Lex Kravetski (lex_kravetski) wrote,
Lex Kravetski
lex_kravetski

Categories:

Слово о том, как действуют слова

Давно пора что-то делать, а мы тут все говорим. Может, конечно, и правильно говорим, – но ведь надо же делать! А слова -– они же ничего не значат. Может, мы специально говорим, чтобы никто ничего не делал?

Из такого рода рассуждений о ничтожности слов автоматически следует, что слова очень даже значат -– раз они могут даже заставить кого-то отменить действия. Но это почему-то никого не останавливает от повторения изначального тезиса: слова ничего не значат.

В сознании очень многих людей живут представления «вульгарного материализма»: что общество создают не слова идеологов, не корпус имеющихся в распоряжении текстов, а исключительно «сугубо объективные факторы», главный и основной из которых — экономические отношения в самом примитивном их понимании (то есть, не в смысле воспроизводства общества в целом, а в смысле воспроизводство одних лишь материальных ценностей).

Но заметьте, тут не зря сказано: «в сознании людей живут». Действительно, вне сознания нет ни материализма, ни идеализма. Модель мира может существовать только в голове человека, а вне её существует исключительно сам мир. Не модель — сам мир.

Если мы считаем, что точка зрения вульгарного материалиста «правильная», «научная», «полезная», то тем самым заключаем, что эта точка зрения в состоянии влиять на мир, — иначе ни о «научности», ни о «полезности» не может идти речь. Влиять на мир, как и всё идеальное (а мысли, они по определению относятся к идеальному), она может исключительно посредством влияния на людей. То есть, сам вульгарный материализм оказывается тем самым идеальным, которое вполне себе меняет и создаёт общество в дополнение к экономическим отношениям и прочему. Таким образом, означенная точка зрения опроврегает сама себя.

Тут даже не спасают дополнения вида: «имеется в виду, что экономические отношения — это главная причина изменений в обществе, а тезис про их главенство — вторичная». Ведь вторичная причина потому и вторичная, что если её отбросить, то первичная всё равно будет действовать, как и раньше. То есть, тезис о вторичности слов по отношению к экономике, сам по себе являясь комбинацией слов, не должен как-либо влиять на общество, чтобы считаться верным. Но тогда он оказывается и не нужным — ведь он ни на что не влияет. Если же влияет, то он неверен.

В сознании других людей живут другие тезисы. Так, некоторые считают, что слова не важны, потому что сказать можно что угодно. Если бы эти люди не вступали в споры на том основании, что спорить бесполезно, всё было бы последовательным.

Однако вместо этого одни люди из этой группы в споры вступают — по крайней мере, в споры о бесполезности слов, чем опровергают собственную точку зрения: ведь если слова ничего не значат, то ничего не значат и их слова о незначимости слов. Другие утверждают, что спорить, это плохо, поскольку оппонентов спор может обидеть. Но ведь обида — как раз и есть наглядное проявление значимости слова. Оно, слово, меняет состояние мира, как минимум меняя настроение спорящих сторон.

Чтобы быть последовательным, постулирующий незначимость слов должен эти самые слова просто никогда не произносить. Самоустраниться изо всех споров вообще, включая споры о значимости слов и споров. Его участие в этих спорах противоречит его собственному тезису. Если его точка зрения верна, то пусть тогда молчит. Пусть говорят только те, кто считает слова значимыми.

Вообще, странно считать слова незначимыми, когда их значимость так легко проверить на эксперименте. Например, говоришь кому-то «иди, копай», он идёт и копает. Не всегда, но часто случается именно так. Обратите внимание: человека не хватают и тащат насильно, а просто говорят. Какие ещё тут нужны доказательства?

Какие ещё нужны доказательства, если мы живём в мире, который целиком построен на фундаменте слов. И речь в данном случае не про эти ваши интернеты, а про материальную основу современности: технологии. Невозможно разработать технологии и воплотить их в жизнь, не пользуясь словами. Научное знание передаётся через слова, организации организовываются исключительно словами, даже те самые «экономические отношения» существуют исключительно благодаря словам.

Современные дела состоят, фактически, из слов: ведь в каждый сколь угодно сложный современный девайс встроен процессор, к которому приложено соответствующее программное обеспечение. А оно — слова. Более того, и сам процессор по логике устройства — слова. Только писанные медью по кремнию.

Любые социальные преобразования начинаются именно с текстов. Не бывает так, что под воздействием «объективных экономических факторов» все одновременно вдруг взяли и всё поменяли. Нет, любое изменение предварялось мыслью, развивавшейся через слова и переносившейся посредством слов. Безусловно, мысль была побуждена, в том числе, экономическими отношениями, но лишь потому, что все мысли вообще побуждены реальным миром. Это, однако, не означает, что мысль по отношению к нему — заведомо вторична. Ведь мысли и побуждаются реальным миром и одновременно его творят. Тому пример, как уже говорилось выше, современная цивилизация. Самолёты и компьютеры не могли собраться сами собой, минуя мыслительную стадию.

Когда нормальный, невульгарный материализм говорит об идеальном, он лишь утверждает, что идеальное — это форма материального. Что у идеального нет нематериальной составляющей. Что идеальное — это такая абстракция, которую мы ввели для простоты рассуждений. Неверно считать сие тезисом о неважности или, тем более, о несуществовании идеального.

Ровно так же неверно считать, что слова — это несущественная добавка к некоторой «объективной реальности», которая как раз всё и обуславливает. С тем же успехом можно было бы называть волну: «несущественной добавкой к частице». И говорить, что раз волна порождается частицой, то частицы первичны и всё зависит строго от них, а волны — это так, баловство одно.

Нет. Это не так. Сознание определяет и порождает бытие ровно с тем же успехом, с которым бытие определяет и порождает сознание. И слово есть инструмент этого определения.


Эта статья на «Однако»



Tags: контрманипуляция сознанием, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 157 comments