Хороший афоризм хорош тем, что он точно описывает некоторый аспект реальности и даёт сему аспекту категоричную оценку. Будь точен в описаниях, но категоричен в оценках — это залог успеха и популярности.
Каждый конкретный случай — уникален сам по себе, но не уникален во множестве случаев. Неправ тот, кто при разборе отдельного случая рассматривает только две крайности. Но неправ и тот, кто при рассмотрении всего множества пытается отвергнуть деление на категории. Сила разума в способности обобщать. Введение категорий — и есть основной мыслительный механизм. Если категории вводятся для объектов реального мира, то в любом делении будет неоднозначность: всегда найдутся объекты, принадлежащие к двум категориям сразу или не принадлежащие ни к одной. Однако категории, как и в целом обобщения, вводятся для раскрытия сути тенденций, а не для отдельных случаев. Поэтому спросивший в ответ на предложенные категории «а вон тот объект куда отнести?» — отвергает своим вопросом разум. Отказывается выделять главное и тем самым умерщвляет способность к прогнозу. Можно ли его тогда называть «мыслящим»?
В описании реальности нет точек зрения. Правильное описание — одно, а все остальные правильные к нему сводимы. Среди правильных описаний имеет смысл выбирать исключительно по критерию «удобно ли». Точки же зрения бывают лишь там, где слишком мало сведений и посему все выстраиваемые картины опираются на догадки и предположения. С другой стороны, любое суждение «хорошо ли», «плохо ли», «красиво ли» — субъективно. Ищущий в этой области объективности обманывает других и сам себя. В таких суждениях субъективность неотъемлема, поэтому «я считаю» в большинстве случаев даже не прибавляется.
Все прогнозы и проекты не точны. Никакой план не может быть неизменным. Спрашивающий «как ты можешь знать наверняка?» спрашивает об очевидном, ведь единственный ответ — «никак». Прогноз, проект, план — вероятностные по определению сущности. Однако ошибается тот, кто думает, будто на этом основании без плана, проекта и прогноза лучше, чем с ними. Генерал не может знать о будущих решениях врага, но только безумный скажет, что солдаты выиграют войну и без генерала, если во главе солдат врага стоит генерал. Прогноз, быть может, ошибочен, план, быть может, придётся адаптировать, но в среднем побеждать будет тот, кто строит прогнозы и планирует свои действия.
Плохо организованная теория, опирающаяся на скудную практику, лучше, чем отлично организованная теория, противоречащая всякой практике.
Людей привлекает уверенность в себе. Если ты сам в своих суждениях не уверен, то как за тобой пойдут другие?
Если ты чётко формулируешь точку зрения, то всегда найдутся с ней несогласные. Если не формулируешь — не найдутся согласные.
Повторив нечто слишком много раз, ты устаёшь это повторять. Ты оформляешь это в модуль суждений и в следующий раз просто ссылаешься на этот модуль. Теперь твои рассуждения состоят уже из подобного рода модулей. Из базовых предпосылок ты построил теоремы. Из теорем — другие теоремы. Из тех — третьи. По мере твоего развития язык твоих рассуждений принципиально меняется — это наиболее частый пример перехода количественных изменений в качественные.
Неправильно считать окружающих идиотами. Неправильно думать, что идиотов нет. Правильно не считать окружающих идиотами, но не удивляться встреченным идиотам.
Ты пытаешься кого-то в чём-то убедить, ссылаясь на слова, сказанные им несколько лет назад. Человек отвергает эти слова. Ты требуешь от него быть последовательным. Но в этом случае зачем ты пытаешься его убедить? Разве же не цель убеждения — смена точки зрения? Разве не того ты хочешь, чтобы через несколько лет человек отвергал сказанное им в разговоре с тобой сегодня.