?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Сравнение личного и общественного транспорта в плане общественной эффективности
lex_kravetski
В статье сравниваются два класса транспорта в плане общественной эффективности, понимаемой как соотношение суммарной пользы и суммарных издержек. Рассматривается ряд параметров — степень удовлетворения потребности в передвижении, стоимость производства, ремонта и энергии, удобство пользования, комфортность поездки, пропускная способность дорог для каждого из классов, а также ряд других.

Все люди в современном обществе имеют потребность перемещаться на довольно значительные расстояния, поэтому потребность в общественном транспорте, в отличии, например, от желания иметь дома музыкальные инструменты, является общей для всех граждан и, следовательно, должна рассматриваться в первую очередь как общественное благо.

А раз так, то с общественной точки зрения важна́ эффективность удовлетворения общественного блага — соотношение доступа к транспорту к затратам на его обеспечение в рамках всего общества.

Среди двух наиболее крупных классов транспорта можно выделить два: личный и общественный. Чтобы сделать выводы о том, какой транспорт следует особенно интенсивно развивать, нужно сравнить их общественные эффективности.

Прежде всего обратим внимание на характер использования общественного и личного транспорта. За редким исключением личный автомобиль используется один-два часа в день или даже меньше — просто потому, что большинство людей доезжает на нём до работы и с работы, по пути, возможно, посетив магазин. Даже тогда, когда человек не ездит на работу по графику, он всё равно посещает не более одного-двух мест, что делает ситуацию аналогичной поездке на работу. Всё остальное время автомобиль просто стоит в гараже или перед домом.

В отличии от личного автомобиля, общественный транспорт продолжает перевозить людей на протяжении всего дня.

Таким образом, один автомобиль в среднем обслуживает от нуля до двух человек в день (и только в эпизодических случаях — от трёх до пяти), автобус же — тысячи, а поезд метро — десятки и сотни тысяч.

Читать целиком




  • 1
А таскание на себе центнера вещей, если отпуск длительный, да еще и подарки? А желание посетить несколько мест за один отпуск? А если ехать с домашними животными, которых просто не на кого оставить?
А если еще и ребенок не один, а двое-трое? А учесть, что поблизости от аэропортов\вокзалов цены на проживание - просто ПЕСЕЦ, и наличие личного авто, позволяющего отъехать на сотню-другую км от аэропорта, а также поселиться на расстоянии 2-5 км от моря снижает стоимость отдыха чуть ли не втрое?

Простите, но в данном конкретном случае ваше желание спорить напоминает легендарное "не отказываться же от хорошей теории из-за каких-то там фактов".

Широко распространённые в европах прокатные автомобили например можно считать общественным транспортом.
А они для подобных поездок идеально подходят. Хочешь например по Норвегии покататься, а добраться туда проще всего самолётом - берёшь машину на месте и катаешься.

С точки зрения обсуждаемого текста прокатные авто никак нельзя считать общественным транспортом - они по всем перечисленным пунктам попадают в личный.
И, опять-таки, добраться до Норвегии проще самолетом, если ты один или вдвоем с женой - и ненадолго.
А, если вас больше двух, да с животными, да с планами объехать несколько европейских стран и плотно заняться шоппингом, то самолет становится не настолько привлекательным.

Edited at 2012-11-14 16:15 (UTC)

В Стокгольме например общественные велосипеды - считаются общественным транспортом. Единый проездной на них распространяется.

ЗЫ Лыжи, удочки и ружья в Норвегии тоже можно брать на прокат. =)
Вещи тоже можно с собой не таскать.

Edited at 2012-11-14 17:42 (UTC)

(Удалённый комментарий)

Re: Ответ на комментарий к записи "Сравнение личного и о

Не по всем: по крайней мере они делятся между множеством людей и обслуживаются не клиентами.

От прокатного автомобиля до терминала аэропорта, и места сдачи багажа - ещё чёрт знает сколько тащиться надо.
Ну и обратно тоже.

Шаттл ходит, например в LAX и JFK от рентовки до чекина в порту.

>А таскание на себе центнера вещей, если отпуск длительный, да еще и подарки?

У транспорта есть багажное отделение.

>А желание посетить несколько мест за один отпуск?

Доступно теми же поездами и самолетами

>А если ехать с домашними животными, которых просто не на кого оставить?

Справка-клетка-езжай.

В данной статье указаны причины, по которым общественный транспорт (кстати, по большому счету, парк автомобилей для аренды приезжающих можно отнести туда же) намного выгоднее обществу в целом (а значит и абсолютному большинству индивидуумов).

Если вы хотите, например, с семьей прокатится по малоразведанным местам можно организовать базы с арендой внедорожников. Вы сможете на ОТ добраться до аэропорта/вокзала (при необходимости довезти большое кол-во вещей можно воспользоваться общественным транспортом ввиде такси), затем на поезде/самолете до ближайшего населенного пункта, затем так же на такси то туристической базы, а затем уже на арендованном внедорожнике в любые гребеня. Причем если все организованно для общества, вы сможете рассчитывать на помощь от сотрудников турбазы и прочие профиты, которые невозможно получить владельцу личного автомобиля.

Edited at 2012-11-15 06:29 (UTC)

>У транспорта есть багажное отделение
- и подъезжает он прямо к моему дому, а далее без пересадок следует к месту назначения?

>Доступно теми же поездами и самолетами
- Для кого доступно? я этим летом прокатился по маршруту Ханты-Мансийск - Азов - Саранск - Нижний Новгород - Саранск - Чебоксары - Ханты-Мансийск. Общая стоимость всей дороги для двух человек с двумя собаками - 30 000 рублей, это с учетом амортизации авто.
Даже если решением партии сократить цены на авиа и жд билеты вдвое, то никакого сравнения по цене все равно не выйдет.

>Справка-клетка-езжай
- Нахрена мне эти сложности, включающие в себя таскание клетки с собакой на горбу? Ради красного словца авторов статьи? Да еще и покупка клетки за пару тысяч рублей.

Если я хочу прокатиться с семьей, я хочу ОДИН раз загрузиться в машину прямо у подъезда и вылезти из неё там и тогда, когда захочется. Иногда - спонтанно, при этом без финансовых потерь. К примеру, изначально мы планировали пробыть в Азове месяц, но в процессе передумали и уехали значительно раньше. Без машины нам бы такая спонтанность влетела в копеечку.
И я совершенно не понимаю, зачем мне надо заморачиваться с организацией грузчиков, гидов, левых машин, пересадкой с\на десяток разных видов транспорта, и всё это за бОльшие деньги, чем на личном авто.
Даже, если все, вышеперечисленное, организовано "для общества". Ради красного словца авторов статьи?
Кстати, где эти гениальные организаторы, которые все организуют "для общества" и где их конкретные пошаговые планы?
В сфероконическом вакууме? В воображении авторов текста?

>>У транспорта есть багажное отделение
>- и подъезжает он прямо к моему дому, а далее без пересадок следует к месту назначения?

Нет, но в случае необходимости поездки с большим количеством вещей до транспорта с грузовыми отделениями можно крайне недорого добраться на другой службе общественного транспорта - такси.
Оно не дорого и удобно даже сейчас, а планируя расходы на эту службу, можно сделать еще значительно дешевле.

>>Доступно теми же поездами и самолетами
>- Для кого доступно? я этим летом прокатился по маршруту Ханты-Мансийск - Азов - Саранск - >Нижний Новгород - Саранск - Чебоксары - Ханты-Мансийск. Общая стоимость всей дороги для двух >человек с двумя собаками - 30 000 рублей, это с учетом амортизации авто.
>Даже если решением партии сократить цены на авиа и жд билеты вдвое, то никакого сравнения по >цене все равно не выйдет.

К сожалению, ввиду того что наша текущая экономическая система лучше всего соответсвует названию "либеральный капитализм" - стоимость проезда на различных видах транспорта крайне слабо привязана к реальной себестоимости проезда. Соп-но, статья она об этом и есть.

>>Справка-клетка-езжай
>- Нахрена мне эти сложности, включающие в себя таскание клетки с собакой на горбу? Ради >красного словца авторов статьи? Да еще и покупка клетки за пару тысяч рублей.

1) Справку получить не сложно, если ваш зверь здоров.
2) А нахрена другим гражданам горбатиться и собирать десятки тысяч автомобилей за место пары самолетов и десятка автобусов?
3) Стоимость клетки теряется на фоне цены за автомобиль.

>Если я хочу прокатиться с семьей, я хочу ОДИН раз загрузиться в машину прямо у подъезда и >вылезти из неё там и тогда, когда захочется.

Это потребность (нечастая, кстати), и коммунистическое общество должно ее удовлетворять. Поэтому в свой законный отпуск в обществе с грамотно организованной общественной системой транспорта вы сможете взять на прокат автомобиль в общественном автопарке погрузить туда семью и необходимые вещи и отправиться отдыхать. Стоит ли ради удовлетворения этой потребности производить минимум в 12 раз больше автомобилей, занимать гектары под стоянки? Даже в этом случае коллективный подход дает заметный выигрыш.

>Кстати, где эти гениальные организаторы, которые все организуют "для общества" и где их >конкретные пошаговые планы?
>В сфероконическом вакууме? В воображении авторов текста?

Любой организатор знает: что бы что-то организовать сначала нужно понять что нужно, потом составить план изменений, потом разрабатывать конкретные меры для его осуществления. В данной статье рассмотрена эффективность личного и общественного транспорта, т.е. она является обоснованием для формулировки конечной идеи организации транспортной системы. Разумеется, вставлять сюда последние стадии проекта - конкретные шаги для выполнения плана перехода к удобной системе ОТ, мягко говоря некуда.

Re: Отредактированный ответ на комментарий к записи "Ср

> >А желание посетить несколько мест за один отпуск?

> Доступно теми же поездами и самолетами

Кстати, меня вот это особенно поражает. Как же, блин, посетить без машины? Ядрёнть, я две трети Европы уже объехал. Машина при этом была два дня и то напрокат.

Re: Ответ на ваш комментарий к записи "Сравнение личного

> А таскание на себе центнера вещей, если отпуск длительный, да еще и подарки? А желание посетить несколько мест за один отпуск? А если ехать с домашними животными, которых просто не на кого оставить? А если еще и ребенок не один, а двое-трое?

Такси, прокат и т.п. Ну я в детстве ездил на море с родителями, и мои родители в своём детстве тоже ездили. Автомобиля у нас не было, но что-то это не особо напрягало.

Вообще, ситуация кажется весьма натянутой: семья с маленьким ребёнком и собакой хочет объехать несколько недоступных общественному транспорту мест. Как часто такое бывает?

Я выше описал свой летний отпуск.
Ханты-Азов-Саранск-Н.Новгород-Саранск-Чебоксары-Ханты. Без точных? заранее определенных сроков пребывания в каждом месте. Это без детей, замечу, только с собаками. Ну какой общественный транспорт даже теоретически может уложить такое путешествие в 30 тысяч рублей?
И мало ли в России таких семей, у которых родители мужа живут в одном регионе, родители жены в другом, а сама семья - в третьем?
К вопросу "насколько часто" - да какая разница, насколько. Я всего лишь опровергаю тезис, что в междугородних путешествиях общественный транспорт по-любому лучше частного.
А это бред, как и любое безапелляционное заявление.

К примеру, по объективным причинам между Саранском и Н.Новгородом пассажиропоток небольшой, так что никакого смысла в организации ежечасного движения о\т нет.
В результате из Н.Н. в Саранск к 10-12 часам дня можно добраться только на личном авто, ибо поезда в Саранск приходят в 5 утра, а автобусы - в 3 дня. А между ними - пустота.

Не говоря уже про то, что личное авто преодолевает это расстояние за 3-3,5 часа, автобус за 6, а поезда - от девяти и до бесконечности. Это без учета дороги от дома до вокзала и от вокзала до конечного пункта.
Самолет тут тотально бессмыслен, ибо с учетом дороги до\от аэропорта, регистрацией\посадкой\получением багажа он ничем не отличается от автобуса.
Такси? Многие граждане принципиально не готовы нюхать в течение нескольких часов запахи пота посторонних людей и терпеть постороннюю манеру вождения. И имеют на то все основания.

UPD. Про "я в детстве ездил на море с родителями" добавлю от себя - в душном вонючем плацкарте двое с половиной суток, питаясь тем, что купили у бабулек с перронов.
И меня, представьте себе, в детстве такая поездка очень даже увлекала.
Но это же нифига не аргумент в пользу того, что именно так и надо.
Ещё я в детстве, знаете ли, всё лето прекрасно обходился без ежедневного душа в бабушкином доме в деревне. Мне вполне хватало общественной бани один раз в неделю. Мысль дальше развивать или понятно?

Edited at 2012-11-15 15:25 (UTC)

Готов согласиться с тем, что в данном случае иметь автомобиль целесообразно и оправданно. Но как Вы думаете, какой процент личных автомобилей хотя бы раз в "жизни" используется для описанных Вами целей?

Вы таки удивитесь, но людей, которые каждое лето ездят в отпуск на юга на собственной машине, очень немало. И, кстати, это далеко не единственный пример, когда личный транспорт эффективнее общественного.

Я уже неоднократно писал в этой теме - то, что общественный транспорт в среднем по больнице эффективнее, никто не оспаривает.
Вопрос в правильном балансе между общественным и частным.

Соответственно, следуя правилу "доказать обязан тот, кто предлагает", граждане, ратующие за радикальные изменения текущей системы, должны сами просчитать желаемый баланс и сами предложить конкретные и осуществимые методы достижения такого баланса. И с циферками в руках доказывать, что будет лучше, чем сейчас.

Ибо предыдущая попытка в объективной реальности забить на частный транспорт и развивать общественный у населения еще из памяти не выветрилась. А результаты у неё были весьма паршивые в сравнении с текущей объективной реальностью.

  • 1