доступа к транспорту к затратам на его обеспечение в рамках всего общества.

Среди двух наиболее крупных классов транспорта можно выделить два: личный и общественный. Чтобы сделать выводы о том, какой транспорт следует особенно интенсивно развивать, нужно сравнить их общественные эффективности.

Прежде всего обратим внимание на характер использования общественного и личного транспорта. За редким исключением личный автомобиль используется один-два часа в день или даже меньше — просто потому, что большинство людей доезжает на нём до работы и с работы, по пути, возможно, посетив магазин. Даже тогда, когда человек не ездит на работу по графику, он всё равно посещает не более одного-двух мест, что делает ситуацию аналогичной поездке на работу. Всё остальное время автомобиль просто стоит в гараже или перед домом.

В отличии от личного автомобиля, общественный транспорт продолжает перевозить людей на протяжении всего дня.

Таким образом, один автомобиль в среднем обслуживает от нуля до двух человек в день (и только в эпизодических случаях — от трёх до пяти), автобус же — тысячи, а поезд метро — десятки и сотни тысяч.

Читать целиком




  • 1
Готов согласиться с тем, что в данном случае иметь автомобиль целесообразно и оправданно. Но как Вы думаете, какой процент личных автомобилей хотя бы раз в "жизни" используется для описанных Вами целей?

Вы таки удивитесь, но людей, которые каждое лето ездят в отпуск на юга на собственной машине, очень немало. И, кстати, это далеко не единственный пример, когда личный транспорт эффективнее общественного.

Я уже неоднократно писал в этой теме - то, что общественный транспорт в среднем по больнице эффективнее, никто не оспаривает.
Вопрос в правильном балансе между общественным и частным.

Соответственно, следуя правилу "доказать обязан тот, кто предлагает", граждане, ратующие за радикальные изменения текущей системы, должны сами просчитать желаемый баланс и сами предложить конкретные и осуществимые методы достижения такого баланса. И с циферками в руках доказывать, что будет лучше, чем сейчас.

Ибо предыдущая попытка в объективной реальности забить на частный транспорт и развивать общественный у населения еще из памяти не выветрилась. А результаты у неё были весьма паршивые в сравнении с текущей объективной реальностью.

Re: Ответ на комментарий к записи "Сравнение личного и о

> Вы таки удивитесь, но людей, которые каждое лето ездят в отпуск на юга на собственной машине, очень немало. И, кстати, это далеко не единственный пример, когда личный транспорт эффективнее общественного.

Зачем собственная машина для этого? Приезжаешь на поезде, в купе, или на самолёте. На месте берёшь машину на прокат (из общественного же фонда) — если есть желание поездить-посмотреть окрестности. Если маршрут популярный — по нему автобус должен ходить. С возможностью из него выйти, а потом сесть на другой.

В своей машине кондиционер, чистота и т.п.? Так и в поезде должен быть кондиционер, интернет, чистота и всё прилагающееся, вплоть до горячего питания с доставкой до твоего места.

ОТ ≠ текущее его состояние.

Хочешь по многодневному маршруту проехать, а не сразу в конечную точку — опять же машина на прокат. Люди, как легко догадаться, раз в три года так ездят, а не каждый день — ради чего им всё это время хранить личную машину?


> Соответственно, следуя правилу "доказать обязан тот, кто предлагает", граждане, ратующие за радикальные изменения текущей системы, должны сами просчитать желаемый баланс и сами предложить конкретные и осуществимые методы достижения такого баланса.

Методы давно уже все понятны. Практически до стадии очевидности. Вопрос только в том, а можно ли ещё круче усовершенствовать.

> Ибо предыдущая попытка в объективной реальности забить на частный транспорт и развивать общественный у населения еще из памяти не выветрилась.

Да. А тупые европейцы всё никак не перестанут пытаться.

Сказка про белого бычка...
Нет в Ханты-Мансийске поездов. Совсем. Жылезнодарогу туда ещё не построили.
И даже от ближайшей станции Пыть-Ях нет прямых поездов до мест летнего отдыха.
И в Якутске железки нет.
И таких городов, в которых нет железки, в стране весьма даже дохрена.
И далеко не до всех из них строить железку экономически оправдано - значительно дешевле будет гражданам автотранспортом пользоваться.

А самолетом всегда дороже, чем личным транспортом, в разы. Даже для одного пассажира. А если муж с женой и детьми, то разница может выйти в десятки раз.

А пересаживаться с кучей вещей с такси (или прокатного авто) на автобус, с автобуса на поезд, а потом еще на пару поездов и после отдыха обратно в том же порядке ради ваших красивых теоретических изысканий населению нахрен не сдалось.

Боюсь спросить - где теоретиками посчитано до стадии очевидности, в какую сумму обойдется обеспечение всех желающих смотаться летом на юг вместо автомобилей купейными (плацкарт - в жопу) вагонами с интернетом, горячим питанием и работающим кондиционером? И с душем - нормальный современный человек не должен двое суток не мыться.
И не забыли ли теоретики о том, что вне курортного сезона эти поезда будут простаивать без дела ничуть не хуже личного автотранспорта?

Хотите я вам на пальцах прикину?
Отнимаем личные авто у всех, кто едет на юг, всех сажаем в поезд.
Поезда летом и так битком, значит, для каждого пассажира надо произвести новое посадочное место.
Один купейный вагон (современный, без душа и интернета) стоит примерно 30 миллионов рублей. И перевозит 36 человек.
Это 833 тысячи на каждое купейное место.

Чтобы сравнить с автомобилем, поделим цифру на два - вагон эксплуатируется лет 30, авто лет 15.
Но, чтобы быть честными, обратно на два умножим - на юг в автомобилях обычно (как минимум) парами ездят. Так что там, где сейчас используется один автомобиль, нам надо два купейных места.

Затраты на новые локомотивы, обучение и оплату новых машинистов, на топливо и обслуживание автомобиля и вагона опустим - они на общую картину не сильно повлияют - где-то будет плюс, где-то минус.

Итого - надо потратить 833 тысячи на каждую семейную пару, из тех, что сейчас ездят на личных автомобилях. При том, что цена нового хорошего автомобиля с кондером - ой, в полтора раза ниже. А вазовского - в два. Или два с половиной, в зависимости от модели.

На всякий случай повторяю - не забыли ли теоретики о том, что вне курортного сезона эти поезда будут простаивать без дела ничуть не хуже личного автотранспорта?

Ну и скромно вспомним о том, что в поезд пассажиру можно брать с собой 36 кг вещей весьма скромного объема (до 1\5 кубометра примерно). Упс.
В те два пятиместных "Ларгуса" с кондером, что мы купим за 830 тысяч, можно спокойно впихнуть килограмм по 250 в каждый.
Потому что багажничек там раза в три побольше пространства под купейной полкой, и вес ограничен только возможностями движка и подвески.

А европейцы слегка туповаты, этого не отнять. Непонятно, к чему вы их сюда приплели. Они еще вбухивают нереальные средства в борьбу с глобальным потеплением и разработку сланцевых газов. И пытаются слова "отец" и "мать" запретить. И что? нам срочно надо туда же?
Кстати, пользовался я в Европе общественным транспортом. В Германии неплохо, а в Италии с Францией - что-то среднее между нашим современным и нашим же советским.

Re: Ответ на ваш комментарий к записи "Сравнение личного

> Сказка про белого бычка... Нет в Ханты-Мансийске поездов. Совсем. Жылезнодарогу туда ещё не построили. А есть места, где и автомобильных дорог нет. Сразу понятно: ходить пешком гораздо лучше.

> И далеко не до всех из них строить железку экономически оправдано - значительно дешевле будет гражданам автотранспортом пользоваться.

В статье вроде бы вполне понятно написано: легковой автотранспорт целесообразнее в слабозаселённых местах.

> А самолетом всегда дороже, чем личным транспортом, в разы. Даже для одного пассажира. А если муж с женой и детьми, то разница может выйти в десятки раз.

Ну эта, съезди из Якутска в Москву на личной машине.

> А пересаживаться с кучей вещей с такси (или прокатного авто) на автобус, «Куча вещей», это что? Икеевская мебель в коробках? Двадцать телевизоров? Куча вещей, с которой я обычно езжу на две недели за границу, вообще говоря, влезает в небольшой рюкзак и весит килограмм пять примерно. И то в основном потому, что фотоаппарат тяжёлый. Чтобы было проще возить, я закупил себе туристическую сумку на колёсах. Теперь пересаживаться ни хрена не трудно. Однако даже если было бы трудно, в чём проблема-то? Такси до самолёта и от самолёта. Люди ж не каждый день за тысячу километров перемещаются.

