Если я видел дальше других, то только потому, что стоял на плечах гигантов.
(Исаак Ньютон)
Вот уж кто-кто, а Ньютон — точно гений. И уж не ему бы умалять свои заслуги. Однако нет, такой талантливый человек, а поди ж ты, делится своими успехами с предшественниками. Да что там делится — фактически все лавры им отдаёт.
С другой стороны, половина Васей Пупкиных, если не три четверти, свято верят в то, что «они всё сами». Что «они никому ни за что не должны». Что «обошлись бы и без окружающих». Красивый миф про сэлф-мэйда прочно обосновался в головах граждан. Гражданам очень нравится мысль, что, дескать, придёт когда-нибудь однажды и их (граждан) вызовет Всеземной Совет с целью поставить на должность самого главного по. А то и вообще самого главного. Исключительно за их скрытую крутизну.
Именно про такое, кстати, почти все комиксы и две трети фэнтези-книг.
По этой, например, причине виртуальные сэлф-мэйды очень любят рассказывать друг другу, что Эйнштейн был троечником, а потом… Мол, это вы зря меня ни в грош не ставите, вона, Эйнштейна, поди, тоже за тройки ругали, а он потом как задал всем. Само собой, мало кто в курсе, что Эйнштейн был неважным учеником только в том плане, что регулярно спорил с учителями, которые в то время были большими поклонниками механического заучивания материала. А Эйнштейн при этом обращал внимание на то, что заученное ещё неплохо было бы понимать. Ну и с французским у него вроде как не ахти было.
При этом с ранних лет оный Эйнштейн читал всякое. Причём, не один только башорг, а ещё про философию, математику и физику. Вот за счёт этого парень пришёл к успеху.
Любой успех — это в первую очередь труд и опыт предыдущих поколений, а во-вторую, — но только чуть менее важную, — регулярные тренировки.
Для успеха надо впахивать от зари до зари в области любимого дела и прочно при этом стоять на плечах гигантов. Без этого никакое однажды не придёт. Мозг магическим образом не разродится чудо-концепцией, от которой все ахнут, если этот мозг не тренировать несколько десятилетий. И если в него не загружать тоннами придуманное предшественниками. Любой талант — десять процентов врождённых данных и многие годы выпиливания лобзиком, обтачивания напильником и полировки шкуркой. Причём, не чего попало, а долгое время строго по шаблонам предыдущих мастеров.
Виртуальные сэлф-мэйды этого, конечно, не понимают. Им грезится, что всё вдруг пойдёт само. Просто потому, что они такие клёвые.
Для справки: самыми клёвыми считают себя девять десятых населения. «Я хуже других» — очень редкая фраза. Все обычно строго лучше других. И вот чудо — никого это не настораживает.
Невидимое, по мнению сэлф-мэйда, не существует. Невидимое, само собой, ему лично. Сэлф-мэйд не видел, как вон тот вон десять лет седлал гитару по двенадцать часов в день, поэтому сэлф-мэйд уверен, будто тот просто вышел на сцену и сразу заиграл. И сэлф-мэйд поэтому тоже когда-нибудь так заиграет.
Или же ему долбанёт по голове яблоком, от чего он сформулирует законы механики. Без подготовки — сразу. Это завлекательно, поэтому про яблоко все знают. И мало кто знает про то, что законы Ньютона тесно связаны с законами Кеплера. Что первый закон Ньютона, — пусть, не очень чётко, — сформулировал ещё Галилей. Что термин «количество движения» (импульс) пытался ввести Декарт. Что тот же Эйнштейн не сам лично всё выдумал, а основывался на многом, открытом его предками и современниками. В частности, преобразования Специальной Теории Относительности — это не столько заслуга Эйнштейна, сколько Лоренца, Пуанкаре и того же Галилея.
И Ньютон с Эйнштейном не сидели целыми днями на дискотеках в перманентном ожидании чудесных прозрений. Они вдумчиво и внимательно изучали наследие прошлого и тенденции нынешнего. Они тренировались. Они работали. Их работы — не компиляция, но и не их личное, персональное.
Наука — это пополнения каплями новых знаний океана уже известного человечеству. Хотя на этом месте когда-то и лужи не было.
Без изучения и без плечей гигантов даже вагон с яблоками, неожиданно свалившийся на голову, абсолютно ничего не изменит. Всё как было, так и будет.
Но и предшественники в профессии ничего бы не стоили без ещё одного гиганта — народа. Общества, в котором живёт гений. Чтобы гений мог творить и открывать, общество создаёт ему для этого условия. Гений не приходит на ровное место — на этом месте уже есть дома, дороги, сельское хозяйство. Уже многие века кузнецы куют подковы для лошадей, которые будут возить гения к месту работы, сапожники тачают гению сапоги, портные шьют камзолы, а кондитеры лепят конфеты.
Виртуальным гениям, конечно, кажется, что никаких заслуг общества в том нет — обмен, вроде как, идёт. «Я им мега-открытия, а они мне — ботинки и мороженое». Всё честно. Сэлф-мэйдов не смущает, что мега-открытия они пока что только собираются выдать, а общество им с рождения всё вышеперечисленное (и очень многое другое) поставляет. Что кто-то когда-то придумал вот эти самые ботинки, а денег с виртуального гения совсем даже не получил. Что кто-то когда-то построил электростанцию и протянул от неё к дому будущего мега-гения провода, безо всяких гарантий, что мега-гений ему даст что-то взамен. Более того, мега-гений почти наверняка ничего не даст — он ведь слишком занят, чтобы создавать, он мечтает.
Те упражнения, при помощи которых реальный сэлф-мэйд сделал себя, тоже упали не с потолка. Их тоже разрабатывали гиганты. Гиганты, ровно так же жившие в тесной связи с обществом, а не на необитаемом острове.
Кстати, да, необитаемый остров. Вот тот, кто уверен, что от остальных ему ничего не надо и они ему ничего не дали, пусть попробует годик на необитаемом острове себя поделать. Даже с бонусами цивилизации — образованием и переданными ему навыками. Если он за это время хотя бы говорить не разучится, это уже можно считать успехом. Про гениальные открытия в таких условиях я даже не говорю: животные не скушали — уже спасибо.
Слова «я добился всего сам» имеют под собой только два варианта: человек лжёт из корыстных побуждений или же он просто глуп. Не исключено, что в некоторых случаях вместо союза «или» следует использовать союз «и», однако иных вариантов нет. Человек никогда не добивается всего сам. Его успех всегда одновременно и успех многих и многих других — гигантов прошлого и современности, гиганта-общества, но без этих гигантов не обходится.
Хотя тренировок себя лично это совершенно не исключает. Наоборот, оно дополняется тренировками. С необходимостью.
P.S. «Виртуальный гений» — это такой абстрактный класс, где методы заявлены, но их реализации нет и о ней никто не думает. Экземпляры абстрактных классов нельзя создавать, однако создано их уже очень много. Очевидно, в реализации этих экземпляров методы являются заглушками, во всех случаях возвращающими нули.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →