?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Сравнение личного и общественного транспорта в плане общественной эффективности
lex_kravetski
В статье сравниваются два класса транспорта в плане общественной эффективности, понимаемой как соотношение суммарной пользы и суммарных издержек. Рассматривается ряд параметров — степень удовлетворения потребности в передвижении, стоимость производства, ремонта и энергии, удобство пользования, комфортность поездки, пропускная способность дорог для каждого из классов, а также ряд других.

Все люди в современном обществе имеют потребность перемещаться на довольно значительные расстояния, поэтому потребность в общественном транспорте, в отличии, например, от желания иметь дома музыкальные инструменты, является общей для всех граждан и, следовательно, должна рассматриваться в первую очередь как общественное благо.

А раз так, то с общественной точки зрения важна́ эффективность удовлетворения общественного блага — соотношение доступа к транспорту к затратам на его обеспечение в рамках всего общества.

Среди двух наиболее крупных классов транспорта можно выделить два: личный и общественный. Чтобы сделать выводы о том, какой транспорт следует особенно интенсивно развивать, нужно сравнить их общественные эффективности.

Прежде всего обратим внимание на характер использования общественного и личного транспорта. За редким исключением личный автомобиль используется один-два часа в день или даже меньше — просто потому, что большинство людей доезжает на нём до работы и с работы, по пути, возможно, посетив магазин. Даже тогда, когда человек не ездит на работу по графику, он всё равно посещает не более одного-двух мест, что делает ситуацию аналогичной поездке на работу. Всё остальное время автомобиль просто стоит в гараже или перед домом.

В отличии от личного автомобиля, общественный транспорт продолжает перевозить людей на протяжении всего дня.

Таким образом, один автомобиль в среднем обслуживает от нуля до двух человек в день (и только в эпизодических случаях — от трёх до пяти), автобус же — тысячи, а поезд метро — десятки и сотни тысяч.

Читать целиком




  • 1

Re: Ответ на ваш комментарий к записи "Сравнение личного

> В десятки? Это для красного словца, или где-то можно ознакомиться с подсчетами?

Сколько часов в день человек ездит на машине? Если без пробок? Час? Вычитаем из 24-х часов десять ночных, когда ездят довольно редко. 14/1 = 14. Прокатный автомобиль обслуживает в 14 раз больше людей, чем личный. ОК, ладно. В десять раз.

У теоретиков всё легко и прекрасно.
Не забыли при расчетах о том, что этот самый один час, который ездит человек, он у большинства людей один и тот же - к девяти на работу, после шести с работы в магазин и домой?

Re: Ответ на ваш комментарий к записи "Сравнение личного

> У теоретиков всё легко и прекрасно. Не забыли при расчетах о том, что этот самый один час, который ездит человек, он у большинства людей один и тот же - к девяти на работу, после шести с работы в магазин и домой?

Пропускная способность дорог конечна, что нам наглядно демонстрирует город Москва. Поэтому хотеть поехать на личном автомобиле в один и тот же час могут все, а вот поехать они все одновременно не могут. Могут только сесть в машину и посидеть в ней. Поэтому вариантов всего два: либо в этот час 90% граждан едет на общественном транспорте, либо они едут в автомобилях, но в разные часы. В последнем случае мы как раз и будем иметь в десять раз меньше автомобилей, поскольку один автомобиль будет обслуживать не одного человека в день, а десять.

Теоретиками, у которых всё легко и просто, в данном случае как раз оказываются сторонники личных автомобилей. Ибо в их воображении все автомобилисты быстро и комфортно едут на личном автомобиле куда им надо. Однако в суровой реальности они дискомфортно стоя́т в одной непрерывной пробке.

Не надо мне приписывать воображаемые вами тезисы. Я в третий раз заявляю - вопрос в балансе между общественным и частным, а не в красивом теоретизировании.
Вот когда сторонники любой из двух теорий будут не высасывать из пальцев или брать с потолка первую попавшуюся цифру, например, "90% граждан едут на общественном", а когда они начнут подробно считать варианты и обосновывать конкретику, тогда это будет предметный разговор.
А до тех пор их тексты принципиально ничем не отличаются от либеральных камланий про невидимую руку рынка.

Re: Ответ на ваш комментарий к записи "Сравнение личного

Однако в суровой реальности они дискомфортно стоя́т в одной непрерывной пробке.

И, что характерно, создают этим проблемы не только себе, но и тем, кто едет наземным ОТ... Прямо собаки на сене! Сами не едут и другим не дают.

  • 1