> с автобуса на поезд, а потом еще на пару поездов и после отдыха обратно в том же порядке ради ваших красивых теоретических изысканий населению нахрен не сдалось.

Как большой спец по отдыху не на даче сообщаю: всё украдено уже до нас. Такси до самолёта, далее автобус или микроавтобус, предоставляемый гостиницей, от самолёта до гостиницы. Обратно — в обратном порядке. Двадцать минут покатать сумку по ровной поверхности гораздо проще, чем шестнадцать часов в один конец вести автомобиль. Тем более, сумку всё равно катать придётся.

> Боюсь спросить - где теоретиками посчитано до стадии очевидности, в какую сумму обойдется обеспечение всех желающих смотаться летом на юг вместо автомобилей купейными (плацкарт - в жопу) вагонами с интернетом, горячим питанием и работающим кондиционером?

Гораздо дешевле, чем каждого личным автомобилем, запчастями к нему и бензином.

Например, мой автомобиль стоит 800 000 рублей. Скататься туда-обратно на такси по Москве — 1200 рублей. За цену одного только автомобиля можно скататься 700 раз. При требуемой частоте катания (4-6 раз в месяц примерно) хватит на десять лет. И это без учёта страховки, бензина, автомойки, налога и прочей хренотни. При этом автомобиля на десять лет уже может и не хватить — придётся новый покупать.

Такси, надо отметить, самый дорогой после самолёта транспорт в расчёте на душу населения.

Или, вот, ещё одно сравнение: по цене одного вот этого автомобиля можно восемь-десять лет ездить на лучший курорт Вьетнама по месяцу в год. Или тридцать лет на среднестатистический курорт в Турцию. Одному человеку, разумеется.

> И с душем А у тебя, что, автомобиль со встроенным душем?

> И не забыли ли теоретики о том, что вне курортного сезона эти поезда будут простаивать без дела ничуть не хуже личного автотранспорта?

На поездах люди ездят не только на курорты в курортный сезон. Хотя в курортный сезон, разумеется, и поезда и самолёты используются более интенсивно.

Re: Ответ на ваш комментарий к записи "Сравнение личного

Новость для теоретиков: у нас бОльшая часть территории страны - слабозаселённое место.
Из Якутска я на личной машине с удовольствием съезжу на пляжи ДВ, Москва мне отсюда нахрен не сдалась триста лет.

Я херею, дорогая редакция. Человек, протестующий против разбазаривания общественных ресурсов и ратующий за общественный транспорт, тратит на личный автомобиль 800 штук. Спасибо, поржал.

Теоретикам для справки. Люди при поездке на юг останавливаются в дороге и кушают, писают, какают и принимают душ. Не в чистом поле, ага. Догадайтесь, где.

Подробно завтра.

Re: Ответ на ваш комментарий к записи "Сравнение личного

> Новость для теоретиков: у нас бОльшая часть территории страны - слабозаселённое место.

Несомненно. Однако, как легко догадаться, на этой территории проживает крайне небольшое количество людей. А подавляющее большинство живёт в довольно плотно населённых местах.

> Я херею, дорогая редакция. Человек, протестующий против разбазаривания общественных ресурсов и ратующий за общественный транспорт, тратит на личный автомобиль 800 штук. Спасибо, поржал.

Деньги — это не ресурс.

> Теоретикам для справки. Люди при поездке на юг останавливаются в дороге и кушают, писают, какают и принимают душ.

Хм. И что же мешает всё то же самое сделать и для поезда тоже?

Еще одна новость.
В малых городах и деревнях проживает половина страны. Хотя для москвичей, видимо, это крайне незначительная половина.

Вы на полном серьёзе не понимаете, что мешает сделать на поезде остановку для того, чтобы все пассажиры поезда приняли душ? Упс...Вопросов больше не имею, спасибо.

Re: Ответ на ваш комментарий к записи "Сравнение личного

> Хотите я вам на пальцах прикину? Отнимаем личные авто у всех, кто едет на юг, всех сажаем в поезд. Поезда летом и так битком, значит, для каждого пассажира надо произвести новое посадочное место.

На них, не поверишь, ездят и те, у кого собственные автомобили есть. Причём, на собственных автомобилях куда-то далеко ездит процентов десять автовладельцев. То есть надо к нынешнему количеству вагонов произвести добавить ещё десятую, ну ладно, пятую часть.

Хотя реально, конечно, надо количество удвоить, чтобы радикально увеличить комфорт поездки. Чтобы было не просто лучше, а гораздо лучше, чем в автомобиле.

> Один купейный вагон (современный, без душа и интернета) стоит примерно 30 миллионов рублей. И перевозит 36 человек. Это 833 тысячи на каждое купейное место.

> Чтобы сравнить с автомобилем, поделим цифру на два - вагон эксплуатируется лет 30, авто лет 15. Но, чтобы быть честными, обратно на два умножим - на юг в автомобилях обычно (как минимум) парами ездят. Так что там, где сейчас используется один автомобиль, нам надо два купейных места.

> Затраты на новые локомотивы, обучение и оплату новых машинистов, на топливо и обслуживание автомобиля и вагона опустим - они на общую картину не сильно повлияют - где-то будет плюс, где-то минус.

> Итого - надо потратить 833 тысячи на каждую семейную пару, из тех, что сейчас ездят на личных автомобилях. При том, что цена нового хорошего автомобиля с кондером - ой, в полтора раза ниже. А вазовского - в два. Или два с половиной, в зависимости от модели.

Ага. Только этот вагон каждый день по пассажиру перевозит. А то и по несколько — если маршрут короткий. Причём, не только каждый день, но и целый день. Автомобиль при этом используется в день час-два.

> На всякий случай повторяю - не забыли ли теоретики о том, что вне курортного сезона эти поезда будут простаивать без дела ничуть не хуже личного автотранспорта?

Я тоже на всякий случай повторю: люди на поездах не только на курорты ездят. Вне курортного сезона эти поезда будут возить людей на работу, в гости к друзьям и родственникам, на пикники и ещё в кучу мест. Как, собственно, происходит и сейчас.

> Ну и скромно вспомним о том, что в поезд пассажиру можно брать с собой 36 кг вещей весьма скромного объема (до 1\5 кубометра примерно). Упс. В те два пятиместных "Ларгуса" с кондером, что мы купим за 830 тысяч, можно спокойно впихнуть килограмм по 250 в каждый.

Зачем возить с собой 250 килограмм вещей? Я даже 36, не понимаю, зачем возить с собой. Никогда больше 10 не возил.

> А европейцы слегка туповаты, этого не отнять. Непонятно, к чему вы их сюда приплели.

Они, вот, тоже, видимо, не понимают, что без личного автомобиля у каждого — вообще никак. Всё пытаются народ на ОТ пересадить.

Извините, но, когда я вижу в очередной раз цифры, добытые методом пальце-потолочного тыка, мне становится всё грустнее.

Давайте я вам еще раз, на пальчиках.
N-ное августа, пиковый день - всего в поездах по стране едет Х человек = нам надо Х вагонов.
В остальные дни пассажиров будет меньше, чем Х - значит, часть вагонов будет или кататься порожняком, или стоять.
И, чем больше людей мы запихиваем в этот день в поезда, тем больше надо вагонов.
Которые в остальные дни никого возить не будут - пассажиров в остальные дни меньше.

Немалая часть населения выезжает за пределы своего региона ровно раз в год - в отпуск.
Многие на авто.
Сколько именно - не скажу, не приучен высасывать цифры из пальца.
Но, если мы всех, кто едет на авто, пересадим в поезд, то для них придется построить лишние вагоны, которые в остальное время никого и никуда не повезут. Потому что нет в остальное время такого количества пассажиров.

Короткие маршруты - в топку, в нашей стране они серьёзной погоды не делают. Кроме того, поток пассажиров "туда" крайне редко бывает равен потоку "обратно" в тот же день.

О килограммах - представьте себе, мы вот с юга везли пяток арбузов, ящик яблок, ящик помидор, килограмм 30 меда, абрикосы, домашнее вино в подарок родителям и еще что-то, купленное на рынке (не помню что). Потому что до нашего региона всё это доезжает не совсем в свежем виде, а полакомиться хочется.
Когда половину слопали, то на обратном пути заехали в Екатеринбург и купили себе матрас вдвое дешевле, чем он стоит в Хантах.
А счастливые среднестатистические пользователи общественного транспорта такую покупку себе позволить не смогут никак.

У европейцев обеспеченность личным автотранспортом вдвое выше, чем в России, если вы не в курсе.

Да, выдуманный вами же тезис про необходимость личного авто у каждого вы уже задолбали мне приписывать.

Re: Ответ на ваш комментарий к записи "Сравнение личного

> Давайте я вам еще раз, на пальчиках. N-ное августа, пиковый день - всего в поездах по стране едет Х человек = нам надо Х вагонов. В остальные дни пассажиров будет меньше, чем Х - значит, часть вагонов будет или кататься порожняком, или стоять. И, чем больше людей мы запихиваем в этот день в поезда, тем больше надо вагонов. Которые в остальные дни никого возить не будут - пассажиров в остальные дни меньше.

Повторюсь. Именно так. Вне курортного сезона вагоны будут наполнены не целиком. Не пустые, нет, — наполненные не целиком. Поскольку ездят не только на курорты. Однако это — меньшие общественные затраты, чем автомобиль, который держат только потому, что «на нём можно в отпуск съездить».

> Короткие маршруты - в топку, в нашей стране они серьёзной погоды не делают.

Отнюдь. Сейчас подмосковные, например, электрички забиты чуть не доверху.

> О килограммах - представьте себе, мы вот с юга везли пяток арбузов, ящик яблок, ящик помидор, килограмм 30 меда, абрикосы, домашнее вино в подарок родителям и еще что-то, купленное на рынке (не помню что).

Всё это надо возить на грузовиках. Которые довезут купленное на рынках не одним человеком, а сразу многими.

> Когда половину слопали, то на обратном пути заехали в Екатеринбург и купили себе матрас вдвое дешевле, чем он стоит в Хантах.

Неплохая идея — купить автомобиль за полмиллиона, чтобы потом сэкономить десять тысяч на матрасе.

> У европейцев обеспеченность личным автотранспортом вдвое выше, чем в России, если вы не в курсе.

А правительства с этим почему-то борются.

Я вам сейчас немного по объективную реальность еще расскажу, ок?
В реальности в РЖД работают неглупые люди.
Поэтому вне пикового сезона они не тратят ресурс лишних вагонов и не платят лишнюю зарплату проводникам и техника, а просто ставят эти лишние вагоны на простой.

Подмосковные электрички - мелкая проблема крупного региона, не надо её на глобус всей страны натягивать.

Вы вновь невнимателно читаете. Всё перечисленное на грузовиках приезжает несвежим. Потому что эффективные грузовики ездят примерно втрое медленнее, чем неэффективный личный транспорт. И подорожавшим.

А теперь я вашу воображаемую математику пересчитаю в объективную реальность.
На машине, купленной за 330 тысяч (новая "Калина" с кондером), мы с женой за один отпуск сэкономили примерно 10 тысяч на матрасе, 10 тысяч на вкусняшках с рынка, 10 тысяч на проживании (за счет того, что жили на расстоянии от пляжа).
И не менее 80 тысяч на стоимости проезда по указанному ранее маршруту.

Нет в Ханты-Мансийске поездов. Совсем. Жылезнодарогу туда ещё не построили.

Значит надо построить, а не срачи в интернетах разводить, про то "как круто без ж.д. на автомобиле".
Проблема то получается в том, что некий "икс" отсутствует, а не в том, что он хуже "игрека" удовлетворяет потребности в перемещении.

Надо? Вы уже посчитали расходы, составили план и признали такое решение эффективным? И нашли источник финансирования? Или просто свои хотелки озвучиваете?
P.S. Еще один ньюанс есть. Даже когда в Хантах появится "железка" (её уже строят), путешествие в центр или на юг на личном автомобиле для двух человек все равно останется более эффективным, чем по железке.
Для одного - сравнимо, в зависимости от конкретных обстоятельств может оказаться эффективнее, может-нет.

Edited at 2012-11-20 07:55 (UTC)

А самолётом в Египет ещё эффективнее. По крайней мере дешевле.

Давайте тогда все будем исключительно самолётами летать и исключительно в Турцию/Египет.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account