Lex Kravetski (lex_kravetski) wrote,
Lex Kravetski
lex_kravetski

Category:

Как много в этом звуке

Поскольку я — меломан со стажем, всякого касаемого звука было перебрано немало. Мной, то есть, перебрано. Читал я по теме не так чтобы много, журналами типа «Стерео-что-то-там» не увлекался, графиками АЧХ не мерился, чудо-сопротивления в технику не впаивал, и на выставки аппаратуры не ходил. Однако мнение имею. А раз регулярно спрашивают, что следует закупать для углубления широты восприятия, то оное мнение сейчас оглашу.

Звук на 90% состоит из колонок. Реально. Всё, кроме колонок — почти несущественные детали. В роли колонок, правда, могут выступать наушники, но дело от этого не меняется: они всё равно главные. Древняя восьмибитная аудио-карта через хорошие колонки всё равно будет давать лучший звук, нежели сверх-современная и навороченная через наушники за десять рублей. Самое правильное, конечно, заструячить звук с сверх-современной карты через мега-крутые колонки, однако на такое не всегда и не у всех хватает денег. Но стремиться к этому всё равно можно.

Итак, колонки и наушники. С них следует начинать, поскольку без них остальное теряет всякий смысл. Даже если бабла, выделенного на закупку техники, не очень много, имеет смысл 90% этого бабла заслать в сторону колонок с наушниками, ибо звук на 90% состоит из них.

Колонки бывают разных видов, однако интерес представляют те здоровые, что ставятся на пол и там стоят. Что бы там ни говорил продавец (и прочие знатоки тоже) про всякие там размеры комнаты, мощности и «раскачку динамиков» в среднем именно колонки такого типа дадут наилучший результат. Единственное, что может остановить от их приобретения — ну совсем полное отсутствие места на их установку. То есть, когда ставить их просто некуда.

Фишка в том, что именно такие вот здоровые колонки в состоянии адекватно воспроизвести все диапазоны частот, причём, в каждый из них внести минимум искажений. Нет, само собой, у разных моделей искажения разные, поскольку разное и качество, но конструкция решает: чем мельче колонки, тем труднее добиться от них правильного воспроизведения низких и низших средних частот. В предельном случае — вообще невозможно. Достойные модели мелких колонок встречаются, однако звучат они всё равно по моему субъективному восприятию хуже, нежели среднестатистические крупные. Особенно в области низких и низких средних частот. Звук у них, скажем так, «игрушечный» на фоне больших, напольных колонок.

Многих в напольных колонках смущает, что те будто бы «слишком громкие». Мне сиё странно — ручка громкости-то вам на что? Именно, как ни странно, для регулировки громкости. Но, — говорят более продвинутые, — на громкости, приемлимой для моей комнаты, динамики больших колонок не могут раскачаться, поэтому звук не тот. А я на это отвечаю: по моему опыту, чем крупнее динамики, тем лучший результат они дают и на низкой громкости тоже.

Дело в том, что каждые колонки рассчитывают, как ни крути, на определённый «идеальный» диапазон громкости, который подбирается по предполагаемому контексту использования. Так, если колонки предполагается использовать в квартире, а не на стадионе, то и идеальный диапазон громкости у них будет именно «квартирным».

Поэтому, если нужны колонки, закупайте напольные. Если напольные ставить некуда — имеет смысл взять музыкальный центр с относительно большими колонками и запустить звук через него. Оно так удобнее — когда колонки одни и для центра и для компа.

Относительно крупные колонки отдельно от центра тоже имеются, но возникает вопрос с усилителем — ведь иначе мощности звука с выхода аудио-карты не хватит, чтобы хоть какую-то громкость обеспечить. А раз так, то надо либо покупать усилитель, либо колонки со встроенным усилителем, которые, увы, качеством обычно не поражают.

Для напольных колонок, кстати, усилитель тоже потребуется. Без этого никуда. Но если уж покупать усилитель, то, чего там, и напольные колонки тогда тоже.

В общем, наилучшие два варианта: усилитель+напольные колонки либо же музыкальный центр с большими настольными колонками. Вариант «колонки со встроенным усилителем» — так себе. Нет, звучать, конечно, будет, но не так, как хотелось бы. Для игр нормально, для кино — сносно, для музыки — слабовато.

Продавцы, к слову, очень любят, ссылаясь на малые размеры комнаты, порекомендовать купить колонки десять на десять сантиметров, но «зато вырезанные вручную из ямайского дуба и усиленные нано-титановой арматурой для особой прозрачности высоких частот». Само собой, колонки такие стоят столько, что на эти деньги можно купить усилитель, проигрыватель CD и среднестатистические напольные колонки разом. Ну а звучат… как колонки десять на десять сантиметров. С прозрачными высокими частотами. Чудес не бывает. Напольных колонок они не заменят.

В одном такой продавец, впрочем, прав: колонки должны быть в деревянном (или фанерном корпусе) и с утяжелением: пластмассовые колонки — деньги на ветер.

Теперь про заменитель колонок — наушники.

Надо отметить, что наушники — худший вариант, нежели колонки. По звучанию худший и по восприятию. Однако в ряде ситуаций использование колонок невозможно. В частности, колонки тяжело возить с собой, они не подходят для прослушивания музыки в шумных местах и в местах, где есть люди, не желающие слушать музыку вместе с вами. В этом случае нужны наушники. Которые, как уже говорилось, тоже делают 90% звука.

Лучшая конструкция наушников — закрытые (это такие, где динамики упакованы в чашки, закрывающие собой уши). Такие обычно ни на что не давят, хорошо, объёмно звучат и надёжно звукоизолируют. Цена их в среднем выше, чем у других моделей, но оно того стоит. Звук действительно очень хороший.

С чашками бывают ещё и так называемые «открытые» наушники, однако на мой вкус звучат они хуже и, само главное, с ними теряется самый смысл наушников — чтобы другие не слышали вашу музыку, а вы не слышали окружающий шум. Если окружающих вместе с их шумом нет, то надо колонки использовать, а не наушники. В общем, целевая аудитория этой группы девайсов — открытых наушников — для меня загадочна.

К ним вплотную примыкают накладные — без чашечек, где динамик, обёрнутый в поролон, прижимается прямо к ушам. Окружающие в этом случае слышат несколько меньше, но всё равно слышат. Наушники такого типа довольно дешёвые — это их единственный плюс. Остальное — минусы. И качество звука, и удобство использования, и звукоизоляция — не ахти. Разновидность данных наушников без дужки с креплением на уши, впрочем, относительно удобно носить с собой — не в пример «чашечкам».

Наконец, имеют место быть во множестве наушники-капельки — вставляющиеся прямо в уши. Самый простой их вариант, хоть он и дёшев, всё равно ниже плинтуса. Как правило, в этом варианте «капелька» кончается пластмассовой плоскостью с дырочками, за которой и сокрыт динамик. Звукоизоляция у этого варианта близка к нулю, поэтому окружающие будут слышать громкий писк из ваших ушей. Который громкий потому, что вам надо переорать шум. В сочетании с убогими басами и убогими же остальными диапазонами такие наушники сохраняют смысл только для аудиокниг и ничего большего. Вдобавок перекрикивание шума весьма негативно влияет на слух.

Более грамотный вариант — не с пластмассовой плоскостью, а с резиновыми затычками, типа берушей. Вот этот вариант — хорош. С одной стороны отсекаются внешние шумы. Причём, хорошо так отсекаются — можно даже в метро на небольшой громкости слушать. С другой стороны, герметичное погружение в уши позволяет получить полноценные басы при небольшом размере непосредственно динамиков. Если же сами динамики выполнены как «арматурные», то ещё и качество звука весьма и весьма высокое. В общем, для ношения с собой — идеальный вариант.

Итого. Для личного использования дома на первом месте напольные колонки, на втором — крупный музыкальный центр, подключенный к компьютеру. Для стационарного использования в обществе — закрытые наушники («чашечки»). Для ношения с собой — наушники-затычки (желательно арматурные). Как-то так. Остальные варианты не рекомендую — себя не окупают.

Кстати, что интересно, где-то до тысячи баксов цена действительно связана с качеством. В среднем. После этого уже не так заметно. То есть, если возможности позволяют, есть смысл брать более дорогие.

Чего нельзя, кстати, сказать об остальном: усилители, проигрыватели и аудиокарты существенно отличаются в лучшем случае баксов до двухсот (провода же — до десяти баксов как максимум).

Ну и ещё: обзоры — фигня. Графики АЧХ — фигня. По ним в лучшем случае можно составить представление, какие модели вообще имеет смысл послушать. Выбирать же следует только путём прослушивания нескольких моделей по очереди (именно нескольких — это важно). Что характерно, личного прослушивания — ибо то, что нравится Васе Пупкину, не факт, что понравится и Пете Тютькину.

Напоследок надо сказать, что нехилый прирост к звучанию, кроме правильных колонок/наушников может дать подбор и настройка драйверов и/или непосредственно проигрывателя. Что обычно вообще бесплатно.

Tags: faq, музыка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 128 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →