?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост поделиться Следующий пост
Про платное образование при Сталине
lex_kravetski
От слухов о реформе образования граждане, конечно, сильно напряглись. Я и сам напрягся, хотя понимал, что рано или поздно такое случится: нефиг при переферийном капитализме столько образованных иметь. Однако часть граждан, из числа не товарищей, само собой, начала искать способы доказательств, что, дескать, это не плохо, а даже и хорошо. Или, по крайней мере, не хуже, чем раньше. Причём, под «раньше» желательно бы понимать СССР. Ибо подсознание-то подсказывает: если с колбасой в СССР, быть может, не всё шоколадно было, простите за каламбур, то с образованием-то…

В общем, надо срочно доказать, что в СССР как раз с образованием было всё хреново. Чтобы реформа по крайней мере не выглядела беспрецедентным сливом всего и вся. Ну и тут, как не вспомнить: при Сталине тоже было платное образование!!! Ну, типа, «ваш любимый Сталин-то ещё хуже, да». Ну или, как вариант, «а это они по стопам вашего любимого Сталина идут».

Кое-кто даже разыскал соответствующее постановление и радостно его выложил. С идиотскими, как водится, комментариями. Вида: а это специально быдло от образования отсекли. Не вполне ясно, правда, как же это отсечённые от образования граждане в регулярном порядке перетекали из деревни в города на заводы, и откуда бралось такое количество учёных и инженеров — быть может, меньшее, чем в нескольких самых развитых странах мира, но заведомо большее, чем в Российской Империи. Хотя такие вопросы не должны беспокоить свободомыслящих. Противоречия только подтверждают верность тезисов.

Например, нацисты в регулярном доказывают коммунистам, что Октябрьская Революция была жидовской. Либералы при этом доказывают коммунистам, будто большевики специально занимались истреблением евреев и вообще разводили безудержный антисемитизм. Казалось бы, чего вы нам-то доказываете? У вас друг с другом явное противоречие: развёрнутые на сто восемьдесят градусов тезисы. Но нет, нацисты и либералы между собой по данной теме не спорят. Это строго для спора с коммунистами.


Так вот, соответствующее постановление. Его, значит, выкладывают. Оно, значит, есть. В свободном, значит, доступе. Давайте зачтём?

№27 от 26 октября 1940 года
Постановление №638. (стр. 236-2374 237-238).
стр. 236-237
«Об установление платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий.»

Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признает необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся и в связи с этим постановляет:
1.Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9, и 10 классах средних школ и высших учебных заведениях плату за обучение.
2.Установить для учащихся 8-10 классов средних школ следующие размеры платы за обучение:
а) в школах Москвы и Ленинграда, а также столичных городов союзных республик – 200 рублей в год;
б) во всех остальных городах, а также селах – 150 рублей в год.

Примечание. Указанную плату за обучение в 8-10 классах средних школ распространить на учащихся техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений.
1.Установить следующие размеры платы за обучение в высших учебных заведениях СССР:
а) в высших учебных заведениях, находящихся в городах Москве и Ленинграде и столицах союзных республик, – 400 рублей в год;
б) в высших учебных заведениях, находящихся в других городах, – 300 рублей в год…

Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР В. Молотов
Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров СССР М. Холмов
Москва, Кремль. 2 октября 1940г. №1860.


Перво-наперво с удивлением выясняем, что это не Сталин, это Молотов. Но не суть, всем же ясно, что Сталин лично ведал всеми вопросами в стране, а Молотов — это его шестёрка. Однако вскрываются и другие удивительные вещи. Оказывается, платное образование вводилось, но при этом не всё образование становилось платным. Средняя-то школа, как была бесплатной, так и оставалась. Причём, для всего населения СССР. Причём, таковой школы до большевиков просто не было. До большевиков из доступного для всех образования имелись только церковно-приходские школы и учили там чтению, письму, простейшей арифметике и закону божьему. При этом примерно каждый второй по результатам не имел даже таких навыков.

При большевиках положение изменилось радикально и к пресловутому 40-му неграмотных было менее десяти процентов от населения. При этом значительная часть грамотных не просто умела читать и писать, а обладала средним или высшим образованием.

Уже поэтому никак нельзя сказать «а вот Сталин так же делал». Нет, собирательный «Сталин» вывел катастрофически безграмотное население на уровень грамотности ведущих государств мира.

Но всё же как быть с платой? Это же серьёзно — сделать бесплатное обучение платным!

Тут тонкость. Как уже говорилось, «Сталин» сделал платным обучение, которое сам же и создал. Причём, создал недавно — нынешним же реформаторам досталась система, в рамках которой высшее бесплатное образование существовало уже полвека.

Поголовное начальное образование удалось наладить к концу двадцатых. Поголовное среднее — к середине тридцатых. Из чего, как легко догадаться, следует: подготовительное к высшим учебным заведениям образование (те самые три старших класса) в 1940-м было только ещё на стадии становления. Его никак нельзя счесть давно существующим, которое неожиданно вдруг сделали платным. Собственно, тридцатые были периодом становления школы, причём, весьма быстрого становления. И введение платы за обучение в старших классах, по сути, было причиной того, что только что введённое социальное благо банально не смогли с наскока осилить. Ведь, надо помнить, в конце тридцатых стало вполне очевидно: будет война. Страна усиленно занялась подготовкой к ней, поэтому планы по скорейшему введению ещё и высшего бесплатного образования пришлось отложить.

После войны и восстановительного периода высшее образование тоже стало бесплатным.

В постановлении оговаривается, кроме всего, размер оплаты. За старшие классы 200 рублей за год в столицах и 150 в остальных местах. За вузы 400 рублей за год в столицах и 300 вне их. Много это или мало?

Средняя зарплата рабочего в 1940-м году была порядка 350-и рублей. За месяц. Не за год. В месяц за обучение одного ребёнка в старшей школе, таким образом, рабочий отдавал 200/(350 * 12) = 1/21 средней зарплаты . То есть, по нынешним меркам это — 850 рублей. За обучение в институте — одну десятую. Много это или мало? Тут есть нюансы. Сейчас это много. Тогда это — мало. Почему так? Потому что важен ещё и уровень обязательных ежемесячных трат — квартплата, медицина и т.п. Именно они определяют, какой процент зарплаты является «свободными деньгами» — теми, трату которых можно варьировать.

Что характерно, все понимают: сейчас в качестве оплаты будут брать совсем не 850 рублей. 850 рублей сейчас — один визит ко врачу в платной клинике. К терапевту — не специалисту.

Так что, да, сравните собирательного «Сталина», отстроившего систему образования чуть не с нуля и предложившего временно оплачивать самый верхний её фрагмент на довольно мягких условиях и то только в преддверии большой войны, с современными реформаторами, грезящими об оплате даже начального образования, выходящего за рамки церковно-приходской школы, которым вся система образования досталась в уже пятьдесят лет как готовом виде.


Сказка про "платное образование при Сталине" - именно сказка.
Брали доплаты только в старших классах
(на доплату педагогам высокой квалификации,
которая нужна для преподавания наук старшим,
которые так в школу бы не пошли).
Действовала система доплат недолго.
Сумма этих доплат, взвешенная по тогдашней средней зарплате -
это примерно столько в год, сколько сейчас собирают на выпускной вечер ..

О чем разговор вообще?

(Удалённый комментарий)
Ключевым в статье для себя выделил следующее: "1/21 средней зарплаты и ... уровень обязательных ежемесячных трат"

Спасибо за статью и разъяснения.

Самое главное-то другое: старшие классы, в которых было платное образование были только в городах.
А колхозники не могли туда посылать учиться детей, т.к. паспортов-то не было :)))

Простым и изящным движением село ставили на место: на место у навозной кучи.
Да, была армия для мужчин как способ вырваться из колхозного рабства.
А для женщин - крути хвосты коровам...

Вот дополнительно и гендерная дискриминация.

Моя бабушка (1928 г.р.) отучившись в сельской школе, спокойно поступила в техникум и сделала неплохую карьеру, став главным инженером довольно крупного завода.

(Удалённый комментарий)
Собственно, все это очевидные факты, странно, что вообще упоминание о том, что в СССР было платное образование может кого-то удивлять.

Вообще-то, тот факт, что образование после 7-го класса становилось платным никого особо сильно не задел, потому что большинство школ было семилетками. В стране тогда не было идиотизма обязательного высшего образования как сейчас. Поступать в ПТУ и техникумы было не западло.

Образование в ПТУ и техникумах было бесплатным, еще и стипендию платили на которую можно было жить.

Причем образование в советском техникуме можно считать равным сегодняшнему "как-бы университетскому" (МГУ и прочие ведущие ВУЗы, конечно, исключение). Если мы посмотрим историю многих современных российских ВУЗов, то они в то время как раз были техникумами. Один мой преподаватель экономики хорошо назвал этот процесс "инфляцией образования".

реформаторам досталась система, в рамках которой высшее бесплатное образование существовало уже полвека

С 1990-го года количество студентов почти утроилось, причём контрактников из них - ну процентов 20%.
Короче, систему массового высшего образования создали как раз реформаторы. Иное дело, что она оказалась нафиг не нужна, насильно знания в голову не вложишь.

Несмотря на справедливость Ваших слов, хотел бы обратиить внимание на деление этих самых студентов по специальностям. Есть подозрение, что обсуждаемый прирост чуть менее, чем полностью -- за счет бухгалтеров и менеджеров. И еще юристов, наверное.

Edited at 2010-04-03 11:48 (UTC)

(Удалённый комментарий)
Вам там толковый математик не нужен? Знающий,кстати, указанную разницу? :)

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)

Ну, я бы с даты начал. 1940 год. Год с лишним идёт война.

Пока без СССР, но уже ясно, что это не "германо-польская", а вполне себе мировая. И СССР избежать в ней участия не удастся. Германия, может, и не будет, наученная ПМВ, воевать на два фронта - только второй фронт более виртуальный. Может, оттянут года до 1942 - но никак не более.
И поэтому желательно уже сейчас немного ограничить число получающих среднее образование, которое "на кота широко, на собаку узко". В смысле для военного училища семилетки хватает, а получить высшее до начала войны не получится.
А вот с 1943 начали плату отменять. Что там, в 1943, было?

Re: Ну, я бы с даты начал. 1940 год. Год с лишним идёт война.

логично

Следует еще добавить, что уже в 1954 году платное образование было отменено.

Edited at 2010-04-03 11:43 (UTC)

Про современное образование:
Я недавно одного современного студента
попросил решить пару математических задач.
Он посмотрел, пришел в ужоснах,
и сказал, что не знает, как их решить.

Задачи были их моей старой тетрадки по математике
за четвертый класс школы средней школы.

Хе, тут всё дело не в знаниях, а в банальной соображалке :)

Я тут недавно помогал коллегам (тётенькам из бухгалтерии) решить пару задачек для их детишек из третьего класса
Типа "Машина 1 выезжает из пункта А в пункт Б с такой-то скоростью, а машина 2 - навстречу ей с такой-то скоростью. Расстояние между пунктами - столько-то. Через какой промежуток времени они встретятся?"
А ответ прост - достаточно сложить скорости, и поделить расстояние на полученное значение :)

К сожалению, почему-то я сам не догадался об этом с первой же секунды. Видать, соображалка тоже потихоньку атрофируется :(

Ну да - стоит просто учесть исходные условия и динамику изменений в данной сфере - и всё становится на свои места.
Но либералам кагбэ недосуг.

[Казалось бы, чего вы нам-то доказываете? У вас друг с другом явное противоречие: развёрнутые на сто восемьдесят градусов тезисы. Но нет, нацисты и либералы между собой по данной теме не спорят. Это строго для спора с коммунистами.]
У меня есть мечта. Хочу свести вместе "разоблачителей репрессий" и "разоблачителей штрафбатов".
Ведь первые говорят, будто в 30-е годы погибло так много людей, что пришлось коммунистам пришлось завышать численность населения, дабы скрыть это. Вторые же говорят, будто в Войну погибло так много солдат, что коммунистам пришлось "задним числом" занизить численность довоенного населения, дабы скрыть это (тот же Б.Соколов "находит" несколько миллионов "неучтённых" людей).

Думаю, получится аншлаг. И в полном соответствии с законами химии (реакция кислоты с щелочью), обе стороны выпадут в осадок :)

А что по ЭТОМУ поводу думаете?

Спасибо за интересные посты!

Re: Ответ на вашу запись...

> А что по ЭТОМУ поводу думаете?

А про что был тот пост, который по всему интернету уже неделю цитируют?

спасибо за интересную историческую справку

безотносительно

неделю назад был у терапевта за 150 рублей

Re: безотносительно

Это наверно была госклиника. Где вообще должно быть бесплатно.