Люди часто желают казаться не теми, за кого их принимают. Иногда это выливается в весьма странные формы. Наиболее странная из них – навязчивое желание доказать окружающим, что надо быть самим собой. Звучит-то тезис всё вроде как правильно, однако на деле выходит, что выразители этого тезиса даже «сами собой» не являются, но хотят убедить окружающих в обратном. Обычно происходит это примерно так: «а ты кем себя видишь в будущем?» — «самим собой!!!». На самом деле этот ответ читается как нечто среднее между «никем» и «как ты можешь не любить меня просто за то что я есть?!!».
Человек, который является личностью, подавляющее большинство времени тратит на реализацию возможностей своей личности. Время, которое у него уходит на убеждение окружающих в том, что он — личность, стремится к нулю. Абсолютному.
Однако люди, особенно те, которые личности, меняются. А меняться их заставляет некоторое недовольство в нынешнем состоянии собственной личности, сопровождаемое предвкушением преимуществ состояния своей личности в будущем. Что характерно, оное не лишает личности, скорее наоборот: личность обладает набором вполне заметных качеств, которые вполне можно проапгрейдить. Оставить же как есть стремятся только что-то аморфное — ибо неясно, чем одно аморфное отличается от другого.
Так вот, в Пинк Флойде два главных музыканта были личностями и оба хотели казаться. Уотерс очень хотел казаться не таким как все. А Гилмор — наоборот. Эти желания, собственно, и определили творческое развитие музыкантов.
В рамках группы музыкантам довелось работать вместе, поэтому музыка Пинк Флойда выходила очень гармоничной. В меру оригинальной, чтобы отличаться от остальных, и в меру «такой, как все», чтобы слушать её мог почти кто угодно. Таким вот образом потягушки одеяла на себя удерживают его посередине при одинаковой силе участников этого захватывающего соревнования.
Как мы знаем, со временем Гилмор тянуть одеяло устал и расслабился, а Уотерс всё-таки взял верх. Поэтому альбомы «Стена» и «Окончательный монтаж» утратили былое очарование, став по сути гимном эгоистическому индивидуализму, замаскированному под размышления о судьбах мира. Не удивительно, что в это время остальные участники уже вовсю занимались собственным сольным творчеством, ибо мало кому из них хотелось заниматься сольным творчеством Уотерса — читай, быть на подхвате.
Самого же Уотерса сильно огорчало, что в его сольных альбомах (под маркой Пинк Флойда) чёрствые и непонятливые сотоварищи ставят Мастеру палки в колёса, отказываясь исполнять некоторые из сочинённых им песен. Положа руку на сердце, эти песни наверно вообще лучше было не играть. Их, конечно, удалось причесать и превратить во что-то приличное, но сла́бо оно, сла́бо. На «Стене» всё ещё более-менее хорошо — три четверти песен Удались с большой буквы «У». На «Окончательном монтаже» удалась (уже с маленькой) в лучшем случае половина. И то после суровой реанимации. На тех песнях, которые отклонили чёрствые товарищи, даже реанимировать уже было нечего. Оно не могло удастся.
Роджер Уотерс
Надо отметить, что первым отчасти сольным альбомом Уотерса, оказался саундтрек к фильму «Тело». Правда, если отвлечься от связки фильма и музыки, то это скорее был сольный альбом Рона Гизина, в который были вставлены несколько сольных песен Уотерса. Вышел альбом аж в семидесятом, когда ни о каких войнах между Уотерсом и Гилмором даже речи не шло, поэтому Гилмор вместе с Райтом и Мэйсоном Уотерсу совершенно добровольно помогли. Они вообще очень отзывчивые ребята.
Альбом получился мега-отличным. Своеобразные инструментальные экзерсисы Гизина перемежались с аккустическими балладами Уотерса и всё это до сих пор слушается отлично. Не хуже, чем остальное творчество Флойдов тех времён. С непривычки, конечно, может быть не сразу всё понятно, но в этом случае рекомендуется пропустить первую композицию.
Участие Уотерса в саундтреке, конечно, полноценным сольником назвать нельзя. Это так — по случаю подвернулось. Настоящий первый вышел сразу после роспуска группы и содержал музыку, некогда отвергнутую остальными Флойдами по причине её занудности и убогости. Называлось сиё «За и против путешествий автостопом».
Вообще оно так бывает, рвёт какой-нибудь Леннон с Битлами, поскольку они его мега-идеи зарубают и сразу давай своё писать. Пишет, пишет, а потом выходит, что это не Битлы, гады, зарубили его концепцию, а она сама себя зарубила. Ибо с самого начала была барахлом. Леннону, конечно, обидно: «отлично у меня всё получилось» доказывает Леннон через средства массовой информации. А никто, один хрен, это не слушает. Ибо слушать там нечего.
Я это к тому, что с Уотерсом ровно так же вышло. «За и против» не из личной неприязни к Уотерсу отвергли, а потому что музыка — барахло. Уотерсу захотелось доказать, что нет, отличная штука. Попробовал… И доказал, что да, действительно барахло. И даже Клэптон на гитаре не помог.
Хотя не исключено, как раз помог. Если я попал бы в жюри конкурса на самого скучного гитариста всех времён, который при этом отлично умеет играть, то Клэптон не занял бы в нём первое место только потому, что оно бы досталось Сноуи Вайту. Но тот хоть исполнительный — играет, что скажут. У него невыносимо скучно выходит только когда он сам себе говорит что играть. А Клэптону что ни скажи, он своё исполнять будет. Которое обычно занудно донельзя. Уотерс при этом по занудству тоже кому хочешь сто очков вперёд даст. Поэтому когда они с Клэптоном объединили усилия, вышел неиллюзорный пинцет.
Альбом про автостоп стоило бы распространять как аудиокнигу, дабы не вводить в заблуждение слушателей, я так считаю. Слушается он как один длинный монолог, сопровождённый какой-то фоновой музыкой. Монолог вроде бы не монотонный, поскольку там Уотерс то тихо поёт, то громко, да и интонации менять пытается, однако вот это самое «тихо» и «громко» построено на одних и тех же ходах, практически по всему ходу действия. Если бы из этого сделать песню минут на семь, то она бы если не отлично, то хотя бы хорошо слушалась. Однако этих минут в альбоме — сорок.
Музыка вполне техничная, но при этом никакая. Не запоминается практически вообще ничего. Интересные моменты до ужаса эпизодичны. Два-три раза на гитаре играется хоть что-то, пригодное к запоминанию. Играется секунд по десять. Один раз музичка превращается в какую-то европейскую застольную песню. На полминуты. Вот оно отлично звучит, а остальное звучит никак. Не плохо, нет, просто никак. Спасает альбом разве что одноимённая с ним песня. Она на альбоме — будто пришелец из другого мира, настолько мощно сделана. Ритм и гитарное соло, правда, вызывают ассоциации с «Ещё одним кирпичом в стене, номер два», однако это песню не портит.
Кстати, отличной характеристикой альбома является следующий факт: в одной из песен имеют место быть инструментальные отсылки к «Окончательному монтажу». Не самый, надо сказать, блистающий мелодиями альбом. Так вот, эти отсылки на «За и против» выглядят как неожиданное пробуждение мега-мелодичности. Сразу понимаешь, что всё познаётся в сравнении — в «Монтаже», оказывается, мелодии были.
Резюмирую: из альбома надо было сделать три песни. «За и против», фрагмент с застольем, как эдакое скерцо, и ещё одну из лучших секунд всего остального. Текст же Уотерса распространять как аудиокнигу.
Через год после «Автостопа» Роджер вместе со своим «Оркестром кровоточащих сердец» (от такого названия меня вообще, как бы это помягче сказать, блевать тянет) поучаствовал в записи саундтрека к мультфильму «Когда дует ветер». Вот тут занудная и депрессивная музыка, которой он занимался на протяжении последнего десятилетия, пришлась ко двору. Саундтрек для мрачного мультфильма — самое оно для такой музыки. В отрыве от мультфильма музыка не так чтобы очень. Более того, написанное для саундтрека другими группами несколько интереснее само по себе слушается. Но и записанное Уотерсом слушать в общем-то приятнее, нежели «Автостоп». Правда, это на фоне Флойда всё равно был не прорыв, а деградация.
Хотелось сказать «однако Роджер не унывал». Но язык не поворачивается. Вся ведь его музыка от «Стены» и до означенного момента — практически непрекращающееся уныние. Что особенно печально, уныние, сопровождаемое самолюбованием — такое для подростков характерно. Тут же взрослый дяденька. С кучей, что характерно, денег. Не нравится тебе мир — переделай его. Чем ныть-то.
Как видно, эта идея и Уотерса тоже посетила, поэтому он взял себя в руки и заделал следующий альбом «Радио КАОС». Раз уныние не нравится публике, как видно, подумал он, сейчас я тогда танцевальных песенок понаделаю. И понаделал. Танцевальные мотивы в данном альбоме буквально пихают слушателю под нос. «Хотел весёлого, сцуко, ну на, получи весёлое». Под это дело развивается философско-фантастическая история, что снова навевает ассоциации с аудиокнигой, однако погружения в историю лично у меня нет. Песни как бы отдельно, а история как бы тоже отдельно. Песни при этом совсем не шедевральные и их нарочитая попсовость меня раздражает. Лучше уж когда просто попсово, без нарочитости. Однако альбом про «Радио» в отличие от альбома про «Автостоп» можно хотя бы дослушать до конца не заснув. Где-то так на три с плюсом в результате.
Следующим номером Уотерса был концерт у разрушенной берлинской стены с программой «Стена». «Стена», как выяснилось, без Пинк Флойда не стена. Да, играют музыканты вроде прикольно, но постоянно преследует ощущение, что дух альбома понят ими превратно. Особенно ярко это заметно на примере некоторых вокалистов. Право слово, девять из десяти исполняют материал хуже одного только Гилмора. И всё-таки эти недостатки, равно как и пафосность материала, не способны замаскировать простую мысль: с Флойдами сочинять получалось лучше. Даже без них материал всё-таки цепляет на порядок сильнее, нежели сольное творчество. В чужом же исполнении можно послушать продолжительные скоростные запилы на всевозможных инструментах, чего Пинк Флойды обычно не практиковали.
И так бы дяденьку Уотерса совсем в утиль списать бы пришлось, кабы не последний его сольник «Заразвлекались до смерти». Материал вышел настолько мощным, что задвигает даже половину флойдовских альбомов, если не две трети. Попсы нет, однообразного нытья нет, самоповторов нет,
Правда, с тех пор он исправно катается с концертами, но из нового написал пару отдельных песен и оперу «Ça Ira». Оперу я послушал три раза — не впечатляет пока. Закос под классику хороший, но с мелодиями и яркими местами очень туго. У того же Джона Бога, когда он принимается косить под классику, гораздо интереснее выходит. А Тило Вульф, так и вообще, в этом деле мастером стал. А у Уотерса на мой вкус неинтересно получилось.
Единство и борьба противоположностей
Лично меня раздражает та мина, который постоянно пытается состроить Уотерс. Эдакий рыцарь печального образа, постоянно страдающий от несправедливости мира и плачущий по его судьбам. При этом рыцарь — мизантроп, хотя ему по средствам быть филантропом. Чувак хочет, чтобы его любили, но добивается сего тем путём, которым идут подростки — а-я-яй, я такой несчастный и благородный, восхищайтесь мной. Такое хорошо идёт лет до пятнадцати, а потом у нормальных людей появляются способности, позволяющие получить любовь за заслуги — уж кому-кому, а Уотерсу на их отсутствие грех жаловаться. Пафос человека, выходящего на сцену перед многотысячной толпой, но при этом изображающего «ах, я весь такой один», лично мне кажется смешным. Но привычка — вторая натура. Иную роль, по ходу, дядя Уотерс исполнять уже не способен.
В противоположность ему, Гилмор тяготеет к форме «рубаха-парень». Во Флойде его тяготение гасили, но вот в сольных работах оно сильно проявилось. Прямо сразу видно, о чём ему мечтается — сидит он в деревенском пабе, вокруг него десяток людей, которые его вообще не знают, а он для них играет на акустической гитаре и поёт что-то такое, кантрёвое. Сиё ему, понятное дело, не светит, но попытки поиграть в это хотя бы на альбомах мне скорее даже нравятся. Приятно, когда человек может быть техничным и талантливым, но без пафоса. Приятно, когда играется роль скромняги и в доску своего, но не для денег и не чтобы вымолить обожание, а просто потому что такое вот — близко. Просто хочется и всё тут.
Как уже говорилось, есть мнение, именно эти вот две роли, обогащая положительные стороны друг друга и гася отрицательные, сделали музыку Флойдов такой, какая она есть. После того же, как пути играющих эти роли актёров разошлись, роли стали жить в отрыве друг от друга. И диалектический эффект сошёл на нет. Но роль Гилмора всё равно лучше. Даже без диалектики.
Дэвид Гилмор
И сыграл он в полной мере на первом своём сольнике, который называется так же, как его автор. Собственно, автор всё равно узнавался — по характерному звуку гитары. Но не более чем. Альбом ни в коей мере не походил на творчество группы, в которой Гилмор всё ещё состоял. Ни космических проблем, ни всеобъемлющих решений — спокойный и уравновешенный рок. В чём-то даже аскетичный, но изящный. В отличие от альбомов Уотерса, альбомы Гилмора никогда не были монологами — текст у него всегда подчинён музыке. При этом, что интересно, вокал у Гилмора куда как более приятный. Казалось бы, самое оно налегать на текст. Но нет, не налегает. Голос — инструмент. Уотерс в своих альбомах всегда хочет сказать, Гилмор же хочет спеть. Ждать откровений от его альбомов не стоит. Ни один из них не был решительным прорывом, открывшим новое слово в музыке и двери восприятия. Нет. Они просто хорошие, мелодичные и приятные.
Второй альбом — «Круго́м», — правда, вышел не таким уже камерным. Песни на нём были более яркие, но и, скажем так, несколько более показушные. Будто бы дяденька, игравший в пабе для десятка деревенских парней, изрядно так поднабрался и вскочил на сцену с целью показать всем, как он ещё могёт. Показал, впрочем, весьма зачётно — даже диско-песня «Голубой свет» не кажется такой натужной, как диско-закосы Роджера Уотерса.
В принципе, последнии два альбома Пинк Флойд тоже можно рассматривать как сольное творчество Гилмора: почти во всех композициях он — основной автор. Причём, благодаря поддержке других двух Флойдов, уровень этих альбомов даже повыше будет. И не смотря на прослеживающееся сходство, другие флойды всё-таки влияют, равно как и пребывание в группе: отличия видны невооружённым ухом: Пинк Флойд — группа со всемирной славой, её песни, как ни старайся, а всё равно как будто для стадионов написаны.
«На острове» 2006-го года как бы сливает воедино два флойдовских и два сольных альбома — он содержит как масштабные по звучанию композиции, будто сошедшие с треков «Парламентского колокола», так и паб-песенки, будто с первого сольника. Весьма достойный альбом. Разве что самую малость хуже «Колокола».
Ричард Райт
На фоне остальных Райт после Флойда отошёл от дел. Собственно, он и во Флойде уже начал раздолбайствовать где-то сразу после «Хочу, чтобы ты был здесь». А после так и вообще. Правда, на гребне разногласий он, как и Гилмор, выдал-таки свой сольник — «Эротические сны». Но сольник, не смотря на приятственное звучание, оставляет впечатление некой недоработанности. То ли звукооператор халтурил, то ли при сведении балду пинали — выглядит оно шероховатым. Хотя и к прослушиванию рекомендуется.
Чего нельзя сказать про более поздний альбом «Зи». Этот вообще смахивает на второсортный провинциальный диджей-микс. То есть, близко к «по нулям». Слушать там вообще нечего.
Третий и теперь уже, после смерти музыканта, последний альбом «Разбитая ваза» где-то на уровне первого по приятственности, хотя записан и смикширован не в пример лучше, но несколько более однообразный. Кстати, там особенно хороша песня с Шинейд О′Конор на вокале.
Ник Мэйсон
Дядя-барабанщик был единственным не-композитором среди Флойдов, но, ядрён батон, все побежали — как тут не побежать? И Мэйсон тоже побежал. Правда, поскольку он не особо композитор, пришлось привлечь себе в напарники композитора. Точнее, композиторшу — мега-джазменшу Карлу Блей. Эта тётя — тётя не промах. Лично мне её джазовое творчество весьма нравится. В соавторстве же с Мэйсоном у тёти получился джазовый Пинк Флойд — чуть ли не самый лучший альбом из всего сольного творчества флойдов.
«Вымышленный спорт» одновременно классичен и авангарден. Когда это в одном флаконе — впечатляет. Мало, что впечатляет, ещё и не напрягает. Данная работа наверное самая незанудная из всех работ пинк флойдов, что в группе, что вне её. Полный отвал башки и потом сразу безбашенное веселье. Особенно прикольна толпа разномастных вокалистов и куча духовых инструментов. Навевает ассоциации со среднем периодом творчества Фрэнка Заппы, если кто знает.
Второй раз, увы, с Карлой Блей ничего уже не записалось, что мне очень жаль. А записанное вместе с Риком Фенном уже как-то не того. Я, правда, слышал только альбом «Профили» — ничего так, средненько, но часто слушать сиё — это вряд ли. Быть может, конечно, два неслышанных мной саундтрека и шедевры, но один хрен, я их не слышал.
Сид Барретт
Про него я уже говорил в статье непосредственно про Pink Floyd, поэтому ничего нового не скажу. Сторчавшийся наркоман, растерявший весь свой первоначальный, хоть и не отточенный талант, записал два с половиной альбома убогого бренчания на гитаре. У нас на лестничной клетке пацаны и то круче играют. Если интересно, что там сыграно, то представьте себе в десять раз более занудный и корявый «Jugband Blues» без дополнительных инструментов — строго на слегка расстроенной гитаре. Оно вот примерно так всё.
Наркотики — зло.
Выводы
Слушать однозначно рекомендуется все альбомы Гилмора, «Вымышленный спорт» Мэйсона и «Заразвлекались до смерти» Уотерса. И, конечно, его с Гизином альбом про «Тело». Можно также послушать те альбомы Райта, которые не «Зи». Если совсем уж припрёт, имеет смысл послушать и оставшиеся альбомы Уотерса тоже. Но это если уж совсем.
Если кто-то пока ещё Pink Floyd не слышал, в чём я сильно сомневаюсь, то да, Pink Floyd — сила. Его надо послушать.
весь «Пророк»