Lex Kravetski (lex_kravetski) wrote,
Lex Kravetski
lex_kravetski

Categories:
  • Music:

Рынок в полный рост

Буквально на неделе читал рассуждения граждан про вежливость в условиях капитализма. Граждане, как водится, были уверены, что наступление поголовного уважения друг к другу в условиях рыночной экономики неотвратимо. Дескать, хозяин не будет держать продавца, который хамит покупателям — ведь тогда хозяин, о ужас, «потеряет клиента». Клиент, разочарованный неуважительным к себе отношением, уйдёт в другой магазин и всё тогда, пипец, хозяин «наказан рублём» и теперь посыпает себе голову пеплом, подсчитывая убытки.

Граждане, излагающие подобного рода гипотезы, по подозрениям вообще проживают в своей квартире безвылазно, и даже еду им приносит кто-то из родственников. Либо же теоретические знания для них настолько важнее практики, что любые противоречия реального и ими мыслимого однозначно трактуют в пользу истинности мыслимого и ошибки эксперимента. Что, впрочем, я неоднократно наблюдал своими глазами вживую.

Например, довелось мне как-то раз пересечь финскую границу на автобусе. Там, соответственно, идёт некая трасса, обочина которой усыпана мусором. Что с нашей стороны, что с ихней. Отличия разве что в том, что с нашей стороны прямо от границы начинаются фонари, которые дорогу освещают, а с финской — фонари в основном только на перекрёстках. В общем, границу пересекли. И тут экскурсовод неожиданно говорит: «вона, граждане, смотрите, только пересекли границу и сразу начался мусор». Граждане, такие, оба-на, правда кругом мусор. Вот ведь, блин, какая свинская страна.

Мусор, как я уже говорил, что там был, что здесь. Но граждане увидели его только по нашу сторону. До этого в их представлении мусора не было — я специально некоторых порасспросил. То есть, теория о «грязной России» гораздо круче практики. Нет, в Финляндии, конечно, чище. Но это — в городах. Не вдоль трассы Финляндия — Россия.

Так вот, к чему это я всё. Граждане, соответственно, видят только то, что в их теорию укладываются. У меня так не выходит. Я вижу, как есть. Когда вежливые — вижу вежливых, когда хамят — вижу хамов, когда есть мусор — вижу мусор, когда нет мусора — не вижу мусора. И теория ни фига не спасает.

Вчера вот тоже понаблюдал запредельную вежливость. Зашли мы, значит, в некий ресторан «Гин-но Таки», что близ Октябрьской, с целью поесть. Точнее, попытались зайти. На входе стоял дяденька, разодетый в самурая, который очень недовольно на всех посетителей смотрел. Я ожидал, что, — как в такого рода заведениях принято, — к нам сразу подскочит местный менеджер и расскажет куда пройти. Тут ни менеджера, ни вообще ни фига. Только дядя-самурай. Ну да ладно, бывает, в дверях поставят какого-то ряженого, так он в этих случаях на все вопросы отвечает — ну там, есть ли места, куды бечь и так далее. Спрашиваю дяденьку, а есть ли места у них на веранде? И тут дяденька тоном гаишника («л-тнант П-тров, д-кментики ваши, пжл-ста») говорит что-то вроде «да вас на веранде никто не посадит и не обслужит никогда». Причём, даже не нейтрально, а именно с хамским таким нажимом. «Только внутрь», дескать. Не, ну я бы понял, если бы мы пьяные были или выглядели как бомжи, но тут вроде трое приличных людей подзднемолодого возраста, прилично одетых.

Внутрь, конечно, заходить совершенно не хотелось, но суровая реальность рынка такова, что если ты хочешь ресторан наказать рублём, то тебе обычно приходится начинать с десятиминутного (в лучшем случае) пешего похода к следующему ресторану. Бывает, конечно, что соседний ресторан и ближе, но в нём наверняка мест нет или он закрывается прямо совсем скоро. Так что, десять минут на каждый наказ рублём — это скорее минимум. Однако от твоих пеших походов хозяину плохо почему-то не становится, ходишь, значит, ты просто так, безо всякого наказа, поэтому метод не работает. В общем, пришлось внутрь всё-таки зайти.

Внутри, ясен пень, тоже никто не подбежал предлагать столик. Все, типа, заняты. В зале работает один официант, остальные стоят треплются. Начал искать место сам. Сходу так не нашёл. То есть, не смотря на дядю-самурая, отважно пытающегося прогнать посетителей, посетители всё равно есть. И тут меня осенило: если один официант работает, пока остальные пинают балду, то наверно у него и надо спрашивать: ясно же, что он — человек высоких моральных принципов.

Спросил. Свободный столик действительно имел место быть. Однако после нашей успешной посадки куда-то исчез и единственный официант высоких моральных принципов тоже. Соответственно, за десять минут ожидания к нам так никто и не подошёл. Как и к другим новым посетителям. Это, по ходу, такой «самонаказ рублём»: заведение понимает, что с вежливостью в нём не ахти, поэтому самоотверженно отказывается принимать деньги от посетителей. Пришлось это заведение покинуть.

Поскольку в области видимости других заведений, окромя «Ростикса», не наблюдалось, были вынуждены пойти в него. Честное слово, лучше бы пиво в палатке купили. В «Ростиксе» очередь к двум кассам. Остальные не работают, хотя персонал в общем-то имеется. Но он тоже занят беседами между собой. Те две кассы, что всё-таки работают, работают только с формальной точки зрения. Кассиры регулярно куда-то отходят минут на пять, не взирая. Когда до следующего посетителя всё-таки доходит очередь, ему предлагается игра «угадай, а что у нас есть». Многие угадывают только раза с десятого, поскольку нет вроде как ничего. Стоявший передо мной дяденька не угадал ни одной буквы, отчего был вынужден попросить дать ему хоть что-то. Впрочем, чуть позже выяснилось, что у них нет не только еды, но и сдачи, поэтому дяденька чуть было не оказался послан на.

Рядом стояли какие-то девушки, которые громко угрожали «написать в жалобную книгу». Другие грозились сообщить менеджерам. Что, как выяснилось через пятнадцать минут, было бы просто тратой времени. Поскольку менеджеры подошли сами с целью что-то там сделать с кассой и поведение кассиров от появления менеджеров ни капли не изменилось. Более того, со стороны кухни зашёл какой-то дяденька-милиционер и начал весело гоняться за кассиршей. Менеджеров не смутило и это. Наконец, я всё-таки получил то, что у них есть — два раздавленных бутерброда, поджаренную на подгоревшем масле картошку и чем-то разбодяженное пиво. Дорогому товарищу snailnight повезло меньше — его кассирша просто отказалась обслуживать, сообщив, что «вас здесь не стояло», и закрыла кассу. То есть, товарищу предлагалось снова отстоять получасовую очередь. И всё это, повторюсь, на глазах менеджеров. Рынок в полный рост.

Что, конечно, никак не портит теорию о капиталистической вежливости. Тут ведь дело в чём: японский ресторан, очевидно, обслуживает только элитных посетителей. Поэтому у его персонала нет потребности расстилаться перед каждым быдлом, туда заглянувшим. Ну сколько каждый из нас бы там потратил? Ну тысячу рублей, положим. Это ж — мелочь для такого элитного ресторана. Им ли стремиться жить с оборотов?

Казалось бы, что «Ростикс»-то как раз с оборотов жить и должен — на «элитный» он никак не тянет. Но и тут теория даст правильный ответ: «а что вы хотели с бомж-кафе?». При желании таким вот образом можно оправдать хамство практически любого заведения. Как, собственно, и делается, судя по многократным наблюдениям. На абсолютно любой пример совершенно наплевательского отношения к клиентам, подбирается подходящий оправдательный тезис из набора «элитный-бомжовский-сетевой-хачовый-привокзальный-...», после чего говорится «а вам надо было пойти в ресторан XXX, вот там настоящий рынок». И пофиг, что ты был где-то в районе Октябрьской, а очередной чудо-XXX расположен где-то в районе Савёловской (для немосквичей: это — полчаса езды на метро), всё равно рынок рулит. Поскольку есть ведь при нём ресторан XXX, где кому-то нравится. А если вдруг и там нахамят, то и тут оправдание найдётся («это он сейчас испортился, а раньше…»).

Многие думают, что у нас всё так от «пережитков совка». Нет, граждане, это у нас от замечательного современного массового воспитания через пропаганду. Если по телевизору круглосуточно показывать бандитов, то никак иначе и не будет. Если регулярно сообщать гражданам, что каждый сам за себя, вежливость никогда не появится, рынок тут или не рынок. Никакие «наказания рублём» ничего не поменяют. Вопрос решается исключительно насаждением правильных ценностей, причём, не только персональным общением родителей с детьми, но и в обязательном порядке пропагандой на государственном уровне.

Ну и дополнительный способ. Надо, например, отучить москвичей кидать мусор куда попало. Как это сделать? Штрафами? Ну так штраф в сто рублей одну половину москвичей не остановит — для них сто рублей, как мелкая разменная монета. А у другой половины этих денег просто нет. Поэтому надо не так. Бросил бутылку себе под ноги, заловили тебя на этом — отравляешься в выходной драить московские тротуары. Если не пришёл — отправляешься драить тротуары в течение пятнадцати суток с проживанием на казённой квартире. Тут, что бедный ты, что богатый, желание мусорить быстро пропадёт. А если там, где ты намусорил, в пределах пятидесяти метров не было ни одной урны, то драить тротуары в выходные отправляются все работники местного муниципалитета. Включая самых главных. Вот тогда будет чистота.

Правда, надо отметить, что в Европе даже в области ресторанов до идеала ещё пилить и пилить. Там накал страстей, конечно, несколько ниже, чем у нас, но в целом все наблюдаемые здесь явления наблюдаются и там тоже. По части мусора же некоторые европейские страны дадут России сто очков вперёд.

 

Ну и, конечно, я всячески рекомендую читателям ресторан «Гин-но таки» и закусочную «Ростикс», расположенные рядом с метро «Октябрьская». Запредельный уровень сервиса, выражающийся в скорости обслуживания и вежливости персонала, там гарантирован. При рынке же иначе и не бывает.

Tags: контрманипуляция сознанием, политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 524 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →