?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
О пророках, богах и совершенстве
lex_kravetski
Если к человеку подойдёт на улице другой, незнакомый ему человек и скажет: «есть такая важная штука, которую надо сделать, ты сделаешь?», — что тот, первый человек ответит?

Или даже так: что человек ответит, если ему предложить сей мысленный эксперимент?

Многие скажут: я поинтересуюсь, сколько мне за это заплатят. Ведь если штука важная — можно за неё много затребовать. Кстати, многие из многих скажут так чисто по инерции. Просто потому, что современность их учит: надо говорить именно так. Иначе ты — лох. Повёлся. Продешевил.

Другие рассудят иначе. Они попытаются выяснить, насколько им интересно то, что предлагается сделать. Если интересно, то вопрос цены — вторичен. Если интересно, то многие сделают и забесплатно.

Третьи попытаются вычислить, насколько то, что просят сделать, важно. Важно для кого? О нет, если у вас возник такой вопрос, то вы — из предыдущих абзацев. У «третьих» такого вопроса нет. Им слово «важно» интуитивно понятно. Без расшифровок.

Что движет теми третьими? Тут не всё так просто. Настолько непросто, что многие из вас, читатели, сегодня ответа не поймут. А некоторые не поймут его никогда.

Зачем человек делает это важное, если ему и не особо интересно, и за это не платят?

Ну, например, человек знает, что так принято. Хочет он в собственных глазах и в глазах окружающих быть порядочным и достойным.

Или, быть может, человек интуитивно участвует в построении лучшего мира. Его деяния, если всё пойдёт правильно, улучшат жизнь в целом, а, значит, и его жизнь тоже. Да и вообще, не исключено, «жизнь стала лучше» для этого человека тождественно «жизнь стала лучше у всех». Не будет этому человеку лучше, пока у других не улучшилось. Ради этого улучшения человек и старается.

Но вот случается, человек понимает, что в том, лучшем мире, он жить уже не будет. Делает он сейчас, напрягается сейчас, страдает сейчас, гибнет сейчас, а лучший мир будет потом. И не для него. Но другие вспомнят его добрым словом, поставят ему памятник, назовут в его честь улицу. Того и довольно. Другой благодарности ему и не надо.

Есть ли что-то за этим? Да. Есть. Человек знает, что лучший мир будет не для него. Человек знает, что памятником ему, как максимум, будет могила неизвестного солдата. Человек знает, что его никто даже не вспомнит. Сегодня он примет смерть ради счастья других и ничего, абсолютно ничего для себя не получит взамен. Ни доброго слова, ни памятника, ни даже памяти о себе. Но он всё равно сделает это важное.

Устами людей, которых за их слова и поступки тысячелетиями помнят, бог говорит с человечеством. Они, согласно религиозной традиции, имеют особую связь с богом. Они — пророки.

Но связь с богом тех людей, которые, жертвуя всем и вообще ничего не получая, всё равно делают, ещё более особая. Они — сами боги. Кануть в полное небытие, но сделать мир лучше, — это поступок, который по силам только богам. И когда его совершают люди, нет ничего выше этого поступка. Десять таких людей, одновременно появившиеся на Земле, способны повлиять на ход истории. Нескольких тысяч их хватит, чтобы открыть новую эпоху.

Читая по очереди абзацы этого текста, почти каждый на одном из них обнаружит, что он не понимает, почему люди из этого и следующих абзацев идут на такое. В чём их мотивация? Что движет их поступками? Ментальная болезнь? Непонятная придурь? Хорошо закамуфлированная алчность, обернувшаяся неудачей?

Или, правда, бог жил в головах тех людей, о которых идёт речь?

Будет проходить год за годом и — есть надежда — абзац за абзацем мотивация станет понятной. Понимание будет приходить в виде какой-то странной, неуловимой эмоции. Непередаваемого словами чувства, которое попытайся вербализовать — сам себя засмеёшь.

А у кого-то и не будет. Всё описанное так и останется в его глазах странным идеалистическим бредом, которому не может быть объяснения. Причём, особенно непостижимой будет возможность существования этих людей-богов, сознательно и абсолютно бескорыстно жертвующих собой ради лучшей жизни для других людей. Исторически безымянных и потому извне принципиально необнаружимых.

Но обнаружимых изнутри.

Те, для кого странные мотивации всё-таки прояснятся, те, кто обнаружат хотя бы тень человека-бога в себе, поймут: само существование таких людей говорит нам о том, что рядом с несовершенством в Человеке сокрыто абсолютное совершенство.


Эта статья на «Однако»




Метки:

И этим "важным" может оказаться убийство пары сотен обывателей. В мифологии этому есть примеры, там с такими людьми тоже бог говорил.

Здесь не про фанатизм, а про служение обществу.

давайте из эмпиреев спустимся на грешную землю

Вот допустим мущина знакомится с интересной женщиной. И ему очень важно, чтобы женщина ему дала.
но женщины бывают разные:
первая по вашей классификации - проститутка. Если за хорошие деньги, то даст. И это нехорошо.
вторая - даст бесплатно, но только если мущина ей самой интересен. И это тоже не особенно хорошо.
а третья, она дает всем ради улучшения мира! И вот она - молодец. а если она точно знает что мужчина после получения желаемого еще и вместо "спасибо" достанет револьвер и вышибет ей мозги, то это самый высший пилотаж, выше которого ничего на свете нету.
я правильно вас понял?

Re: давайте из эмпиреев спустимся на грешную землю

Пример очень смешной, конечно, только нам ведь не важно, что там очень важно для этого мущины.

Привет, Лекс. Где с тобой можно поругаться? (не потроллить, а именно поругаться!!!)
С уважением, но ЖЖ нету.

Кстати, тут ты написал ерунду. Ну, про то что если спрашивать кому важно, то значит хотеть себе бонусов (материальных или интереса неважно). Вот подойдёт ко мне человек и скажет "важно построить новую страну" и что? Я естественно поинтересуюсь кому это важно. И если он ответит что Ходорковскому я пошлю его нахер. А вот если он ответит что построить надо коммунизм, то другое дело. Хотя при коммунизме моя фамилия будет в списке отправляющихся на лесоповал, а то и к стенке. Меня это что, остановит? Хрен там, тут такое "НАДО" вырастает, по сравнению с которым моя личная судьба вообще ничтожная погрешность. И никакого интереса у меня не будет. Вот так.

> Третьи попытаются вычислить, насколько то, что просят сделать, важно.

Вот! Надо время от времени рассказывать всем насколько важно то что они (не) делают.

(Удалённый комментарий)
первым делом у меня бы возник вопрос: а действительно ли важная штука для незнакомого мне человека важна для меня (моего представления миропорядка).
Пример: допустим подходит ко мне Навальный и говорит, что очень важно устроить революцию, но в моем понимании революция - зло. И ни за какие коврижки я ее устраивать не буду.

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Или наоборот, первым же своим постом проявляют в себе качества из первой и второй группы:)

Так и есть. Когда смотришь на историю Великой Отечественной - даже как-то непонятно, как такие люди могли существовать? Выносить нечеловеческие лишения, терпеть чудовищные тяготы, но не сгибаться и не сдаваться... Из чего они были сделаны, из стали, что ли? Я говорю, конечно, не только о солдатах, но и о рабочих и колхозниках, о детях и женщинах, стоявших у станков по 16 часов.
И в моей семейной истории были люди, для которой общее было настолько выше частного, что люди жизнь видели по-другому. И другой источник сил имели для подвигов.
Для таких людей принял определение "сверхчеловеки" - в правильном смысле слова.

А что, сдаться представляло для них какую-то приемлемую альтернативу? Для датчанина, француза и даже чеха - да. А вот русским такой альтернативы никто не предлагал.

Со всем уважением, но очень напоминает религиозную пропаганду.

Я, как человек, с которым Б-г не говорит, вижу здесь - "сделай то, что нам надо, потому что нам надо, так, как нам надо, и ничего с этого не получи, потому что нам так надо".

Зато написано красиво. Практически, обещание вечной жизни и 50 личных гурий в раю.

>>Я, как человек, с которым Б-г не говорит, вижу здесь - "сделай то, что нам надо, потому что нам надо, так, как нам надо, и ничего с этого не получи, потому что нам так надо".

Нет. Здесь про другое.
"Сделай то, что надо, потому что лично ты понимаешь, что это надо сделать, и понимаешь, зачем. Видишь цель, видишь перспективу, понимаешь, что это благо, которое абсолютно необходимо."
Не "кто-то там думает, что тебе надо", а "лично ты понимаешь, что это необходимо".

Только не боги, а святые. Лучше все-таки придерживаться отечественной традиции.:)

А кто круче, пророки или святые?

Лично мне в 99 из 100 попадается четвертый сорт - всеми силами пытаются отвертеться от предложенного дела безотносительно выгодно оно им или нет.

Это тогда уж скорее нулевой вариант.

Первый вопрос, который на автопилоте родился - "А что за штука?"

А насколько это интересно, важно, и сколько за это можно стрясти - уже потом буду решать. :-)

Скажите, Лекс, а нельзя ли выделить еще одну категорию? Людей, которые, получив вышеуказанное предложение от незнакомца, задумаются, а чем это чревато и не вляпаются ли они во что-то нехорошее? Вроде того, о чем периодически пишут в газетах и интернете Ну, например, подойдет девушка, скажет, что она недавно в квартиру напротив переехала, с замком не разобралась, и он неудачно захлопнулся, пока она мусор выносила, попросит помочь. Человек ей поможет, а потом окажется, что квартира чужая, ее обнесли, а человек вроде как соучастник. Если дажже не отправят в места не столь отдаленные, так нервы и биографию знатно попортят. Или там вступился парень за девушку, которую какой-то мужик бьт. А потом оказывается, что это "милые бранились - только тешились", и спасенная уже бежит заявление в милицию строчить, как какой-то негодяй надавал по шее ее благоверному.
К какой категории таких людей отнести? И как оценить их действия? Вроде бы, малодушие, но основания для опасений имеются?

Атомно. Ни как неменьше.

Конфуцианство

Уважаемый lex_kravetski

Вы только что сформулировали основную идею конфуцианства.
Есть некий набор идей, как должен в той или иной ситуации поступать "благородный муж".
Никакого подарка за правильные поступки в виде чего-то хорошего в загробной жизни конфуцианство не предусматривает. И тем более не обещает никаких "ништяков" при жизни.

Вы, действительно, ни разу не слышали о конфуцианстве?
Или сейчас просто стебетесь над наивными комментаторами?

Re: Конфуцианство

> Никакого подарка за правильные поступки в виде чего-то хорошего в загробной жизни конфуцианство не предусматривает. И тем более не обещает никаких "ништяков" при жизни.

Благородные мужи призваны управлять государством и воспитывать подданных, которые не такие благородные.