Lex Kravetski (lex_kravetski) wrote,
Lex Kravetski
lex_kravetski

Categories:

Про планирование и вычислительную мощность

Пока что кратко, поскольку я искренне надеюсь, что товарищ Уленшпигель всё ещё пишет подробную статью по теме.

Есть такой аргумент: для планирования экономики не хватит вычислительных мощностей. Дескать, для учёта всего и вся нужен суперкомпьютер, которого даже в перспективе ещё не предвидится. И нужны какие-то чудесные каналы связи, которых не может быть чуть ли не в принципе. Когда я этот аргумент слышу, каждый раз хочется спросить «пацаны, вы вообще о чём?». Какие, нафиг, суперкомпьютеры и чудо-каналы?

Положим, что на каждого человека приходится 10 000 потребительских товаров (это я специально загнул). Положим, людей в России 200 миллионов (это я тоже специально загнул). Положим, что для хранения информации о вещи нужно 100 байт (зачем, кто бы мне сказал?). Тогда для учёта всех потребительских товаров России нужно

104*2*108*102 = 2*1014 байт

200 терабайт, то есть. Даже при заведомо абсурдных завышениях, цена вопроса — сто винтов, стоимостью сто баксов каждый.

Если же от завышений отказаться, и рассматривать реальные 1000 вещей на человека, 100 миллионов активного населения и 10 байт на хранение, то это винт на терабайт. У меня таких три. Я лично могу на дому хранилище данных по потребительским товарам для трёх Россий организовать. Всех потребительских товаров и их расположения, вплоть до полного износа. Какие, нафиг, суперкомпьютеры?

Какие, нафиг, суперканалы? Положим, человек совершает покупки в среднем раз в день. Положим, магазины работают ровно восемь часов. Это 100 млн/8*60*60 = 3500 покупок в секунду. При заведомо абсурдном килобайте трафика на покупку поток будет 3,5 мегабайта/с. На домашнем канале такое можно обработать. Для всей страны. Какие, нафиг, суперканалы?

Самое главное, кому и зачем надо планировать с точностью до штуки? До тысячных долей от валового продукта? С такой точностью на сто лет вперёд? Если есть статистика по дням о потребляемом (приобретённом) количестве каждого продукта, то достаточно планировать с превышением этой суммы на 20% и все покупатели уйдут довольными. Ещё и про запас останется. Никакого учёта в глобальном плане личных пожеланий каждого в принципе не надо. Правильно запланированная сумма исполнит все личные желания вместе взятые.

Никто не знает, в какой момент человеку в голову вступит включить свет в квартире. Однако суммарное потребление электроэнергии всеми людьми и предприятиями я лично прогнозировал на две недели вперёд с точностью до долей процента и разбивкой по часам. При желании (с меньшей точностью и при наличии прогноза погоды) можно и на год вперёд с разбивкой на часы спрогнозировать, но кому это надо? Вы, граждане-критики, вообще в курсе, чем планирование занимается? В курсе, какими технологиями его достигают?

Вам, граждане-критики, не приходит ведь в голову заявить, что генштаб командует каждым движением каждого солдата, причём, планирует эти движения на всю кампанию с требованием неотступно следовать плану? Наверно не приходит. При этом вы же не считаете, что боевые действия ведутся по законам рынка, путём переговоров каждого солдата с каждым? Не считаете, что кампанию спланировать невозможно, поскольку «никаких мощностей не хватит и вдруг чего случится». Их хватает. А раньше хватало просто собственных голов командиров — безо всякой вычислительной техники. Просто потому, что командиры понимали, что означает термин «планирование» и как оно делается.

Они понимали, вы — нет. Вот тут корень зла, а вовсе не в «неэффективности плана».

 

Update. stealthy_shadow про расчёт мощностей:

Кстати, можно грубо оценить количество передаваемой информации.

Возьмем заведомо завышенные оценки.

1. В день человек совершает покупки пусть 100 номиналов.

2. Пусть на каждую покупку приходится одна транзакция.

3. Пусть покупки совершает две трети населения.

Что получаем?

1. Номинал описывается штрих-кодом. Пусть это будет, скажем 64 бита=8 байт=18446744073709551616 наименований. Хватит?

2. Цена пусть будет 32 битной = 4 байта.

3. Количество товара - тоже 32 бита. Еще 4 байта.

4. ИД покупателя - 32 бита. 4 байта.

5. Каждая транзакция описывается 8+4+4+4=20 байтами

6. Добавим столько же на служебные нужды. 40 байт.

7. Умножим на количество покупателей и количество номиналов. 40*100.000.000*100=400.000.000.000 ~ 400 гигабайта в день.

8. Локальная сеть в 100 мбит имеет чистую пропускную способность ~ 13 мб/сек. Отбросим половину и еще чутку - получим "грязную" пропускную способность 6 мб/с. Вся информация за сутки обо всех транзакциях по всей России может быть передана по сети 100 мбит за 68266 сек=19 часов. Даже так получаем надреальное время с возможными пиками (хи-хи - см. ниже) и спадами в покупочное и непокупочное время.

Это к вопросу об объемах информации. Очевидно, все показатели реально завышены - транзакции можно и нужно объединять в пакеты, покупатель не будет расплачиваться за каждый товар отдельно, количество проданного товара не нужно отсылать в реалтайме - лаг в минуту или даже в час вполне приемлем на первом этапе, никто каждый день не покупает по 100 наименований, бывают еще и гигабитные сети и даже 10 гигабитные и так далее. Так что объем передаваемой информации реально уменьшиться минимум на порядок, а то и два. А скорость передачи увеличится на пару порядков, а то и на все три (не забываем компрессию).

Tags: контрманипуляция сознанием, политика, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 435 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →