Lex Kravetski (lex_kravetski) wrote,
Lex Kravetski
lex_kravetski

Categories:
  • Music:

Повод для гордости (часть 2)

Часть 1

Под катом — много интересного. Это только сначала про 3d-графику, — для затравки, — а потом такое начнётся!

Я никогда не занимался 3d-графикой профессионально. Да и в хобби это особо не превратилось. Но с самого начала было крайне интересно, как такие штуки делают. Наверно многие вещи из изложенного в ближайших нескольких абзацах покажутся профессионалам очевидными и не совсем точными, а незнакомым с предметом, наоборот, слишком сложными, однако всё это — иллюстрация, а не тьюториал. Можно сделать на это поправку.

Так вот, 3d Studio я увидел ещё под Досом, когда там ещё были отдельные модули для двумерных форм, их вытягивания, кинематики и анимации. Там уже было можно довольно быстро замострячить трёхмерный стеклянный шарик, но как сделать что-то сложное было совершенно неясно. Программа развивалась, развивались и её соседи. Интерфейс становился всё круче, функциональность всё ширше, возможностей для творчества всё больше. И тут, когда, казалось бы, магистраль уже была определена, когда все приложения для 3d, хоть различались интерфейсом и возможностями, но были похожи в главном, появилась программа ZBrush.

Понятно, что разработчики не всё придумали сами. Самая-самая фишка уже была реализована в Maya под видом особого модуля для редактирования моделей. Но есть нюансы. В 3d Studio нарисовать что-то органическое завсегда было очень сложным и очень трудоёмким процессом. Создание, поэтому, адского чудовища требовало адского же количества времени. И ещё более адского — на изучение способов моделирования органики. В Maya было попроще, но всё равно адски долго. Я, например, так и не смог освоить рисование головы. Нет, хоть что-то типа головы получалось, но до какого-то там реализма было как до Юпитера.

Тут вдруг появляется ZBrush. Некоторые интерфейсные решения в нём неочевидны и сомнительны (например, увеличение при помощи отпускания кнопки Alt). Подход к процессу не совсем традиционен (типа, обязательного нажатия кнопки Edit для редактирования объекта — пережиток прошлого, тем не менее, остающийся в программе до сих пор). Но. Что видел человек, впервые запустивший Maya? Туеву хучу совершенно непонятных слов, кнопок, меню и так далее. Как сделать адское чудовище? Неясно. Надо прочесть книгу в тысячу страниц, чтобы хотя бы понять, как такое делается. И полгода тренироваться, чтобы сделать. Что видел человек, открывший ZBrush? Холст и довольно простую палитру, как в Фотошопе. Кнопок с настройками, надо отметить, тоже преизрядно. Однако можно ткнуть в шарик справа, а потом мышью начать на нём выдавливать лицо. Овладеть процессом тоже сложно, но он на порядки более очевиден, чем непосредственное построение лица из полигонов, кривых и так далее. В детстве все лепили из пластилина. Так вот он, пластелин — перед вами. Лепите. Человек с двадцатиминутной подготовкой и без художественных навыков не вылепит своего настольного фотореалистичного Брэда Питта, однако пластилинового солдатика изобразит за час. Чуть раньше у человека на такое ушли бы годы.

Стало просто. И тут всколыхнулась общественность (сейчас, конечно, можно найти только жалкие отголоски былых страстей, сейчас ZBrsuh — фактически стандарт, в котором рисуют наверно 95% персонажей). Казалось, с чего бы? Откуда эти дикие обвинения во всех грехах? «А у вас в результате получится тьма лишних полигонов», «оно будет тормозить», «программа для тупых юзеров» — чего только не выяснялось. И проблема таки да, в том, что программа была для тупых юзеров. Дао, Тайное Знание о том, как сделать Трёхмерную Графику, низвелось до уровня домохозяек. Раньше смастеривший макет аудио-колонки в глазах окружающих был чуть не титаном мысли, нарисовавший кукольного человечка — равным Богу. Теперь тяп-ляп, полпинка, всё это мог сделать первый попавшийся прохожий. Ну не как художник, нет, но всё равно сравнимо с лучшими работами недавнего прошлого. И ощутимо качественнее среднестатистических.

Тут сработал интересный психологический нюанс: людям по-прежнему хотелось однажды овладев неким фокусом собирать с этого дивиденды всю жизнь. Коварные разработчики ZBrush-а же всё опошлили. Сделали Удел Богов незатейливым времяпрепровождением для простых смертных. Обидно, блин. Раньше ж я получал сто тысяч миллионов, рисуя раз за разом чуть-чуть отличающуюся рожу, а теперь любой идиот за день десять штук таких нарисует. Не напрягаясь. Всё, сцуко, испортили. Да эти ж идиоты — они без школы. Они не лофтили в максе, не наращивали меши, не равняли днями края после булевских операций. Им не понять страданий вида «я только всё закончил перса, а заказчик попросил увеличить щёки, нос и уши, поэтому теперь текстура не совпадает с моделью». Да эти дебилы ведь вообще не умеют рисовать текстуру по развёртке!!! Им всё досталось на халяву. То, с чего я намеревался до пенсии стричь купоны. Они теперь, гады, быдло, ненавижу, прямо сразу модель раскрашивают!!! Не думая, сволочи, о правильных uv-картах!!! Именно поэтому у них получается говно!!!

Один только изъян во всех этих рассуждениях: они делают всё это «говно» за день. А у тебя раньше на ещё более говёное говно уходили месяцы.

Некоторые несознательные коллеги по цеху, впрочем, предали товарищей и тоже перешли на быдлопрограмму, возможности которой, как выяснилось, радикально превосходили то, на что падал взгляд изначально. Эти подлые предатели, вместо того, чтобы уповать на возвращение к корням, требовать от новичков старта с 3d Studio первой версии и постепенного перехода к ZBrush для «сохранения школы и углубления понимания», сами схватились за новомодную конфетку и стали делать в ней нечто умопорачительное и крышесносящее. Красивое до дрожи в коленях. Привлекательное и оригинальное. Такое, на что ещё десять лет назад ушли бы века — затормозись вдруг развитие технологий. О чём раньше могли только мечтать.

И в этом, собственно, разница. Для одних было важно казаться небожителями, а для других — творить всё лучше, всё интереснее и, что характерно, всё проще. Проще не в плане результата, а в плане сил, требуемых на его достижение. Подумайте сами, важны ли для вас те силы, которые художник потратил на борьбу с софтом и железом? Или всё-таки вам нужно, чтобы он нарисовал хорошую картину, мультфильм, персонажа для игры, сайт? Полезно ли вам время писателя, которое ушло на «разобраться, отчего вдруг Ворд падает без сохранения написанного»? Лучше ли музыканту помнить про «сюда, сюда и сюда жать нельзя, а то всё упадёт» или же думать вместо этого о музыке — не расходуя интеллектуальные ресурсы на постоянную адаптацию своего поведения под баги используемого им софта?

Оно же понятно — человек должен в конечном счёте стремиться что-то сделать для окружающих сам, а не выучить некий единственный фокус, основанный на том, что кто-то другой освоил свой фокус неидеально. В конце концов, написавший пусть даже глючную и не особо удобную программу сделал несколько больше для окружающих, чем тот, кто лишь с его программой разобрался.

Если компьютер выступает как инструмент, то его роль — быть инструментом, а не самоцелью. С помощью инструмента достигается результат, который далеко не напрямую связан со сложностью освоения инструмента. Да-да, освоить способы рисования персонажей на ZBrush на порядки проще, чем оное же, но в ранних версиях 3d Studio. И цель-то — получить этого самого персонажа. Чем быстрее, тем лучше — тем больше времени останется на других персонажей.

Конечно, владеть своим инструментом профессионалу надо. Конечно, каждый новый инструмент — повод для личного развития и творческого роста. Конечно, более глубокие знания об инструменте дают и больше возможностей. Но какой смысл укорять профессионала, что он выбрал наиболее простой, удобный и, не побоюсь этого слова, красивый инструмент для достижения той творческой, научной или иной профессиональной цели, которую он собирался достигнуть?

Я объясню, какой смысл. Вот смотрите, есть некий десятилетний мальчик. Мальчик не работает, само собой, он ходит в школу, как и все его сверстники. У мальчика ещё крайне мало опыта — не потому что он дурак, а просто потому что ему пока ещё неоткуда было его получить. В его годы, конечно, Моцарт уже написал оперу, ну так то — исключение. На это нельзя расчитывать. А потребность ценить себя у мальчика уже есть. Но что он может сделать такого, чем можно было бы гордиться?

Некоторые ссут в подъездах, бьют окна и товарищей по классу, чем и гордятся. Как и подобает идиотам. Но с недеструктивными путями тяжелее: фактически способ у мальчика один — чему-то научиться. Чему предполагается обучаться в школе, а ещё лучше, чему там не учат. Например, установке и настройке какой-то хитровывернутой программы. Мальчик это сделал. Это оценили. При этом мальчик ощутил, что он может нечто такое, чего не могут окружающие — ни сверстники, ни даже его родители. Мальчик неожиданно «попал в элиту». Приятное такое чувство.

Мальчика не обманывают глаза, нет — он действительно умеет то, чего не умеют многие другие. Но он из-за естественного отсутствия опыта делает неверный вывод: другие неспособны. Потому что они хуже. Ему ещё непонятно, что его папа спроектировал самолёт, мама написала книгу, бабушка в своё время разработала схему электросети в его городе, а дедушка построил три станции метро. Более того, — что ещё для мальчика хуже, — его папа мог всю жизнь бухать, перебиваясь случайными заработками, а мама последние двадцать лет только готовит еду и смотрит сериалы. На фоне последних-то он точно — корифей. В результате у мальчика закрепляется идея, будто его знание сделало его заметно лучше окружающих. Не то, что он с помощью этого знания окружающим дал, а само обладание знанием. Мальчик мог бы принести пользу, обучив папу работе с компьютером, чтобы тот сделал новый самолёт ещё быстрее, организовав маме систему контроля версий для упрощения написания следующей книги, настроив компьютеры в своей школе и открыв там кружок юных программистов. Но нет, мальчик вместо этого переключается на чморение всех подряд. Он смотрит на окружающих свысока, постоянно пеняя им на «криворукость», «ущербность» и «отсталость». Пеняя даже тем, кто уже умеет делать всё то же самое, но просто в отличие от мальчика считает это само собой разумеющимся.

Его папа, не исключено, уже лет десять проектирует самолёты на компьютере, но «тонкая настройка линукса» не является для него жизненным приоритетом. Он занят принесением реальной пользы, а не поиском ловкого способа для обхода чужих багов. Это мальчику забарывание глюков операционной системы кажется мега-достижением. Это для него знание о тайной опции в глубинах меню — Свидетельство Недюжинного Таланта. Для других это несколько иное.

Многие мальчики вырастают физически, но не психологически. И однажды разученные фокусы так и остаются для них — Высшим Свершением. А если они разучили ещё пяток похожих, то они вообще — Боги. Трудно понять, что выросший и развившийся гордится не способностью забороть чужую программу, а способностью написать свою. Способностью сделать с помощью программы полезное другим. Даже не способностью, а реальной её реализацией. Способности, как и компьютеры — инструменты, не самоцель. Если программа неудобна и нестабильна — это вызывает досаду. Забарываение её глюков — мысль «наконец-то этот геморрой закончился». Но досада остаётся. Ведь в это время ты мог бы делать что-то полезное. И если ты кому-то даёшь практически полезный ответ на вопрос «а как сделать вот это?» — ты экономишь время этому человеку. Чёрт с ним, сам потратил, но пусть хоть другие не тратят.

Что на такой вопрос отвечает «мальчик»? «У тебя кривые руки». Почему? Ему не надо, чтобы ты сэкономил время и принёс за счёт этого больше пользы. Ему надо показать, насколько он крут, и тем себя потешить. Он уже разобрался, а ты — нет. Ну не повод ли для радости?! С пеной у рта мальчик будет доказывать, что неудобно тебе, потому что ты не можешь, не способен, туп, ленив. Потому что ты хуже него. Крайне тяжело ведь понять, что ты можешь, а в ряде случаев даже уже смог, но для тебя это была пустая трата времени. Не повод для гордости, а повод для досады. Из-за попыток забороть недостатки чужого, ты вынужден был отвлечься от создания своего — нового. Каким бы при этом ни был твой инструмент — железкой, операционной системой, языком программирования, программой для 3d-графики. Пользуясь удобным инструментом, ты выбиваешь у мальчика почву из-под ног: он уже и так отстал, он уже и так не делает своего, поэтому искать повод для гордости в борьбе с чужим, а ты вдобавок начинаешь делать своё ещё быстрее, чем раньше. Как быть? Ясное дело — пытаться доказать тебе, что ты — ущербен. Поскольку не ковыряешься как он в настройках, а вдумчиво жмёшь на кнопку, в его представлении называющуюся «зафигарить». Ведь в твоём языке нет прямой работы с памятью и нечитаемых конструкций, ты персонажей лепишь из «виртуального пластилина», ты не перепаиваешь целыми днями комбик, тебе текстовый редактор подсказывает слова для книги, а IDE — для программы. Ты — лох. Попробовал бы как мальчик — стоя, в гамаке и в противогазе. И ещё при этом с криками «хорошо-то как!». Вот тогда, да, тогда мальчик тебя зауважает.






Tags: повод для гордости, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 128 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →