?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост поделиться Следующий пост
Благополучие как обман зрения
lex_kravetski
«Вы говорите, что уровень благосостояния упал, но гляньте, как много на улицах дорогих автомобилей».

По мнению ряда граждан эта фраза — непробиваемый аргумент в пользу зашкаливающего роста благосостояния населения. А также сигнал о том, что и дальше надо продолжать в том же духе, не глядя ни на какие кризисы.

Когда-то наша страна была тоталитарным совком с неэффективной плановой экономикой. Потом честные и доблестные борцы с компартией, — многие из которых в этой партии по неясной причине состояли, — решительно поменяли положение вещей, чем наполнили полки магазинов колбасой, а улицы — дорогими автомобилями. Несколько странно: они и до разрыва с социализмом находились у руля, но что-то, видимо, мешало им сделать то же самое.Но не суть.

Суть в том, что теперь наконец-то наступили свобода и процветание, что можно запросто ощутить, просто посмотрев на проезжую часть. Где с раннего утра до позднего вечера неторопливо — со средней скоростью пешехода — движутся полчища красивых автомобилей.

Что тут, казалось бы можно возразить? Ну, например, можно запостить картинку.



На картинке изображены результаты занимательного эксперимента, поставленного группой мюнстерских энтузиастов (Мюнстер — это немецкий город такой). В первом кадре запечатлена группа людей и то место на дороге, которое они займут, рассевшись по личным автомобилям. Если, конечно, не будут соблюдать дистанцию и следовать по своей полосе — иначе ещё раза в четыре больше. Второй кадр показывает, сколько места они же займут в автобусе. Одном автобусе. Ну а на третьем — что будет, если они сядут на велосипеды.

После этого статью можно было бы и закончить, поскольку наблюдаемый эффект «множества автомобилей на дорогах» отлично раскрывается этими тремя кадрами. Но я, тем не менее, продолжу.

Якобы адское количество благосостоятельных граждан, наглядно иллюстрируемое, как некоторые думают, пробками из иномарок, на деле оборачивается тем, что благосостоятельных на самом деле мало, но зато они занимают много места. Чем услаждают взоры сторонников капитализма.

Много ли автомобилей в стране? Статистика свидетельствует: на 2009-й год в России зарегистрировано порядка 32 миллионов легковых автомобилей (http://www.driveonline.ru/news/kolichestvo_avtomobiley_v_rossii.html). Сюда входят все автомобили, как находящиеся в личной собственности, так и в государственной, корпоративной, и даже те, которые давно уже сгнили на какой-нибудь богом забытой автостоянке, но не были сняты с регистрации. Оптимистично предположим, что в личной собственности и одновременно на ходу находится половина от этого количества. То есть, 16 миллионов.

Там же по ссылке написано, что за 2008-й количество автомобилей увеличилось на 6,5%. Положим, что та же тенденция сохранилась и в ближайшие годы. Тогда в 2010-м количество легковых автомобилей в личной собственности увеличилось примерно на миллион штук. То есть, их стало 17 миллионов.

Теперь, внимание, в РСФСР 1987-го года в личной собственности находилось порядка 7,2 миллиона автомобилей (http://www.abw.by/archive/278/v-ist3/ — там, правда, опечатка в разбиении по республикам, неправильно поставлен разделитель разрядов) . Это количество прирастало со скоростью примерно 600 тысяч штук в год. Если бы СССР развивался с той же скоростью и просуществовал бы до наших дней, то к 2009-му в нём было бы 20 миллионов личных автомобилей. Ну ладно, вычтем какое-то количество за счёт амортизации (хотя до сих пор многие ездят на машинах двадцатилетней давности). Однако, если так, то тогда и на развитие тоже накинем. Ну, немножко совсем. В общем, в сумме пусть будет 15 миллионов. В любом случае, разница не так велика, как с виду кажется.

Самое главное, в СССР была установка на развитие преимущественно общественного транспорта. Сейчас такой установки нет. Однако количество личных автомобилей (кроме того, в половине случаев ещё и импортных) почему-то примерно то же. Успех капитализма? О да. Ведь эти автомобили можно увидеть прямо посреди дня, собранные в одном месте.

Иными словами, основная заслуга капитализма не в росте количества автомобилей, а в отказе от генеральных планов развития инфраструктуры городов. Которое как раз и заставило автомобили стоять, а не ездить. Плюс, конечно, сосредоточение львиной доли средств личного транспорта (да и средств вообще) в Москве и ещё нескольких крупных городах. Зато, как оказалось, многим такое сильно радует глаз.

Конечно, в те страшные социалистические времена граждане были вынуждены ездить на ужасных совковых автомобилях, а теперь, пусть десятая часть населения, но всё-таки пересела на козы́рные иномарки. Хоть в этом плюс.

Чтобы оценить масштабы плюса, заглянем в статистику зарплат (http://www.gks.ru/wages/wag10.htm). И прикинем, сколько среднестатистическому гражданину придётся копить на козы́рную иномарку. Чтобы это было проще сделать, преобразуем статистические данные из распределения в иную форму — в график, на котором показана, какая часть населения имеет зарплату выше, чем то, что подписано на оси икс.



Из графика видно, что половина населения имеет зарплату ниже 15 000 рублей в месяц. Даже на сильно подержанную, совершенно некозы́рную иномарку, ценой в 300 000 рублей, им пришлось бы копить 20 месяцев. Если бы они откладывали всю зарплату, конечно. А учитывая, что им надо ещё платить за квартиру, что-то кушать, во что-то одеваться и т.п., они будут копить лет десять в лучшем случае. Лишая себя при этом отдыха на югах, больших телевизоров и прочих благ современности. А в худшем не накопят никогда.

Не ограничивая себя во всём, за разумный срок сумеют скопить денег те, у кого зарплата хотя бы выше 50 000. Таких, как видно из графика — 7% населения. У семи процентов теперь, через двадцать лет после развала проклятого нищего совка благосостояния достаточно для подержанной иномарки.

А чтобы купить неподержанную, козы́рную и при этом не жить двадцать лет на хлебе и воде… ну, если такая стоит тысяч семьсот, то наверно надо иметь хотя бы 75 000 зарплаты. А лучше даже 100 000. Однако людей с такой зарплатой полтора процента населения. Есть, конечно, ещё владельцы крупного и среднего бизнеса, но даже в сумме с ними вряд ли выйдет больше двух процентов.

Итого, всё видимое благолепие в слабодвижущихся городских потоках обеспечивает в лучшем случае одна пятидесятая часть населения. Обеспечивает, благодаря эффекту, наглядно раскрытому мюнстерскими энтузиастами.

Кто-то, конечно, берёт зверский кредит и после этого живёт чуть не впроголодь, но зато с козы́рной иномаркой, кто-то довольствуется изделиями отечественного автопрома, но всё равно даже абы какой автомобиль есть только у десятой части населения. При этом, практически то же самое было бы даже при сохранившимся и вообще не развивающемся СССР. Стоило ли ради того, чтобы дополнительные полпроцента населения получили личный автомобиль, ломать страну? Стоило ли ради возможности для сотни тысяч человек сесть на мега-роскошный автомобиль устранять социальные гарантии? Стоит ли ради нескольких сверхдорогих машин на улицах города превращаться из сверхдержавы в сырьевую неоколонию? Вообще, компенсирует ли чей-то личный автомобиль ту бедность, в которой живёт половина населения? Некоторые граждане считают, компенсирует. Сто́ит. Всё отлично.

Эта статья на «Однако»





Мощная аргументация, но я бы хотел возразить демонстрацией преимуществ ремонтантной земляники над традиционной.

Если кратко, то автомобилей много, а людей ездит мало.

Интересный эффект "отката" возник в связи с персонализацией автотранспорта - на метро пассажиропоток возрос в разы.
Т.е. те, кто раньше ездил на авто, загнаны под землю. Их как бы не видно.

А за фотки спасибо, наглядная демонстрация известного явления.

Вместо того, чтобы смотреть на улицы, можно посмотреть на дворы домов. Ночью. Которые все сплошь заставлены машинами. Чего двадцать лет назад не было. Фактически, ситауция изменилась практически на порядок - там, где раньше стояла одна машина, теперь стоят 10.

>Вместо того, чтобы смотреть на улицы, можно посмотреть на дворы домов. Ночью. Которые все сплошь заставлены машинами. Чего двадцать лет назад не было.

Может статью следует до конца прочитать?

>Фактически, ситауция изменилась практически на порядок - там, где раньше стояла одна машина, теперь стоят 10.

Ого как.
7*10 = 70 миллионов в личном пользовании, плюс 15-20 миллионов служебных. Итого: 85-90 миллионов автомобилей.

стОила ли овчинка выделки?

Вы спросили: "Стоило ли ради того, чтобы дополнительные полпроцента населения получили личный автомобиль, ломать страну? Стоило ли ради возможности для сотни тысяч человек сесть на мега-роскошный автомобиль устранять социальные гарантии? Стоит ли ради нескольких сверхдорогих машин на улицах города превращаться из сверхдержавы в сырьевую неоколонию? Вообще, компенсирует ли чей-то личный автомобиль ту бедность, в которой живёт половина населения? Некоторые граждане считают, компенсирует. Сто́ит."

Число этих граждан -- те самые полтора процента, которые решили, что надо начать официально ездить на мерсах, для чего и развалить ссср и превратить ее в колонию.
Сказано -- сделано.

Есть еще вопросы?

Те, кому это было надо -- те для себя это и сделали.
А то, что некоторые при этом думали, что им тоже достанется -- немного ошиблись.
Делалось не для них, не они и получили.

Re: стОила ли овчинка выделки?

Блин, а колбасу есть хочешь вкусную? А вежливых продавцов в супермаркетов хочешь?
А отсутствие дефицита? А отсутствие закона об обязательном труде? А отсутствия идеологической госцензуры?
Дело не в машинах, не только в машинах+

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
>>Конечно, в те страшные социалистические времена граждане были вынуждены ездить на ужасных совковых автомобилях, а теперь, пусть десятая часть населения, но всё-таки пересела на козы́рные иномарки. Хоть в этом плюс.

у меня дядька капитан-подводник себе в начале 80ых микроавтобус с Японии привез: ) ездил на козырной иномарке, вполне себе: ) ну и не только он.
правда, это Владивосток, не знаю, как в других местах было: ) у нашей семьи возможность купить авто была, но надобности действительно не было, зачем, если весь транспорт доступен.

а на ужасном совковом автомобиле системы москвич 34х лет от роду я два года назад водить училась и, традиционно перепутав газ с тормозом, плюхнулась в канаву. у москвича только номер погнулся: )

— у меня дядька капитан-подводник себе в начале 80ых микроавтобус с Японии привез: ) ездил на козырной иномарке, вполне себе: ) ну и не только он.

Кто ж его туда выпустил в начале восьмидесятых?

Госкомстат не учитывает серые и черные зарплаты, поэтому реально картинка несколько иначе выглядит

Вот вам Лекс еще разоблачительный материял, бо щас многие радуются возможности ездить в отпуск за границу:


ВЕДОМОСТИ

От редакции: Дачная страна

Вчера «Интерфакс» опубликовал свежие данные «Левада-центра»: 24% опрошенных проведут лето на даче, 28% останутся дома из-за важных дел, 12% посетят другие российские регионы (в том числе 7% — побережье Черного моря), 18% никуда не поедут из-за отсутствия денег, лишь 3% отправятся в дальнее зарубежье, 2% — в ближнее. 14% еще не решили, куда деваться, — и чем дольше будут решать, тем выше вероятность дачи.

Стандартные послеотпускные опросы ВЦИОМ показывают, что предпочтения практически не меняются год от года (данные с 2004 г.). Всегда за границу едут 1-3%, на Черное море — 7%, никуда не едут около 60%, на даче сидят 15-20%. Что несколько странно: скажем, в 2004-2008 гг. доходы россиян постоянно росли... По данным мартовского опроса фонда «Общественное мнение», 79% россиян никогда не были за границей
.
Читать целиком




Edited at 2011-06-02 09:53 (UTC)

у меня отец регулярно приводит именно довод о возросшем благосостоянии народа - вот мы в СССР не могли себе этого позволить, а теперь полный двор машин.

Информация полезная , но спорить и переубеждать отца не буду.
Пусть хоть на старости лет будет иллюзия коммунизма.

Re: Спасибо

Это все демагогия. При совке колбасы не было, а сейчас колбаса есть. И никакое жонглирование цифрами не обманет того кто помнит как было 30 лет назад

а сколько следовало копить на машину в СССР?

когда обесценились сбережения, накопленных на автомобиль денег было очень много.

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
>Потом честные и доблестные борцы с компартией, — многие из которых в этой партии по неясной причине состояли

Они просто хотели улучшить её изнутри.
А теперь они улучшают изнутри единую россию.

Неплохо было бы увидеть рядом график о зарплатах в СССР - за сколько можно было скопить на "Жигули" или "Волгу"...

ну и тогда, за какой период можно было получить гарантированное жильё

В городе, в квартирно-общажном расселении, персональное авто - блажь. Но если ориентироваться на модель семья-дом, то машина обязательна.

Re: Ответ на вашу запись...

Согласен с Арамисом.

"Даже на сильно подержанную, совершенно некозы́рную иномарку, ценой в 300 000 рублей, им пришлось бы копить 20 месяцев."

Нет, Лекс. Дешевая иномарка, которой до капиталки ~100 000 км, покупается за 50 000. Сто тысяч запаса, это очень, очень прилично по сравнению, например, с дешевыми нашемарками. Нашемарки не первой свежести покупаются за 20-30 000. Гражданами с зарплатой в 8 000. Тому пример мои многочисленные "колхозные" знакомые и родственники. Почти все затарились старыми нашемарками.

Ошибка на порядок, имхо - много.

По вопросу. Имхо, косяк совсем в другом. Добирая в предметах потребления вообще, не только в машинах, мы слили производство и инфраструктуру. Есть мнение - очень, очень зря.

Для сравнения - родителям где-то между 1985 и 1990 годом предлагали купить горбатый запорожец. Подержанный, с уже ржавым кузовом. Всего 1500 рублей.

Столько перепостов - видать наболело.

До перестройки строительство новых дорог шло громадными темпами. При том дороги в основном строились в сельской местности. Которые сейчас переведены на местный бюджет, а по другому сняты с гос финансирования и соответственно заброшены. В планах по строительству федеральных трасс уже в советское время было заложено расширение полос и увеличение полосности. Перед Кировым например, должна была идти четырёхполосная дорога со стороны Котельнича. Сейчас обычная двух полосная, которую только в прошлом году более-менее отремонтировали. Со стороны Советска успели построить четырёх полосную дорогу до перестройки.

Вывод:

1) В советское время уже был запланирован большой рост автомобилей и инфраструктура под это готовилась. Проектировалось развитие сетей в больших масштабах, чем существуют сейчас.

2) упор был сделан на то, что народ не будет как бараны сбиваться в стало собираться в крупных городах, а будет жить рассредоточено на всей территории страны, соответственно и строили дороги.

ну и в добавок даю ссылка на полезную статью которую мы опубликовали в газете