Мы чуем дым, мы видим языки пламени, мы слышим крики обожженных и можем лишь догадываться о тех, кто задохнулся в дыму, до нас самих почти не достаёт, и, может быть, ещё лет двадцать не достанет, но это не отменяет того факта, что наш дом горит.
Мы здесь живём, мы здесь родились и хотим дожить свой век здесь же, а не приживалками-погорельцами в чужих домах, это наш выбор и наше осознанное решение – хранить верность дому, где жили наши предки, – поэтому нам очень тревожно осознавать, что наш дом горит.
Мы суетимся и пытаемся понять, как можно остановить пожар, спорим по поводу методов и средств, таскаем воду, расплёскивая по полведра, без опыта трудновато, и можно насовершать ошибок, погубить других и себя, но всё равно это лучше, чем сидеть и смотреть, как наш дом горит.
Мы раздражаемся на соседей, которые закупили хорошие кондиционеры, плотно затворили окна и двери и делают вид, что нет никакого пожара, и с жалостью смотрим на других, запасшихся попкорном и с усмешкой наблюдающих за нашей нелепой суетой и за тем, как наш дом горит.
Мы знаем, что когда огонь подберётся совсем близко, многие будут прыгать вниз, следуя инстинкту самосохранения, но не всех будут ловить, а многим так далеко до земли, что проще избавить себя от страданий, но отчего и те, и другие не спешат – сейчас, пока ещё есть время – признать, что наш дом горит.
Мы часто слышим от жителей соседних домов, что наша суета глупа и непристойна, что факт горения ещё нужно доказать, а потом доказать потенциальную опасность пожара, нам говорят: «А вот у нас постоянно течёт крыша, из подвала воняет, на стенах плесень и полно мокриц!» – а мы отвечаем: нам бы ваши проблемы, наш-то дом горит!
Мы знаем, что в нашем доме живут те, кому выгоден пожар, и они постоянно получают с него прибыль: одни используют огонь и дым, другие подсчитывают возможную выручку от продажи золы, третьи зарятся на место, которое может освободиться, но мы не собираемся учитывать ценность их бизнеса, потому что наш дом горит.
Мы согласны, что в этом пожаре есть толика нашей вины, но мы никогда не признаем, что этот пожар норма, так что не важно, когда именно мы это поняли – вчера или год назад – важно, что пожар не уймётся сам собой, а значит, надо бороться с огнём, с его причинами, а также теми, кто подливает бензинчика.
Потому что наш дом горит.
(источник)