?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Раздвоение
lex_kravetski
Упорные тренировки и напряжённая работа — залог мастерства. А «талант» — это такая штука, которая позволяет тренироваться недолго, а работать расслаблено. Талантливый и заинтересованный человек действительно много трудится, но это нельзя в полной мере назвать «работой». По крайней мере, в том смысле, который в это слово вкладывают большинство сограждан: «работа»-де – это когда переламываешь себя и, стиснув зубы, всё-таки делаешь то, от чего тебя с души воротит. Талантливый мастер, напротив, себя в основном не переламывает, а занятием своим себя фактически развлекает.

Я давно, ещё в юности, заметил, что при написании, например, стихов разум используется как-то иначе, нежели при выполнении школьного домашнего задания. Когда делаешь уроки, разум отвечает за каждый штрих шариковой ручки, а во время складывания рифмованных строчек даже непонятно – участник он процесса или просто за процессом наблюдатель. Ключевые строчки и даже ключевые строфы не создаются разумом, то есть, не проходят осознанный логический цикл. Они как бы произносятся кем-то внутри, а разум с удивлением — «эвон как я сказал!» — за этим «кем-то» записывает. Ну, ещё критикует децл: дескать, что-то тут вяло как-то, скажи ещё чего-нибудь.

Я в жизни не готовился ни к одному выступлению, касающемуся моих разработок. То есть я, конечно, делал слайды, когда надо, временами подготавливал брошюру с анонсом, но никогда не писал и не заучивал текст. Как максимум, я придумывал несколько первых фраз. И каждый раз выступление шло как по маслу. Я знал тему в целом, но не знал ничего из того, что я скажу по мере её раскрытия. Оно всё появлялось прямо в процессе. Я узнавал следующую фразу, которую надо сказать, только когда заканчивал предыдущую. По сути, я был практически таким же зрителем собственных выступлений, как и аудитория.

Мне довелось опробовать не только выступления по темам собственных разработок и стихо/текстосложение, — я успел поиграть в театре (небезуспешно), на гитаре и фортепьяно (не ахтец как), порисовать (убого), пофотографировать (весьма неплохо) и даже полепить из пластики (так себе). Ну и моя работа, — программирование, — тоже имеет нехилый творческий элемент.

Что бы вы думали? Этот таинственный внутренний голос подсказывает везде. И всё время ровно так: в виде уже готовых ответов. Более того, в рамках сей развлекательной творческой деятельности я перевидал изрядное количество поэтов, музыкантов, фотографов и так далее (да простят меня актёры). Так вот, многие из них отмечали то же самое: «не знаю, как у меня вышло, будто бы кто-то изнутри подсказал, поэтому объяснить не могу».

Это большая проблема, — объяснить, — когда не понимаешь, как этот незримый подсказчик движется к своей цели. Не скажешь же вопрошающему: «надо спросить у подсознания». Оно у вопрошающего молчит. Точнее, не молчит, а говорит не о том. Как будто бы у разных людей подсознание «отъедает» разную часть мозга. У одних оно умеет говорить только о сексе и всяких там страхах, а у других время от времени заговаривает о чём-то таком, что и сознанию-то не совсем под силу. У первых оно создаёт только настроение и невнятно озвучивает примитивные желания, а у вторых оно само проводит весь необходимый анализ и вдобавок предоставляет результаты в виде хорошо сформулированного ответа. Отлично сформулированного — ты только запиши. И эти, последние, пользуются невиданной халявой: ведь им не приходится мучительно думать. Они думают, конечно, но явно несоизмеримо выдаваемому результату. Там, где человек ограниченного подсознания будет обливаться по́том от натуги, выдавливать из себя по капле каждую следующую букву и скатываться каждый вечер в пучину всеобъемлющего интеллектуального истощения, талантливый, чьё подсознание работает за него, будет просто писать под диктовку и тратить свои интеллектуальные усилия лишь на небольшую дошлифовку результата.

Каково оно без подсказок, талантливый узнаёт лишь время от времени, когда по неясной причине подсознательный помощник удаляется в отпуск. И вот тогда ужас мироздания предстаёт во всей красе. Каждая буква действительно требует раздумий. Даже небольшой поворот от предполагаемого маршрута вводит в ступор. «А как дальше-то?» «Как вообще про это сказать?» «И с чего я вдруг отупел?»

Там, где все писали сочинения, талантливый писал диктант. И что это все так парились, становится понятно, когда вдруг прекращают диктовать. Когда вдруг выясняется, что предыдущие разы ты был таким же читателем, как вся твоя аудитория. Только ты читал того, кто проживает вместе с тобой в одной черепной коробке, и записывал за ним.

Сколь бы напряжённо ни работало подсознание, разуму не передаются сообщения о его усталости, как не передаются человеку физические ощущения другого человека. Догадаться о чужой усталости можно, но нельзя её ощутить. Иное дело — впахивать самому: тут усталость интеллекта чувствуется не хуже, чем усталость мышц.

Удивительное дело: в твоей голове кто-то работает за тебя. Ты устаёшь только от записи надиктованного, а сочинение этого — не твоя забота. Всё равно как если бы мышечная усталость в спортзале не ощущалась: ты бы стал качком без напряга. То есть, с напрягом, но не ощущаемым. Надо было бы себя контролировать, чтобы случайно не надорваться, но не надо было бы себя перебарывать. Не надо было давиться молочной кислотой. Не было бы чувства «лучше бы я вчера умер». Поход в спортзал стал бы равноценен походу на вечеринку. И я не знаю, быть может, успешные спортсмены именно потому и успешны: они не так ощущают мышечную усталость, как остальные. Им не надо так сильно бороться с собой.

Если не надо перебарывать, если нет отрицательных эмоций, нет усталости, нет даже осознаваемого напряжения, то тренироваться и работать будешь в разы больше других. И прогресс пойдёт гораздо быстрее. Ведь осознаёшь ты или нет, а мышца́ качается. И творческий навык нарабатывается. Это видно сразу: внутренний подсказчик подсказывает всё лучше и лучше. И при этом на халяву! Страдает кто-то другой, не ты, но лавры зато все твои. Упорно тренируется другой, но его результаты для всех выглядят твоими. Мечта.

Ни у кого не повернётся язык, сказать, что раз ты не напрягался и не уставал, то и делал не ты. Хотя по сути подсознание, расширенное до степени полноценной и, быть может, даже более развитой личности, не есть заслуга разума. По крайней мере, не в полной мере заслуга. Оно сродни наследству, которое, конечно, юридически твоё, но фактически — чужое. Наработанное не тобой. Многие им козыряют, но на это большинство смотрит косо. Ровно так же косо должны были бы смотреть на талантливого, козыряющего своим талантом. Талант — не его. Не в полной мере его. Сам талантливый — это, по сути, подмастерье своего таланта. Незаменяемый подмастерье. Переводчик с языка, который знает только он, но не творец текстов на этом языке. Рядом с его рассудком заточена личность, которая далеко не тождественна ему, — отсюда, собственно, и вытекают крайне талантливые, человеколюбивые книги, написанные очевидными подлецами. Тут нет противоречия: эти книги писали как бы не они. Они как бы записывали.

Они снимали крайне убедительные фильмы про ту жизнь, которую сами никогда не вели. Они восхваляли те идеалы, которые им чужды, но восхваляли так искренне, что невозможно было бы усомниться: автор верит в эти идеалы. Но человек-автор в них зачастую не верил. Поэтому у прозорливых складывалось ощущение, что хорошо натренированный мерзавец сможет убедительно проповедовать Разумное, Доброе, Вечное в обмен на хорошую зарплату. Однако это невозможно. Невозможно так же искренне писать о прямо противоречащим твоим взглядам, как об этим взглядам соответствующем. Фальшь всё равно будет чувствоваться. Но она не чувствовалось. Потому что писал не разум этих людей, а их запертый в черепной коробке сожитель. Он этим идеалам верил. И ради денег и славы приходилось за ним записывать, даже если было противно.

Но в ином случае результат оказался бы таким, какой он стал после перестройки: фильмы, которые невозможно смотреть, книги, которые невозможно читать. Получив возможность отринуть содержание, диктуемое незримым помощником, пришлось отринуть и ту форму, которую он обеспечивал. Ибо первое и второе у него, как у настоящего творца, шло строго в комплекте. В неразрывном.

Полноценный талант — это масштабное раздвоение психики. Это бессознательное, которое тоже умеет аналитически мыслить. «Ид», вышедший далеко за пределы инстинктов и обогнавший сознательную часть того мозга, где он проживает, отрезанный от всего внешнего мира и контактирующий с тем сознанием, чьим пленником он является. И для реализации «таланта» от «хозяина» требуется всего-то позволить «пленнику» заговорить, а механически воспроизвести сказанное. Хороший, правильный «хозяин», конечно, добавит и от себя тоже. Даже, не исключено, поспособствует — сгладив шероховатости и дедуктивно заполнив пробелы. Но насколько он вправе приписывать результат себе?

Изложенную гипотезу, конечно, на данный момент вряд ли возможно проверить (хотя я бы не отказался от ряда занимательных экспериментов, которые даже в первом приближении знаю как поставить). Она, эта гипотеза вводится лишь как объяснение некоторому набору наблюдаемых закономерностей. Можете считать, что и её мне надиктовал незримый подсказчик, прямо во время одного из бесед с приятелем на тему творчества. Действительно, когда мне был задан вопрос про нюансы творческой деятельности, я за секунду до этого вопроса ещё не знал этой гипотезы. Она всплыла за какие-то доли секунды — даже вопрос не успел до конца прозвучать. Я излагал её в ответ, ещё не зная её до конца. Я мог это сделать, поскольку подсказчик диктовал мне то, что следует говорить дальше. Само собой, этих долей секунды на тщательный анализ никак не могло хватить. Просто я вдруг неожиданно узнал ответ. Его кто-то сказал в моей голове. По-видимому, решил всё-таки раскрыться.

Эта статья на «Однако»



Метки:

  • 1
Да это все как бы само собой.
Только при чем тут раздвоение психики?
Попробуйте спросить: кто со мной на контакте?
И слушайте ответ.

Оно маленькое "но".
Это второе я, всё равно нужно "кормить" и "тренировать". Кормить новой информацией (книгами, общением, поездками, впечатлениями), а тренировать - выступлениями, сочинениями, увлечениями, в общем тем, в чем он и себя проявляет.

Ну, или это только у меня так:)

Да, всё верно.
Только ЕГО удержать при себе и развить вовремя нужно. В самом нежном возрасте. И подкармливать всю дорогу :) ...
Тогда всё и будет так - как бы само собой ;).

"вначале было Слово" (с)

Как грится, Творец - он псих по определению!!!

талант не хочет, а чаще - просто не может сопротивляться регулярно посещающим его музам :) И это, как по-моему, не раздвоение, а как раз наоборот - до некоторой степени единство психики. Бессознательное порождает, сознание оформляет. Отчасти похоже на хорошую семью или государство, в котором правители воплощают волю народа. :)

Я однажды спросил одного успешного тайбоксёра: когда у меня перестанет болеть тело после тренировок?
Он ответил: никогда, ты просто привыкнешь и станешь воспринимать боль как само собой разумеющееся.

>>Талантливый мастер, напротив, себя в основном не переламывает, а занятием своим себя фактически развлекает.

Не только талантливый. Профессионал, любящий свою работу, тоже.

> Полноценный талант — это масштабное раздвоение психики. Это бессознательное, которое тоже умеет аналитически мыслить.

Есть мнение, что именно так выглядел бы нормальный разум человека, если бы мозги эволюционировали "линейно".

То, что сознание отделено от подсознания - это весьма любопытный каприз эволюции наподобие всеобщей наследственной шизофрении. Собственно, дополнительные расщепления психики при шизофрении - как раз побочный эффект такого "неестественного" устройства мозгов и плата за разумность.

Не.. это наверное так же как в компе. Проц одни задачи выполняет, а видеокарта другие=) Проц вообще не знает чё в ней происходит, только заводит вводные и получает данные.

> Не.. это наверное так же как в компе.

Не "не", а примерно так, тут нет противоречия.

В компе, между прочим, видеокарт сначала вообще не было. Потом долгое время они де-факто только интерфейс подключения монитора обеспечивали. Отдельный GPU появился только в 90-х.

Подобные "оптимизационные" технические решения, как отделение GPU от CPU, в природе случаются редко и не проходят гладко, часовщик-то слепой.

«Собственно, дополнительные расщепления психики при шизофрении - как раз побочный эффект такого "неестественного" устройства мозгов и плата за разумность.»

http://kurinn.livejournal.com/8790.html#cutid1

Если сознание-личность – модель самого себя, то шизофрения – заимствование чужой или выдуманной подобной модели.

человеки-роботы

Братцы, расслабьтесь! Давно пора понять, все люди - автоматы (как и животные). Мышление, в том числе творческое, тоже идёт на полном автопилоте - в том самом "подсознании". А "сознание" наше - это эдакий случайный процесс, "броуновское движение", не дающее внутренним процессам зациклиться ;) И случайным же образом актуализирующее (выбирающее и воплощающее в жизнь) какие-то внутренние выводы. Если бы его не было, то вся жизнь состояла бы из одних лишь срабатываний рефлексов - удовлетворив все потребности, дремали бы в тенёчке, как сытые собаки. А "благодаря" сознанию мы устаём от безделья, и "вдруг само" что-то "приходит на ум" (выуживается из подсознания) и делается.

А мне моё подсознание готовых ответов не даёт. Точнее, даёт, но не один самый верный ответ, а целую кучу разных ответов, из которых выбирать приходится уже мне.

Бросьте мистифицировать, всё так конечно, но нет никаких вторых Я=) А то из таких размышлизмов рождаются потом долбанутые верунские байки о душе и боге. А вроде ничего особенного...

Талант это талант. Его не пропьёшь. Это наверное сродни одному интересному состоянию. Иногда идёшь по улице а потм бах в мозг что то даёт, и вокруг пространство начинает сжиматся, меняется от чего то восприятие, машины начинают двигаться медленнее, вроде всё так же, но подмечаются все мелочи и кажется что времени для обмозговывания всего вокруг гораздо больше. А потом всё схлопывается=( ХЗ.

А самое поганое что зависит всё от хим процессов в организме=( Эх..

Я кстати заметил что в зависимости от питания меняется мышление. Талант?

И ещё, талант талантом, а без практики никуда не годится=( Мозг надо развивать. Например у меня проблема при рисовании - рука дрожит и пропорции вечно сбиваются, вроде рисуешь глаз - красота, а другой сука меньше или больше выходит)) Вроде и знаешь как линии вести и как располагать, а без практики - фигня=)

Не всё талантом дышит. Так же как и замечательные вещи могут делать достаточно посредственные люди. Типа писатель одной книги и тп.

Подсознание это автопилот - приведет тебя туда куда его направиш, но сам он направление выбрать не может.

Может, если уже сталкивалось с ситуацией. Автопилот, да, но самообучаемый автопилот.

Надо же - Гипотеза!
Вполне обычное ощущение любого человека, так или иначе соприкасавшегося с творческой работой.

Кстати, ещё один момент - со временем этот "невидимый помощник" начинает напрягать и тяготить. Уж не потому ли великие поэты, которые в этом смысле "на острие атаки" - так мало живут? Ведь и правда, хоть этот процесс и не сопровождается усталостью обычной, привычной, бытовой, но выматывает - до практически нервного истощения, когда уже и жизнь не мила.

Именно поэтому лично мне с определённого момента в жизни так мила публицистика - в ней "невидимый помощник" принимает минимальное участие - из всех возможных, понятно - это именно что поток сознания, а не поток чужих откровений...

Что же касаемо научной подоплёки - взаимодействие правого и левого полушарий, великий подарок судьбы и эволюции, который нам подарило скрещивание с неандертальцами (которые - рафинированное правополушарное мышление). И которого ни судьба, ни эволюция не дала неграм (которые в "порочащих их связях" с неандертальцами единственные не замечены) - что в общем-то вполне заметно по "обилию" творческих личностей и интеллектуалов из чернокожей среды...

> Что же касаемо научной подоплёки - взаимодействие правого и левого полушарий, великий подарок судьбы и эволюции, который нам подарило скрещивание с неандертальцами (которые - рафинированное правополушарное мышление). И которого ни судьба, ни эволюция не дала неграм (которые в "порочащих их связях" с неандертальцами единственные не замечены) - что в общем-то вполне заметно по "обилию" творческих личностей и интеллектуалов из чернокожей среды...

Это кем-то научно доказано?

Да. Причём, совсем недавно, хотя говорили как о вероятном уже давно. По-моему, прошлогодние исследования. Если нужна ссылка, поищу позже, после работы.

Компьютерная аналогия, по-моему, может выглядеть так. Есть устройство, управляемое компьютером – киборг. Особенность его такова, что он постоянно строит модели окружающего во встроенном трехмерном редакторе и оптимизирует свое поведение в пространстве этих моделей. Эти процессы и есть тот талант-подсознание из статьи. А сознание-наблюдатель – это просто одна из моделей – модель самого себя то, как он себя представляет. Насколько глубоко и точно построены модели окружающего, а главное самого себя, настолько ему понятна деятельность подсознания и механизм возникновения посещающих его откровений.

"- Ну что же-с! сказал доктор. - Ребра, слава господи, повреждений не имеют-с, а голова - предмет темный и исследованию не подлежит."

Умение писать диктанты

Очень важно. Слышать своё подсознание так, что можно просто записывать — великое счастье. Есть методы спрашивать его и получать простые ответы, но ТЕКСТ ПОЛУЧАТЬ — это круто!

не соглашусь. нет в этом мире халявы!
да, люди не все одинаково быстро соображают. хотя это касается скорее "соображения" в определенных областях знаний. Скажем некто "икс" - шарит в физике, следовательно он довольно быстро найдет ход решения вполне-себе жизненной задачи с конкретными цифрами и известной ему механикой взаимодействия предметов задачи. Но есть гражданин "игрек" - ровным счетом ничего не понимает, не в физике, не в математике и прочих точных науках... может он и решит когда-нибудь задачу из реального мира, поставленную "иксу", но это будет значительно дольше, нежели "икс". И игрека обзовут тугодумом (мягенько так). Однако, философский вопрос заданный им обоим, теперь из "икса" сделает заслуженного тугодума.

я несколько отвлекся... но суть вот в чем: гражданин икс, половину своей жизни строил этого самого подсознательного "помощника" по физике, математике и прочих фундаментальных науках. Он тратил значительно больше времени (чем его сверстники) на разгадки разного рода обыденных явлений, которые (явления) его сверстники просто не замечали, оглядываясь на более интересные по их мнению явления.

Не стал-бы я называть этого помощника - халявой! Эта халява далась ему очень не легко! Вспомнить хоть то-же звание тугодума из мира чуждой ему философии.

"Мы знаем все больше и больше о все меньшем и меньшем, так что в конце концов обретем полное знание ни о чем"

так вот порог этого меньшего, которое он еще в состоянии разглядеть - у каждого свой. Те один остановится на простейших принципах и пойдет дальше, познавать мир на простейших принципах - *ему либо больше не надо, либо не дано*1, и он разберет таких принципов очень много. Другой разберется в не слишком сложных формулах, и пойдет дальше - искать новые формулы в другом вопросе, так-как *1, но формул будет уже меньше чем принципов у первого. Третий упрется рогом в такие дебри, что преподаватели вузов первое время будут ему помогать, а потом скажут - извини друг! Он познает это в таких тонкостях, за которые дают Нобелевские премии :), но в реальной жизни, со всеми ее необъятными тонкостями - он будет конкретнейшим тугодумом!

У кого из них лучше "халявный помощник"? А это смотря какой вопрос перед ними стоит! :)

кроме того, одни формулы заучивают, забывая из в лучшем случае после школьной скамьи, а другие понимают и не забудут их никогда! Так-как они их не помнят! Но они могут их вывести в любой нужный им момент :)


... пс: не думал никогда о халявном помощнике, не готовил речи, не формулировал одну фразу по 5 минут. Просто когда читал - "халявный помощник" возмутился и накидал за меня кучубукав :)))

Re: Ответ на вашу запись...

> Не стал-бы я называть этого помощника - халявой! Эта халява далась ему очень не легко!

Не знаю, не знаю. Лично мне эта халява далась очень легко. Я крайне редко напрягался, уроки практически не делал и преимущественно ловил кайф во время всевозможных размышлений.

Re: Ответ на вашу запись...

суть в том, что пока вы во что-то вами любимое вдумывались глубже, что-то не совсем любимое в огромных количествах проходило мимо незамеченным

те глубокое понимание чего-либо, это плата за очень многое необдуманное и не понятое

... хотя есть конечно некоторые индивидуумы, выделяющиеся из основной массы как в одну, так и в другую сторону

  • 1