?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост поделиться Следующий пост
Повод для гордости (часть 3, основополагающая)
lex_kravetski
Как говорилось в первой части, ценность человека бывает трёх видов. Первый из них (ценность-А) — фактическая ценность. Она характеризуется тем, что человек сделал для людей. Уже сделал. Второй вид ценности (ценность-Б) — потенциальная ценность. Это возможность человека что-то сделать в будущем. Его набор знаний и навыков, которые он, тем не менее, ещё не реализовал. Третий вид — наведённая ценность. Это та ценность, которую человек не проявил фактическими деяниями и не аккумулировал в знаниях и навыках, но ложью, манипуляциями, угрозами и наглостью создал в глазах окружающих. Если второе — потенциал, то третье — иллюзия потенциала. Это обычно не столько присвоение себе чужих заслуг (хотя и такое бывает), сколько создание себе эдакого ореола ценности. Например, по праву рождения: «я такая вся из себя девица-красавица, что любите меня просто за моё существование». Или по праву якобы образования: «у меня диплом Академии Тонкой Биоэнергетики есть, поняли?! я вам не быдло какое!».

В чём-то подстать видам ценности существуют и различные виды гордости. Соотносящиеся между собой примерно как вышеозначенные ценности и в ряде вещей их повторяющие.

Гордость-А человек испытывает за совершённое им, за отданное людям. За те реальные блага, — материальные, интеллектуальные, духовные, — которые он произвёл и отдал. Это гордость за ту реальную пользу, которую человек принёс окружающим и которая одна только и оправдывает столь приятное чувство. Его, впрочем, довольно быстро перестают испытывать, но об этом позже.

Гордость-А естественным образом была сформирована эволюцией у стайных животных. Она — поощрение индивида за его действия в интересах стаи. Примерно как чувство насыщения есть награда животным за заботу о себе. Человек, как стайное животное, унаследовал гордость-А, но ввиду взрывообразного развития интеллекта сильно гордость-А проапгрейдил, наделив её рядом дополнительных нюансов и оттенков. Животные, есть подозрение, чувство гордости осознают в некотором зачаточном состоянии (это можно, например, наблюдать у собак, когда они в явном виде демонстрируют хозяину радость, выполнив что-то для хозяина полезное). У человека всё хитрее: гордость-А из чисто инстинктивной реакции превратилась в основу культуры и идеологии.

Гордость-Б граничит с гордостью-А и вырабатывалась она похожими эволюционными процессами: стимулировала развитие индивида, принуждала не только делать здесь и сейчас, но и готовить себя к ещё большим свершениям в будущем — тренироваться. Это чувство заставляло наращивать потенциал, который животные, в отличие от людей, реализуют практически наверняка. Но вот люди по мере развития цивилизации обрели тенденцию превращать потенциал в нечто самоценное, не обязательное к реализации. Уже полвека, например, модно гордиться полученным, но никак не используемым образованием. Временами доходит даже до того, что использование образования во благо считается чем-то позорным. Такое впечатление, с точки зрения ряда граждан, получивший образование должен просто по этому факту ставиться на полное довольствие и делать вообще больше ничего не обязан. «Я с дипломом — пляшите вокруг меня». Прочитанная книга, изученный вопрос сам по себе уже преподносится как некоторая заслуга, которой сторонний наблюдатель не только обязан восторгаться, но, не исключено, чуть не оплачивать её должен.

Оно понятно, когда учёный со степенью считает себя адски крутым. Чуть менее понятно, когда со своей степенью он занимается заведомо бесполезной ерундой, которая как максимум удовлетворяет его любопытство и любопытство пары его коллег. Нет, в качестве хобби — пожалуйста, но ведь за это ещё и зарплату требуют. Однако тут можно закрыть глаза, стиснуть зубы и предположить, что эта бесполезная ерунда (типа подсчёта количества уменьшительных суффиксов в стихах Пушкина и их корреляции с запятыми в прозе Достоевского) когда-нибудь таки откроет человечеству путь к самым верхним вершинам и особенно сильно углубит широту его, человечества полёта. Гипотетически такое возможно, хотя и крайне маловероятно.

Однако человек со степенью, который вообще ничем не занимается, очевидно, никуда и никому путь не проложит. Что не мешает ему страшно гордиться собой и требовать за означенное образование себе преференций. Нередко можно услышать: «этот вон — сантехник, быдло, то ли дело я с двумя высшими — филолог и экономист». Оный филолог-экономист при этом не разрабатывает новую экономическую мега-теорию и даже не считает какие-нибудь суффиксы, а торгует магнитофонами, скажем.

Сходным образом проявляется и другая разновидность гордости-Б: «я когда-нибудь сделаю». Человек прочитал какие-то книги, вроде бы изучил какие-то вопросы (иногда, впрочем, даже не изучил и не прочитал, но мысленно пообещал себе это сделать), однако к непосредственной деятельности не приступил. Он вот-вот приступит. Он собирается приступить. Но требует себе бонусов уже прямо сейчас. Хотя бы в виде уважения и обожания. Вроде бы его нельзя уличить во лжи: чисто технически он может. Он действительно в курсе. Но гордится он несшитой шубой из шкуры неубитого медведя. У него эдакая «гордость впрок». Обоснованная, но потенциальная, а не реальная.

В отличие от носителей гордости-А, носители гордости-Б куда как более активно пропагандируют собственное величие. Гордость-А ведь предполагает не столько оценку от окружающих, сколько самооценку, причём, не в плане обсасывания мысли «как же я крут», а в плане чувства исполненного долга. Гордость-Б же, хоть и связана в том числе с высокой самооценкой (вот тут уже как раз вида «я — крут»), но без внешней подпитки очень быстро перерождается в неудовлетворённость. Как и каждую сомнительную вещь, её надо постоянно подтверждать извне. Поэтому носитель гордости-Б крайне озабочен поиском себе комплиментов. Он зачастую требует особого к себе отношения, пиетета, знаков внимания и так далее.

Если гордость-Б проявляет себя в эволюционно-созидательном ключе, то она довольно быстро перерождается в стремление к гордости-А. Гордость за нереализованные навыки сменяется муками нереализованных навыков, что сподвигает к скорейшей их реализации. Увы, обстановка сейчас всё больше располагает в первому ключу, а не ко второму — к провозглашению навыков самоценными и бесконечному самоупоению ими.

Собственно, со стороны действительно непонятно, с чего бы быть за что-то благодарным носителю гордости-Б. Слабые духом, конечно, впадают в некоторую очарованность кругозором (поскольку у них нет не то, что поводов для гордости-А, но и даже поводов для гордости-Б), но в большинстве своём гордецов-Б числят хвастунами и к стопам их не припадают. Что, конечно, первых очень злит и провоцирует на яростные баталии по теме «ты меня уважаешь?».

Гордость-А, напротив, почётна с полной очевидностью. Тут у человека действительно есть повод для гордости: он полезен обществу. И у общества есть повод эту полезность ценить. Гордость-А — двусторонняя. Обществу полезен индивид, а индивид ощущает свою полезность. Реальную полезность, что важно. Собственно, гордость-А, можно сказать, единственная реальная гордость. Заслуженная в социуме, а не где-то в глубине собственного воображения.

У человека имеется не только сама гордость, но и потребность к ней. Человек алчет гордости. Но когда другие факторы — лень, из которых главный, — не дают заполучить себе даже хотя бы гордость-Б, человек вымышляет себе гордость. Эта гордость-В — пустое бахвальство. Человек приписывает себе заслуги, которых у него реально нет, придумывает себе несуществующее образование и навыки, пытается поучать окружающих, не разбираясь в вопросе — что угодно, только бы создать в глазах окружающих иллюзию наличия у него реального повода для гордости. Самый малый отклик со стороны одураченных уже как глоток воды для страдающего от жажды, если не глоток воздуха задыхающемуся. Если удалось заполучить хотя бы пару поверивших мошеннику, человек подсаживается на гордость-В и даже не помышляет об ином. Ему не нужно ни образование, ни тем более какие-то там услуги обществу. Вешать лапшу на уши по теме собственного величия — вот что нужно. И вслушиваться в придыхания, с которым произносят его имя те двое несчастных.

Конечно, когда носитель гордости-В вырывается из созданного им же мирка двух его почитателей на широкие просторы, первым делом его ожидает мощный удар со стороны реальности. В реальности почти никто не ведётся на его очковтирательство. Ну или ведутся — эпизодически, однако быстро понимают, что к чему, и как и все остальные посылают гордеца-В в соответствующее обстоятельствам место. Многих такое отрезвляет и они, оправившись от ударов, что-то в себе меняют или хотя бы пытаются изменить. Другие ищут более изощрённые способы вранья, либо же сортировки потенциальных лохов — достаточно легковерных для чуть более продвинутых методов обмана. Бывает, удар оказывается настолько силён, что человек обретает ту или иную степень помешательства и пополняет собой ряды искателей НЛО, изобретателей вечных двигателей или целителей кармы.

Наиболее чудовищная форма гордости, тем не менее, это — гордость-Г. В жизни ведь почти всегда присутствует хотя бы некоторая доля справедливости, что приводит к вознаграждению ценных членов общества. Это вознаграждение является следствием их вклада в общественное благосостояние, который, в свою очередь, является причиной гордости-А. Однако зачастую вклад не виден, а видно только непосредственно вознаграждение. Это вознаграждение принимается за источник гордости-А, хотя она-то как раз проистекала из предшествующего процесса — вклада. Человек выстраивает для себя закономерность: «было вознаграждение — вознаграждённый крут». И эта закономерность побуждает его гордиться потреблённым.

Человек извращает самую суть гордости: она — за отданное другим. Даже не просто искажает, он инвертирует суть. Повод для гордости видится ему во взятом, а не в отданном, хотя это противоречит всем законам сохранения: ты ж и так взял, куда тебе ещё одна добавка — гордость? В случае гордости-А ещё понятно: ты отдавал, а гордость была тебе компенсацией, — но ты ж брал? В современном обществе этому, самому чудовищному виду гордости несть числа. Люди уже практически не хвастаются сотворённым или на худой конец для себя познанным. Вместо этого со всех сторон: у меня такой вот автомобиль, у меня такой вот телефон, а я себе шубу купила, а вот мне путёвку подарили, я сто рублей на дороге нашёл, вот я молодец-то! Что печально, в этом уже никто не видит противоречия. Уже ладно, что стёрлась грань между гордостью-А и гордостью-Б, уже фиг с ним, гордость-В многим кажется предпочтительней, но самое опасное: гордость-Г в глазах граждан достойнее гордости-А. Производящий и созидающий — лох (разве что он производит перформансы — вот это да, дело). Раздающий созданное — не только лох, но ещё и дебил наверно. Зачем раздавать, когда надо хапать? Гляди, я вот какую мега-хреновину себе урвал!

Ничтоже сумнявшись один хвастается другому полученным от общества и тот смотрит на первого с уважением: эвон какой крутой! Но увиденный акт бескорыстия или даже просто созидания порождает лишь недоумённый взгляд: а зачем тебе? Даже некоторая жалость в этом взгляде просвечивает. Дескать, что ты с этой фигнёй всё носишься, смотри, вон, Васька на целую виллу себе уже наворовал. А Васька и сам собой доволен. Горд собой Васька. Вон он дом — моя заслуга. А твоя где? Если ты такой умный, то где твои деньги?

Что интересно, даже если денег у «такого умного» достаточно много, всё равно неявно подразумевается, что если бы тот «завязал со всей этой ерундой», то денег стало бы ещё больше. И, соответственно, поводов для гордости тоже изрядно бы прибавилось. Одно ж дело с тридцатью тысячами на кармане, а совсем другое — с шестьюдесятью. Почти каждому понятно, кто сильнее гордиться должен.

Но, по счастью, эволюция хитра до безобразия. Носители гордости-Г если и не будут выкинуты как паразиты, то изведут себя сами. Стаи, собранные из таких особей, почти нежизнеспособны. Каждый ведь хочет взять, но ни один не хочет отдать. Рано или поздно всё этого приведёт к распаду стаи и гибели оказавшихся в одиночестве индивидов. Гордость-А ведь не с потолка упала, нет, она сплачивает, подпитывает «стаю». Самую главную стаю — общество. Количество паразитов в обществе не может равняться полному количеству участников: не на ком паразитировать будет. И даже двум третям не может равняться.

Самый-самый смысл механизма гордости — в жизни для общества. На его благо. Пусть не вся жизнь индивида сводится строго к принесению пользы обществу, но значительная часть должна быть посвящена именно этому. Именно это — залог успеха как общества, так и жизни каждой его составляющей, вплоть до индивидов. Гордость-А отражена практически во всех религиях. Она — основа любой конструктивной (и потому постоянной) идеологии. Она же — основа коммунизма.

И при этом, она — лишь переходной этап. Сделанное для других, сотворённое лишь на ранних стадиях приводит к всплескам чувства гордости-А, через некоторое время эта стимуляция исчезает. Само сотворённое, желание делать и давать это другим со временем становится самоценным безо всякой гордости. Оно начинает восприниматься ровно так же, как просмотр фильма или прочтение книги, но только более сильно что ли. Уже всё реже встаёт вопрос: а зачем? А что они мне? Оно как-то всё само. Оно как-то очень естественно. И ненапряжно, в общем-то. Ты делаешь что-то другим и такое тебе в радость. Это раньше тяжело было, поэтому гордость-А тебя стимулировала, но теперь легко.

Есть мнение, коммунизм настанет в тот момент, когда у всех людей Земли всё будет ощущаться примерно так. Такое ощущение — не идеализация. Оно вполне реально. Можно спорить, когда именно оно настанет у всех, но у отдельных людей оно уже настало. Причём, тысячи лет назад уже настало. Рано или поздно именно эти люди, как особо полезные для своих «стай»-социумов чисто эволюционно вытеснят всех остальных. Которые, конечно, заботятся о себе и не лезут на амбразуру, но… Пчела, которая не жертвовала собой для защиты улья тоже ведь, казалось бы, имела больше шансов выжить и оставить потомство, чем те дуры, которые улей защищали. Видим ли мы сейчас массы пчёл-индивидуалистов? Они ли выжили в эволюционном процессе?

Да, в стаях волков и обезьян имеет место не только взаимовыручка, но и подавление одних другими. Но есть ли стаи без взаимовыручки? Без совместных действий? Где всем на всех наплевать? Или хотя бы половине? Где каждый «гордится» только тем, что лично он сожрал, образно говоря? Быть может, такие на короткий срок и появлялись, но все повымерли.

Людей, вот, после массового внедрения коллективизма уже за шесть миллиардов. И вымирают среди них, надо отметить, тоже далеко не те социумы, где индивидуализм не развит.

Возможно, увы, в результате эволюции вымрет именно наше общество. То самое, которое поддалось вброшенным «вирусам» индивидуализма. Которое радостно приняло для себя гордость-Г как основной ориентир. Такой сценарий весьма вероятен. Взгляните, наиболее активно проповедовавшие нам извне гордость-Г в своих-то обществах пропагандируют именно гордость-А. «Не спрашивай, что страна сделала для тебя, спрашивай, что ты сделал для страны» — это оттуда, из Штатов. Это не маргинальный коммунист сказал, а их президент Кеннеди, на которого до сих пор все равняются. «Плюй на всех и живи для себя» — экспортный вариант.

Конечно, в далёкой перспективе невозможно вбросить всем вокруг гордость-Г, но самим ей не заразиться. Всё-таки не только индивиды между собой взаимодействуют, но и социумы. И среди них в той самой далёкой перспективе внутренний паразитизм либо всех угробит, либо искоренится. Но лично я считаю, что нам неплохо бы войти в число тех, кто не будет отсеян на самом первом этапе.



Все поводы для гордости.

По поводу Гордости-Б. А вот взять военных. И даже можно не кадровых - а тех, кто отлужил срочную службу. Например, в ВДВ. Два года там служил, демобилизовался - и больше к ВДВ отношения не имеет. Работает, семья, дети, все такое. Тем не менее - гордость за свою службу в ВДВ - есть. Гордость, что стал десантником. А "стал" в этом случае - это как раз получил специальное образование, специальную подготовку, но никак ее в жизни не использует. Тем не менее гордиться? Зря, спрашивается? Нет, не зря. Потому что - если завтра, вдруг, война, эта подготовка пригодится. Для общества в целом пригодится. То есть, получается - что это нормально - гордиться наличием подготовки, никак не используемой в обычной жизни. Наличие такой подготовки - ценно для общества. Есть чем гордиться, короче )

Подготовка почти в любом деле для общества крайне ценна. Но надо понимать, что подготовка — это подготовка. Когда ты стоишь наготове, чтобы тушить, если загорится, это одно, а если у тебя диплом лингвиста, а живёшь ты на мамину пенсию — другое.

Уж простите за саморекламу, но картинка больно хорошо иллюстрирует сказанное вами

Были такие популярные бархатно-паралоновые зверюшки даже до горбачёва по-моему. Тех которые лежали на боку - ноги кверху, подперев голову взрослые из родительской компании посмеивавшись назвали "строитель коммунизма". Навсегда в память врезалось. К чему бы это?

Первый абзац, третье предложение с конца:
"сколько создание себе эдакого ареала ценности"
Наеврное имелось ввиду "ореола"?

Re: Ответ на вашу запись...

О, блин. Да.

(Удалённый комментарий)

Re: Ответ на вашу запись...

Да. Особенно на эту. Эту я вообще в три часа ночи писал.

Спасибо за статью. Лекс, тебе тут можно на орфографические ошибки указывать?

Просто нечего сказать,

кроме "спасибо".

Все же продукт едва ли может быть единственным критерием, да и вообще при капитализме, в котором денежные потоки всецело определяют "ценность" для общества какой-либо деятельности, ввести внятные критерии очень сложно. Скажем, есть два конструктора в двух фирмах, которые проектируют продукт, и они переизобретают находки друг друга, потому что, скажем, промышленный шпионаж у них не налажен. Они как — делают полезное дело? Или половину дела? Общество от того, что их двое, больше не получает.

В то же время открытость стандартов, разработок и производственных цепочек, легко достижимая уже при социализме, позволяет каждому более-менее справедливо оценивать свою роль в производстве общественного блага.

С еще более творческим трудом немного сложнее — полезность нельзя оценивать сразу. Кто-нибудь двадцать лет исследовал суффиксы, никто особо его работой не интересовался. А потом вдруг рраз, и все поняли, что это же начало нового вида искусства или жанра хотя бы, тут же миллионам людей этот жанр понравился — а все в результате труда отца-основателя. Кормить его или не кормить? Уважать или не уважать? При коммунизме просто: кормить, уважать, когда заработает признание. При социализме сложнее. При капитализме вообще непонятно.

> С еще более творческим трудом немного сложнее — полезность нельзя оценивать сразу.

Да говори сразу - "Все сложно и непознаваемо!!!!"

Как-то хочется построение нормального общества уже из существующей цивилизации. А то эволюционный отбор по цивилизаций рискует затянуться на миллионы лет.

Re: Ответ на вашу запись...

В социуме он весьма быстро идёт.

> Пчела, которая не жертвовала собой для защиты улья тоже ведь, казалось бы, имела больше шансов выжить и оставить потомство, чем те дуры, которые улей защищали.

Пчелы-рабочие не оставляют потомства. У всех пчел в улье одинаковый генотип. Поэтому с эволюционной точки зрения пчелиный улей - единый организм.

И еще мне думается, что биологический смысл гордости-Г - в выстраивании в стае ранговых отношений, которые в конечном счете связаны с половым отбором. Т.е. гордость-Г так же естественна, как гордость-А. Типа, диалектика.

Re: Ответ на вашу запись...

Внутренний голос подсказывает, что сразу самозародиться в виде полностью оформленного роя пчёлы не могли. Поэтому их предки на каком-то этапе таки участвовали в индивидуальном размножении (чему, кстати, сохранились подтверждения и у современных пчёл — зародыши до некоторой стадии развития идентичные и разделяются по специальностям уже на более поздних стадиях).

1. Так эта хитрая до безобразия эволюция-то идёт не только МЕЖДУ обществами, но и внутри них на всех уровнях: от социальных групп размерами в миллионы человек до социальных групп, состоящих из пяти человек. И, стало быть, не будет в будущем умерших обществ и обществ, движущихся вперёд с ускрением. Будет примерно тот же кипящий суп, в котором мы живём и сейчас. И отличие Неизбежного Светлого Будущего, предсказываемого ИУИ, от того, что мы имеем сейчас, заключается в том, что кипение этого супа приобретёт более высокий градус, что в Ваших формулировках означает сокращение времени полураспада социальных групп любого размера, в которых преобладает паразитизм и Г-гордость.

2. Думаю, что ВСЕ виды гордости, о которых Вы пишете, (и Г-гордость тоже) являются не случайными флуктуационными отклонениями, а органическими, естественными мотивационными компонентами эволюции. А локальное повышение их концентрации в некоторых социальных группах - вот это флуктуации. Не сколько необходимые, сколько неизбежные. Издержки.

3. Учёный, удовлетворяющий любопытство трёх людей на планете, включая себя, на самом деле удовлетворяет любопытство Космоса. Не может быть вообще никаких разговоров про условную, стратегическую или какую-нибудь другую полезность их деятельности. Как бы мы эту полезность ни оценили, содержать этого учёного мы должны не потому, что он полезен. И вообще не почему. Просто должны. Иначе смысла не было бы. "А он есть"(с).

Отлично!
с вашего позволения, перепощщщУ себе.

+10000
Статья как всегда прекрасная! Подписываюсь обеими руками.
Но...

"Пчела, которая не жертвовала собой для защиты улья тоже ведь, казалось бы, имела больше шансов выжить и оставить потомство, чем те дуры, которые улей защищали. Видим ли мы сейчас массы пчёл-индивидуалистов?"

Кажется мне тут некоторая неточность. У пчёл жёстко структурированное общество. На биологическом уровне. Те кто оставляют потомство сильно отличаются от защищающих улей. Специализация.
Наверное, стОит заменить пчёл на других животных. Данный пример не показателен.
IMHO, разумеется.

Re: Ответ на вашу запись...

Тут где-то рядом про пчёл уже есть.

Интересно, спасибо.
Вообще, индивидуализм - страшная вещь для социума.

За красным рассветом - розовый закат

"Но, по счастью, эволюция хитра до безобразия. Носители гордости-Г если и не будут выкинуты как паразиты, то изведут себя сами. Стаи, собранные из таких особей, почти нежизнеспособны. Каждый ведь хочет взять, но ни один не хочет отдать. Рано или поздно всё этого приведёт к распаду стаи и гибели оказавшихся в одиночестве индивидов. Гордость-А ведь не с потолка упала, нет, она сплачивает, подпитывает «стаю». Самую главную стаю — общество. Количество паразитов в обществе не может равняться полному количеству участников: не на ком паразитировать будет. И даже двум третям не может равняться."

Сколько-нибудь крупные сообщества без паразитов тоже нежизнеспособны, ибо они не имеют иммунитета к таковым. Это одна из причин нереализуемости коммунизма в частности и рая на земле в общем.

Писал по другому поводу, но тут, наверно, будет уместно.
В социуме борются две тенденции - расширение и защита от чужаков (паразитов). Более крупный социум эффективнее более мелких, у него бoльше свободных ресурсов и он побеждает в конкурентной борьбе.
Но более крупный социум имеет и недостатки - более высокая вероятность появления паразитов как среди элиты, так и среди рядовых членов социума. Высокий уровень паразитизма может легко поглотить ресурсы, полученные за счет укрупнения социума. А паразитизм на уровне правящей элиты приводит и к лавинообразным распадам социума на несколько конкурирующих.

Отчасти общество пытается оградить себя от паразитов - путем установления общих законов поведения и барьеров, как гласных, так и негласных, и слежением за их выполнением. Но лишь отчасти - количество паразитов неуклонно растет, пока не достигает некоторых разумных пределов - и тогда в обществе развивается кризис. Низы не хотят, верхи не могут. Кризис может принять разную форму - революция, распад, чистки, поглощение - и как правило, черезвычайно болезненный. И после процесс повторяется. Чем сплоченнее общество, тем больше период, тем лучше общество готово к очередному витку. Но конец всегда неизбежен, и за рассветом приходит закат

Хм... Не рассмотрен такой аспект: человек что-то совершил в области "А" и имеет вполне законные основания для гордости типа "А". Однако, область его деятиельности не орграничивается простой буквой "А", а немного шире и имеющееся образование, а также совершенное в области "А" создает все предпосылки для гордости типа "Б". Но, дальше-больше, вспоминая поговорку: "Талантливый человек талантлив во всём" человек начинает испытывать позывы к гордости типа "В". Допустим, талантливый мелиоратор успешно провел орошение поля колхоза "Грезы Ильича" в среднем нечерноземье за что честь ему и хвала. Однако полученное образование позволяет ему весьма обоснованно говорить о том, что он может потянуть и проект межколхозной ГЭС имени героически убиенного во время обобществления скота первого председателя колхоза "Явь коммунизма", 25-ти тысячника Климченко А.В. С третьей стороны, успешный мелиоратор и потенциальный гидростороитель с полным основанием может судить о уровне спевки хора народных перелесских напевов под руководством рекордсменки машинных удоев на аппарате "Ёлочка" Морозовой Евдокиии. И всё вроде правильно.
Как-то так.