Lex Kravetski (lex_kravetski) wrote,
Lex Kravetski
lex_kravetski

Category:

Алгебра, гармония, тренировки, сам процесс и прочие составные части успешного творчества (часть 2)

Часть 1 — читать сначала её.

 

Духовность

Не смотря на суровую алгебраичность творческого процесса, движущей его силой всё равно является чувство прекрасного, собственная мораль, эмоции и всё такое. Всё это вполне себе оборачивается (да и должно оборачиваться) аппеляциями и к разуму тоже. Кроме того, сами эмоции нередко вызываются именно рассудком, однако художественность, как ни крути, это всё равно воздействие на эмоциональную сферу. Набор формул мало кто назовёт художественным произведением, хотя обычно они весьма рассудочны, а для специалистов, бывает, ещё и красивы.

Именно поэтому программирование стоит несколько особняком — эмоциональная сфера там не задействована. Однако и совсем отделять его от творчества нельзя, поскольку процесс написания программ зачастую очень похож на написание стихов, то есть, тоже базируется на озарениях — «догадках», возникающих как бы из ниоткуда (хотя, конечно, они — такой же результат прошлых тренировок, как и в других сферах). Решения же, возникающие в процессе, хоть не воздействуют на эмоции, но теребят что-то, к ним очень близкое. Чувство прекрасного, так сказать. Иногда даже и словами выразить не получается, отчего решение кажется таким эдаким. Само собой, в науке оное тоже присутствует.

Алгебра гармонии многих людей пугает до коликов. Людям кажется, что как только кто-то лезет в Светлую и Чистую сферу Творчества с какими-то формальными критериями, так из этой сферы сразу исчезает вся «душа» разом. Дескать, творчество от такого становится «механистичным и не живым». Это, позволю себе такую оценку, полный бред. Без алгебраических залезаний никогда не получается интересный другим результат. Поэтому и Светлого Чистого воздействия на их эмоции тоже не получается. А без него, собственно, исчезает сам субъект — если нет воздействия, то можно ли в нём искать Светлое и Чистое?

Духовность сокрыта не в отказе от алгебры, а в том, что вы собираетесь людям через своё творчество сообщить. Если мысли ваши светлы и чисты, то и ваше сообщение будет таким. То, что в процессе его разработки вы активно пользовались определённой технологией, не сделало ваше послание грязным и тёмным. Равно как не запачкали его и тренировки.

Творческие люди, как уже говорилось, крайне далеки от ангелоподобных созданий. В жизни они могут быть (и часто бывают) моральными уродами, мутантами и всё такое. Что не мешает им творить и даже временами передавать в своём творчестве прямо противоположное собственным же поступкам. Хотя, конечно, моральный урод по жизни и в творчестве будет регулярно прокалываться, обнажая свою уродскую сущность. Однако люди не делятся строго на мутантов и ангелов. Большинство из них — нечто среднее. С достоинствами и недостатками. Среди творцов всё ровно так же. Единственное отличие, как тоже уже говорилось — они умеют творить. При этом и ангелы и мутанты творят одними и теми же способами, но с разным наполнением.

Творцы и потребители

Творцом я сейчас буду называть того, кто создаёт творческий продукт в интересующем вас направлении. Продукт абсолютно любого качества. Потребителем же — того, кто этот продукт только потребляет. В данном случае слово «потребитель» не является уничижающим: все мы в данном контексте потребители. И если некто в данном направлении только потребляет, то, не исключено, он творец в другом. В общем, данные слова сейчас — только для удобства именования.

Творец, понятное дело, практически всегда является и потребителем данного направления тоже, однако относится к нему несколько не так, как совсем потребитель. Из этого вытекает ряд нюансов.

Оценки

Как только вы хоть кому-то покажете сотворённое, оценки незамедлительно последуют. Тут надо сразу запомнить: для абсолютно любого вашего произведения найдутся люди, которым оно не понравится. Поэтому единственный негативный отзыв ничего не значит. Не значит даже десяток негативных отзывов, но это уже — повод присмотреться.

Далее. Не надо доказывать тем, кому ваше произведение не понравилось, что они ни хрена не понимают и вообще козлы. Доказать всё равно не удастся. Тем более, на первых этапах не будет нравится почти никому. Многие от такого впадают в депрессию и начинают считать себя бездарями. Очень зря. За неделю обучения езде на велосипеде вы не научитесь побеждать в велогонках, но вас же это не вгоняет в тоску?

Если вы не бросите тренировки, то примерно через год количество людей, которым нравится творимое вами, будет уже весьма существенным. Хотя те, кому не нравится, повторюсь, будут всегда.

Правда если вы тренируетесь уже больше года, а всё равно никому не нравится — вы явно делаете что-то не то. Если же при этом созданное вами кажется вам безраздельно замечательным, то сиё с девяностодевятипроцентной вероятностью — симптом психического расстройства, которое в данный момент у вас развивается или уже развилось.

Совсем забивать на оценки окружающих тоже не стоит. Мысль «я творю для себя» — самообман. Творчество в любом случае подразумевает внешнего потребителя. Даже если вы пишете в стол, то и тут незримо присутствует виртуальный читатель, которому всё это адресовано. Поэтому не надо обманывать себя: вы всегда творите для людей. Именно это доставляет лично вам удовольствие. Для себя вы можете как максимум просто изучать процесс.

Конечной целью процесса первоначально обучения, собственно, является выход на тот уровень, когда вы станете первым и главным критиком своих произведений. После некоторого периода тренировок, у вас пройдёт эйфория от того, что вы уже хоть что-то в этом направлении сумели сделать, и появится способность к трезвой оценке сделанного. В этот момент вам перестанет нравиться всё, что вы сделали до сих пор. Руки однако опускать не следует: неудовлетворение собственным творчеством — закономерная часть обучения. Наоборот, с этого момента вы уже начали хоть немного, но понимать жанр. Вам от такого будет только легче совершенствоваться. Так вот, до этого момента не стоит никому показывать вами сотворённое, ибо честным ответом однозначно будет «фигня». Многих это огорчает и они начинают подозревать окружающих в заговоре, параллельно требуя от них исключительно положительных оценок. Зачастую таких жалеют и желаемые ими оценки дают, но такие оценки — не оценки. Они — утешения. Пока вы сами не поймёте, что в ваших первых творениях хреново, не надо никому их показывать. После этого — уже наоборот надо.

Но и показанное после этого будет оцениваться далеко не всегда положительно. Причём, не всегда из-за качества творчества — бывает, что и из-за личных особенностей оценщиков. Как уже говорилось выше, людей следует мысленно поделить на творцов и потребителей направления. И относиться к их оценкам по-разному.

От потребителя важны оценки «нравится / не нравится» с минимумом конкретики, разве что с указанием тех произведений, которые лично ему нравятся. Собирая такие мнения, вы начнёте замечать закономерности во вкусах людей и соизмерять свой творческий взгляд со вкусами «целевой группы». Многие думают, кстати, что оценка от потребителя — фигня. Что на неё надо отвечать «а ты сам попробуй!!!». Ответ неправильный. Потребитель не умеет делать, однако потреблять он вполне себе умеет. И поэтому может вполне хорошо оценить именно что потребительскую ценность продукта, не вдаваясь в тонкости его изготовления.

Напротив, оценки творцов вида «нравится / не нравится» имеют гораздо меньшую значимость: творец в любом случае меряет по себе. И выносит вердикт во многом на основании сходства вашего творчества со своим. Кроме того, творцом может двигать ревность, что гораздо реже встречается у потребителей. Впрочем, и те и другие могут просто вас не любить.

Советы

С советами действует обратная закономерность: совет потребителя малозначим. Он вряд ли даст вам полезную рекомендацию, как делать, поскольку сам этого делать не умеет. Как максимум, он может вам сказать, как с его точки зрения должно было бы получиться в результате. То есть, рассмотреть-то совет можно, но не имеет смысла считать его чем-то особо значимым.

Творцы же в плане ценности советов делятся на две категории. Первая — те, кто творит так, как хотели бы творить вы. Вот к советам от этой группы следует очень внимательно прислушиваться. Следование таким советам с большой вероятностью приведёт вас к желаемому результату. Вторая группа — которые творят, но не так. Совет с их стороны значим только тогда, когда касается некоторого чисто технического нюанса. Ну, вроде рекомендации посчитать ударные и безударные слоги в стихотворной строке. В остальном же совет вполне может быть прямо противоположным нужному вам. Если брать те же стихи, то советчик, например, может считать рифмами только точные рифмы («палка — скалка»), тогда как вас манят, наоборот, неточные уровня «на грани» («палка — на кол»). Понятно, что гневная отповедь означенного творца по поводу ваших рифм ни фига вам не поможет. Хотя всё равно к таким советам следует прислушиваться ощутимо внимательнее, нежели к советам потребителей.

В обоих случаях, — как и с учителями, — следует первым делом ознакомиться с сотворённым советчиками-творцами. И сначала выяснить, нравится ли вам ими творимое и есть ли оно у них вообще, а потом уже анализировать советы.

В самом начале обучения, впрочем, ценной является любая последовательность советов от специалиста, не взирая, насколько вам близко его собственное творчество. Вам по-любому надо с чего-то начинать, дабы накопить первоначальный багаж сведений. Поэтому даже если творец-для-вас-пример, готовый поделиться знаниями, не обнаружился, можно последовать советам любого другого творца. Это всё-таки даст хоть какой-то реальный результат. По мере осмысления результата, вам многое уже станет понятно про ваше творческое направление, и вы начнёте развиваться в нём уже не вслепую. На этом этапе гораздо проще будет проводить селекцию советчиков. На этапе же окончательного вашего становления вы обретёте способность извлекать ценное даже из советов тех, чьё творчество вам не нравится. За счёт того, что будете чувствовать себя в данном жанре как рыба в воде, мастерски отделяя зёрна от плевел.

Рыбы обычно именно этим и занимаются.

Ещё один важный момент при ознакомлении с советами творцов — слушать, как они говорят. Если речь творца сбивчивая, если в его словах отсутствует логика, если он психует в ответ на вежливо заданный вопрос, его советы наверняка будут бесполезны для вас. Они могут содержать некоторую долю истины, но вы вряд ли сумеете её извлечь. Полезны лишь те советы, которые даны в последовательном логичном изложении, не обязательно с пиететом к вам, но без неоправданной агрессии. Последнее, впрочем, верно только в том случае, когда вы именно вежливо именно задали вопрос, а не попытались сходу изобличить творца во всех смертных.

Во время ответа на ваш вопрос творец вполне может приводить в пример себя. Многих это настораживает («тра-ля-ля субъективизм»). Но ничего настораживающего тут нет — творец заведомо делится своим личным опытом. Поэтому нет ничего удивительного, что он говорит и о себе тоже. За этими словами стоит мысль: я делал так и у меня получилось, поэтому, не исключено, если и ты будешь делать так, то у тебя тоже получится.

Если вы хотите, чтобы творец дал вам ценные советы по поводу улучшения ваших произведений, не засылайте ему разом тысячу написанных вами стихов. Выберете как максимум десяток. Никто не в состоянии дать вам детальный совет сразу по тысяче. Ровно так же не предлагайте творцу разобрать сотню ваших музыкальных композиций или полтонны ваших рисунков. Лучше дать малую часть, выбрав на ваш взгляд лучшие экземпляры, и получить подробный их разбор с точными указаниями на ошибки, плюс способы их исправления, чем расплывчатое «фигня» на всю пачку.

При разборе вам, не исключено, укажут не только на ошибки в технике, но и дадут художественную оценку. Первое, как я уже говорил, гораздо более значимо, чем второе. Второе значимо только в комплекте с формальным обоснованием (отсутствует сюжет, образы заезженные и т.п.). Вкусовое же восприятие творца вполне может отличаться от вашего («Ну что у тебя тут какие-то цветочки? Я вот ржавые железки люблю фотографировать — в них сила»), поэтому основанием для выводов служит не всегда.

В советах обязательно следует отличать технические рекомендации от вкусовых оценок.

Студии, кружки, учебные заведения

Мне странно, но я часто слышу вопрос: а как попасть в студию? Ответ тут весьма простой: надо найти адрес студии и расписание её работы, встать с дивана, одеться и вовремя приехать на её занятия. В общем, ничего большего не требуется.

Многие заранее боятся, что их не возьмут, поскольку они недостаточно хороши. Тут всё тоже очень просто: если вас не взяли, то либо студия не занимается обучением людей вашего уровня (что должно, в общем-то, быть написано в том месте, откуда вы извлекли информацию про студию), либо руководитель студии — тщеславный дебил. Есть, конечно, вариант, что вы с самого начала повели себя по-хамски, но это — совсем отдельная тема.

Так вот, в любом направлении существуют студии, кружки и учебные заведения, куда принимают даже тех, кто по вопросу вообще ничего не знает. Ну и, соответственно, для любого уровня выше нуля студия тоже отыщется.

Важно помнить: в любой студии на первом месте стоят ваши коммуникативные навыки. Чем приятнее людям с вами общаться, тем больше полезного вы из этого общения извлечёте и тем приятнее вам будет находиться в этой студии. Люди, надо отметить, тоже бывают разные. Ежели при первом посещении студийная среда показалась вам гадюшником — с большой вероятностью это не ваша студия. Однако гадюшники встречаются довольно редко. Гораздо чаще можно встретить отдельных моральных уродов, пришедших записываться в студию. Если вы не умеете общаться с людьми, то с большой вероятностью этим самым уродом будете именно вы. И вполне закономерно, что хорошего отношения к себе вы не дождётесь. Не по причине бесталантности или поголовной зависти к вам, а строго из-за вашего поведения при общении.

Людям обычно нравится, когда собеседник может многое рассказать. Людям не нравится, когда собеседник их перебивает, пытаясь все разговоры перевести на себя и говорить в режиме монолога. Важно уметь не просто рассказывать, а рассказывать вовремя. Если практикой не подтверждается повальный интерес к вашим словам, вам лучше почаще молчать — ваш рейтинг в этом случае будет выше.

Далее. Не стоит требовать от руководителя студии и от её личного состава особого к вам отношения. Даже если вы умеете больше всех остальных, то вы не важнее всех остальных. Даже если остальные уже умеют, а вы ещё нет, вы не вправе требовать срочно на всех забить и заниматься только с вами.

При первом же посещении постарайтесь с кем-то познакомиться. В дальнейшем не замыкайтесь только на этом человеке, а старайтесь познакомиться со всеми. Это — залог вашего успеха, хорошего настроения и крепкой дружбы со студийцами. Если есть возможность, после занятий студии подойдите к студийцам и поинтересуйтесь, а как тут вообще что. Вам, во-первых, с большой вероятностью расскажут много интересного, а во-вторых, с большой вероятностью примут как своего. Людям вообще очень нравится интерес к себе и к общему делу.

Студия подразумевает постоянное ознакомление с творчеством студийцев и его анализ. Многие сиё понимают превратно, чем быстро настраивают весь коллектив против себя. Если вам не понравилось произведение, не говорите «это фигня». Лучше в таком случае промолчать. В идеале же, если есть понравившиеся моменты, надо их отметить, а потом рассказать конкретно о технических и прочих ошибках. Равно как и дать рекомендации по их исправлению. Если вам не понравилось, но у вас прямо спросили, не отвечайте «понравилось». Ваш подход быстро вычислят и вы получите репутацию лизоблюда. Постарайтесь всё-таки как можете рассказать конкретно про непонравившееся. С другой стороны, если понравилось, то ответ «понравилось» не идеален, но достаточен. Идеальный же ответ содержит и конкретные указания на то, что показалось особенно удачным, с разъяснениями почему так.

На студии в среднем от вас ждут не оценку, а конкретный анализ произведения. Оценку (положительную) от вас ждут только неофиты.

Рано или поздно (обычно при первом же визите) вас попросят предъявить собственное творчество. Не стройте из себя скромника — вас спрашивают не с целью опустить, а чтобы понять ваш уровень и наилучшим образом выстроить ваше обучение. Покажите что есть. Если нет, честно скажите, что ничего нет и вы пришли учиться, поскольку душа просит. Ровно так же не реагируйте на негативную оценку предъявленного вами творчества — это не отказ с вами заниматься, это — констатация факта о вашем уровне развития в данном жанре.

С другой стороны, не стройте из себя Рэмбо (с ударением на последний слог): если на данный момент достижений нет, не делайте туманных намёков на вашу крутизну, не изображайте из себя матёрого профессионала, который просто своё портфолио дома забыл. Нет достижений — говорите честно «ничего не умею, пришёл учиться». Это располагает гораздо сильнее, нежели не подтвердившаяся в дальнейшем бравада.

Совсем запредел — это плагиат. Выдача чужих произведений за свои. Такое, увы, тоже бывает и отмыться потом почти нереально.

Если вы отметили, что ваш уровень выше, чем у большинства студийцев, не начинайте рассказывать, что все они — лохи и козлы. Считайте, что вы теперь заместитель руководителя и по мере сил способствуйте творческому росту личного состава.

Второй важный момент в условиях студии: ваша увлечённость предметом. Ни руководителю, ни студийцам не будет приятно заниматься с тем, кто не горит желанием заниматься. И наоборот, ваш энтузиазм будет вознаграждаться весьма ощутимым откликом в ваш адрес. Желание и интерес — залог успеха.

(продолжение следует)

Tags: faq, алгебра гармонии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments