Так вот. Первый нюанс: посыл песен. Некоторые уверены, будто то, про что поют в песне, призывается срочно делать. Если речь зашла про наркотики — срочно ширяться. Если в тексте песни рассуждается от лица гада, то этому гаду предлагают подражать. И считать строго как он. Лично меня это поражает. Ощущение, в школе вышеозначенные некоторые не учились, ничего в жизни не читали и даже мультики в детстве не смотрели. Поскольку если бы смотрели, то заметили, что в книгах далеко не все персонажи положительные. Иногда даже явно положительных персонажей нет вообще. При этом данные произведения предлагали читать даже в высокоморальном СССР. Даже в детских мультиках отрицательные персонажи были широко представлены. И им почему-то никто не подражал. Хотя они не стесняясь, прямым текстом излагали свою явно порочную точку зрения.
То ли всё это прошло мимо. То ли не заметили граждане, что одних только положительных примеров мало, что кроме как разъяснить, как делать надо, следует ещё разъяснять, как не надо. Что, вообще говоря, в книжках для взрослых и даже для не очень маленьких детей не принято (по вполне понятной причине) делать героев строго плоскими и прямым текстом писать «равнение вот на этого». И что без конфликтов с антагонизмами получается какая-то хрень, а не книжка. То ли заметили, но по непонятной причине отнесли всё это к чему угодно, но не к стихам и песням. Например, в прозе вполне нормально описывать хулиганистых детей (см. книжки про Тома Сойера), а в стихах — никак нельзя. В кино можно показать гада и подонка, а в песне изволь строго про скорое построение коммунизма петь. В романе герой может сначала грохнуть старушку, а потом терзаться угрызениями совести, а в песне если убийство упомянуто даже в переносном смысле, то это — пропаганда убийств и насилий. Это мне странно.
Второй момент: почему-то особое внимание уделяется жизни рок-музыкантов. Те, дескать, жили свиньи свиньями, а раз так им будут подражать, а раз эдак, то вся их музыка — вредна и порочна. При этом снова то ли в школе не учились, то ли ушами хлопали. Вроде всем рассказывали про жизнь всяких там поэтов. Все должны быть в курсе, как Тургенев бегал за женатой тётенькой, причём, не только в России, но и по заграницам, что Достоевский просаживал кучу денег в карты и даже весьма нехило побывал на каторге (по политическим причинам, но не суть). Все должны быть в курсе, что Маяковский самоубился. А стоило самую малость посмотреть вовне школьной программы, так можно было и ряд других ценных сведений об этих авторах нарыть. Каким пошляком и бабником был Пушкин. Какими психом был Есенин (тоже, к слову, самоубившийся по официальной версии). Какие вещества и жидкости активно употребляли другие поэты с писателями. Но, о чудо, в советских школах их произведения почему-то всё равно проходили. Не опасаясь толп подражателей, по примеру кумиров вешающихся на батареях или проигрывающих свои обеды в карты.
Граждане по неясной причине не обращают внимания, что из сотни тысяч рок-музыкантов по телевидению и радио обсасывают жизнь пары-тройки десятков. И что половина этой группы — явные однодневки. И что про остальных половину высасывают из пальца. И что, вообще говоря, это не столько в музыкантах проблема, сколько в телевидении и радио.
Среди музыкантов тоже изрядно алкоголиков с дегенератами, однако их даже среди физиков в наличии. При этом никто не призывает выкинуть всю физику нафиг. Ну или хотя бы выкинуть нафиг всю литературу — уж бухающих литераторов точно как грязи.
Тут мы подходим к третьему нюансу. А именно к пропагандируемым ценностям. Как мои читатели уже должны подозревать, пропаганда повсюду. Практически в любом произведении есть пропаганда. Однако же пропаганда сама по себе не является злом. В том числе, зарубежная. Например, пропаганда здорового образа жизни — отличная штука. Не всякая пропаганда, кроме того, является политической и, тем более, антисоветской. Да, если в произведении затронута тема политики, то в нём есть политическая пропаганда. При этом, если тема не затронута, политической пропаганды в произведении может и не быть. Более того, на Западе, во-первых, есть довольно суровая цензура (хоть и выглядит она не так, как в СССР), во-вторых, цель разрушить собственное общество там не стоит. Поэтому широким массам исполнителей с деструктивной идеологией поставляют малыми дозами — слишком много фильтров на пути. Один-два клоуна (см. Курт Кобейн) могут иметь место быть (как коммерческие проекты), но сотни деструкторов просто невозможны. Их отсекают на всех уровнях и, хоть на Колыму не ссылают, однако поиметь сколь угодно заметную аудиторию таким нереально.
На произведения музыкантов и прочих для начала наклеивается бирка с рейтингом. До которого возраста сиё слушать нельзя, она показывает. В некоторых особых случаях требуют замены обложки или запечатывания её в непрозрачную обёртку (чтобы дети даже случайно это дело не увидели). За пропаганду расизма или наркомании можно вообще загреметь в тюрьму. За адские погромы в ресторанах и гостиницах, не чета нам, тоже посадят — не будут смотреть, рок-звезда ты или кто. Это — государственный барьер. А есть ещё и другие. В том числе, родительский: не покупать детям для них непредназначенное.
По телевизору мат исключён — запикивают или вырезают. На кабельном канале иногда могут пропустить, но не на каналах общего вещания. По радио та же картина. Помнится, радиоведущий Говард Стерн пытался ругаться в эфире. И имел с этого постоянные проблемы (правда, популярность себе снискал). Голый зад, само собой, тоже не покажешь. И вены себе вскрыть не поагитируешь. И это — сейчас. В шестидесятых и семидесятых же, когда рок расцветал, размах цензуры был такой, мама не горюй. Местные штатовские «комсомольцы» почище чем в СССР на улицах ловили и волосы обстригали. Жгли пластинки. Чуть не крёстные ходы устраивали. И всё это даже за крайне безобидные тексты. Кто-то случайно поставил под сомнение существование бога. Кто-то сказал «чёрт» в прямом эфире. Кто-то рубашку на концерте задрал и якобы показал член (никто не видел, но заподозрили). Арест минимум. А то и тюрьма.
По этой причине разгул и разврат в рок-музыке широко представлен только по меркам бабушек (для которых, если парень с девушкой фигурировали в одной и той же песне, то это — порочный секс). Равно как и мега-насилие. Да-да, мега-насилие в песнях преимущественно детского уровня: я весь такой в доспехах и с мечом скачу в бой.
Далее. Сами пропагандируемые ценности. Чужды ли они нам. Нет не чужды. Ценности, если дело не касается политики, те же. Причём, более те же, чем сейчас в нашем телевизере. Семья — хорошо. Наркотики — плохо. Убивать — плохо. Дружба — хорошо. Измена — плохо. Любовь — хорошо. Само собой, в формате мистера Мэки про всё это даже детям втереть затруднительно. Поэтому сюжеты побогаче, а анализ поразветвлённее. Но в среднем, оно вот так. Можно пофилософствовать на тему «зачем быть вместе, если нет любви», можно написать текст про маньяка-убийцу, однако первое — для раскрытия метаний души, а второе — художественная литература. Маньяк там ни разу не ассоциируется с автором и ни разу не выступает примером для подражания. И мало кто из музыкантов в здравом уме будет публично выступать за маньяка. Спорные темы могут освещать с разных сторон. Кому-то братство людей подавай, а кого-то наоборот диктат общества, погрязшего в стереотипной морали, тяготит, но вот основное трогать нельзя.
Про борьбу с системой. Это тоже есть. И это во многом — политическая борьба. Но преимущественно (процентов на 99) не против СССР и социализма, а против тамошних местных реалий. Или против реалий общемировых: коррупции, безработицы, войн и т.п. В большинстве случаев даже, если речь заходит о тоталитаризме, то и это снова не про СССР. Это обратно про их общество. Нам это, обратно, на руку.
Первый же набор ценностей очевидно нам на руку по-любому. Это — ценности, без которых общество вообще нафиг гибнет. А поскольку зарубежные рок-музыканты творят преимущественно для родных зарубежей, а не для советских граждан, то и пропагандировать деструктивное для общества им никто не даст.
Есть ли исключения? Да, есть. Во-первых, небольшая подгруппа чисто коммерческих проектов, где ставка сделана на эпатаж (музыка при этом в основном убогая). Во-вторых, небольшая группа проектов, где самим музыкантам нравится эпатировать. В-третьих, небольшая группа юмористов. В-четвёртых, небольшая группа отморозков. Тут надо понимать, что первые три группы это делают несерьёзно в принципе. Причём, третья из них этого даже не скрывает. Первая группа не является проблемой музыки как таковой (ибо не будь рока и попа, те же самые модели заюзали бы для классики, прецеденты, что характерно, были). Вторая же и особенно четвёртая группа, быть может, действительно проблема, но, повторюсь, процентное их отношение весьма мало́. И из-за таких явлений, кроме того, присутствующих вообще во всех сферах культурной и общественной жизни, ставить крест на всём жанре в целом, это как закрыть комсомол из-за проникновения туда горстки дебилов. Дебилы, надо отметить, от такого никуда не денутся. Равно как и коммерческие проекты.
Вот реально, те, кто жалуется на грязное бельё рок-музыкантов в телевизорах, попробуйте вспомнить хотя бы двадцать имён из числа тех, чьим грязным бельём перед вами трясут. ОК. Кобейн, Мадонна, Мэрелин Мэнсон, Мик Джаггер, Джимми Пейдж, Элтон Джон, Фредди Меркури… Э-э-э… Последний умер уже давно. Как и Моррисон. И Кобейн. Пейдж уже лет двадцать не хулиганит. А про Элтона, так разве что о его голубизне вспоминают. Ну чего, наберёте хотя бы двадцать имён? Я вам при этом назову других имён десятки тысяч — и это только из того, что слушаю сам лично. И про большинство из них ни вы, ни даже я не слышали вообще ничего. Про них захочешь, сведений не найдёшь. Тогда с хрена ли? Даже если этот десяток настолько отвратителен, что телевизионщики просто не могут молчать, остальные-то вам чего сделали? Или это, давайте на основе параноидальных проявлений Моцарта и подозреваемой голубизны Чайковского, чего там, не только их музыку, а всю классику разом тоже выкинем? Ну а про джазменов вы много грязи слышите? Нет? Джазмены в результате «Родину продали»? Рыжий приватизатор, он кто, джазмен был?
Из этого какой вывод? Любить ему или не любить рок-музыку, каждый может решить сам. Слушать ли джаз — аналогично. Однако заявления о деструктивной сути рока — идиотизм. Тут речь, в отличие от «нравится — не нравится», про субъективное не идёт. Оно объективно идиотизм, поскольку реальности соотвествует примерно так же, как ей соответствуют рассказы журналистов про Чернобыль.
Про блатняк и гангста-рэп такое ешё можно сказать — там тема ровно одна. Про рок такое говорить, всё равно как про всю литературу в целом: тем — тысячи. Поджанры различаются настолько, что неясно, почему они в один жанр входят. Музыканты разные настолько, что из общего у них только умение играть. Хотя если активно фантазировать при переводах текстов, то они все, конечно, дегенераты и подонки.