Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Тарас Бульба. Рецензия.
lex_kravetski

Владимр Бортко — очень противоречивый режиссёр. Вроде бы никогда культовым не был (в отличие, например, от Рязанова), вроде бы метался всё время: то сериалы снимает, то классику экранизирует, то диссидентщину с фигой в кармане разводит. Оно вообще как-то странно сочетается — премия Солженицына и членство в компартии. Хотя, с КПРФ и не такие кунштюки бывают. Но не суть.

Суть в том, что работы у товарища Бортко разной степени насыщенности и противоречивости. Взять, например, то же самое «Собачье сердце». Хорошая ведь экранизация. Образная такая. Однако на роль профессора взят обаятельный Евстигнеев, который вместе с не менее обаятельным Плотниковым-Борменталем, корчит из себя высокодуховного интеллигента, тогда как в книжке оба — эдакие снобы-буржуа. В результате посыл книги, где положительных персонажей вообще не особо-то и есть, с конфликта по-разному заблуждающихся людей трансформируется  в борьбу Продвинутой Элиты против проклятого совка. Ну, напрямую в фильме, конечно, такого вроде как не показывалось, однако осадочек остался. И осадочек сей дал у очень многих весьма буйные всходы советофобии. Очень оно ведь важно, правильно расставить акценты.

Тремя годами позже выхода означенного фильма проклятый совок рухнул, унеся за собой в небытие и весь отечественный кинематограф. Не только начинающие, но и маститые режиссёры, в рамках полной свободы творчества массовым порядком принялись штамповать пошлый убогий кретинизм, наглядно подтверждая животворящую силу тоталитарной цензуры для кинематографического творчества. Всё, что вышло после эдак 90-го года, можно смело записывать в шлак и не рекомендовать смотреть даже под пиво с целью поржать. Смотреть это совершенно невозможно, о чём говорит хотя бы то, что даже тупые сортирные комедии на фоне всего остального выглядели шедеврами.

Однако был снят всё-таки один фильм, который радикально выбивался из всего этого убожества, во-первых, весьма достойной режиссурой, во-вторых, что ещё более удивительно, крепким сценарием, а в-третьих, — это уже совсем практически чудо, — нетривиальной и многогранной философской идеей. Фильм назывался «Цирк сгорел и клоуны разбежались», а снял его… ну вы поняли, в общем. Бортко его снял. Это благодаря ему в куче навоза появилась-таки жемчужина.

К концу первого десятилетия двадцать первого века в отечественном кино наметились хоть какие-то подвижки к лучшему. Вышло некоторое количество, если не шикарных, то хотя бы терпимых фильмов, и к ним в довесок несколько тех, которые уже можно смело называть хорошими: «Плюс один» и «Мы из будущего», в частности.

Последние, кроме крепкой постановки и хорошего сценария, выделялись также отступлением от генеральной линии кинематографической партии, которую можно выразить одной фразой: «на родную страну позволительно только срать». Несколько смелых режиссёров, тем не менее, дали понять, что можно ещё и не срать. Более того, можно даже похвалить родную страну. Причём, не только настоящее, но и даже прошлое.

Такое, конечно, вызвало резкое неприятие всей свободомыслящей общественности: «как же так, вы имеете наглость утверждать, что в этой стране не всё плохо?!!», однако простые граждане, которым обсирание «этой страны» уже порядком поднадоело, приняли эти фильмы очень хорошо. Товарищ Бортко же решил пойти даже дальше: снять патриотический фильм. Пусть, не про СССР и не про постсоветскую Россию, но всё равно «про наших».

Нашими в «Тарасе Бульбе», как ни странно, являются казаки, которые, презрев все законы свободного общества, называют себя «русскими». Хотя британские учёные, проживающие преимущественно в Киеве, давно уже выяснили, что казаки на самом деле — древние укры. К сожалению, Гоголь родился слишком рано и не ознакомился поэтому с новейшими открытиями науки, поэтому у него вместо укров — русские.

Есть мнение, что Гоголя, будь он ещё жив, за такое выслали бы из Украины нафиг. Но он, зараза, уже умер, поэтому придётся отыгрываться на Бортко.

Вообще одного только упоминания русских в положительном контексте уже достаточно для того, чтобы тебе приличные люди руки не подавали. Но мало этого, русские в фильме ещё и Родину любят — не Россию, правда, а Сечь, что их, конечно, слегка оправдывает. За любовь же русских к Родине с точки зрения либералов вообще сразу расстреливать надо. Если, конечно, Родина — не США и не Израиль.

Совсем уж разрывает мозг, что «Тарас Бульба» выпущен под эгидой Министерства Культуры. Это — ни в какие ворота. Министерство Культуры и вдруг даёт деньги на хороший фильм про любовь к Родине!!! И вдобавок про хороших русских!!! Как так можно?!! Совок возвращается!!! Срочно надо собирать комитеты с целью остановить этот беспредел!!!

Что особенно злит, так это подход. Оно понятно, когда некий молодой, но уже прославленный режиссёр, заказывает машины для своего фильма и они вдруг оказываются неподходящими. Поэтому срочно приходится собирать машины из фанеры и снимать мега-гонки на скорости десять километров в час в непонятном туннеле. Понятно, когда зрителям показывают фанерный танк с люком на петлях и самого режиссёра в гламурном халате. Тут всё нормально: собрали деньги, поделили между собой, а на остаток сняли очередной «наш ответ Голливуду» в стиле детского утренника. Любой свободомыслящий человек может примерить такое на себя и осознать, что он на месте съёмочной группы поступил бы так же.

А тут вдруг за гораздо меньшие деньги и лошади подошли, и костюмы тоже подошли, и актёры подошли — где такое видано? Нет, ну можно было бы представить, что в фильме будет массовка из трёх человек, бодро рубящаяся пластмассовыми саблями. Вместо этого — в кадре тысячи. И все в нормальных костюмах. Неужто выделенные на фильм деньги действительно пошли на съёмку фильма?

Вообще, фильм снят настолько здорово, что не только уделывает в минуса вообще все постсоветские фильмы скопом, но и большинству голливудским даёт прикурить. Местами вообще кажется, что «Властелин колец» смотришь, настолько масштабно и качественно. Штурмы стен, кровавые зарубы и конные атаки — всё на месте. Всё как надо. В нужных местах грамотно использованы всевозможные фильтры, чего я в нашем кино вообще никогда не видел.

В смысле, фильтры-то видел, не видел, чтобы грамотно.

Актёры, блин, играют, хотя казалось бы, зачем играть, когда кругом свобода творчества? Корчи рожу и ори в кадр — пипл всё схавает.

Богдан Ступка в роль вписался идеально. Иного Тараса Бульбу теперь вообще будет невозможно представить. Говорит весомо, гневается — страшно. При этом без постоянных истерик, то есть, все традиции постсоветского кина попраны.

Боярский тоже хорош. Во-первых, без шляпы. Это неожиданно. Во-вторых, играет не француза. В-третьих, старым не выглядит. А ведь ему под шестьдесят уже. Но держится молодцом.

Третья блестящая роль у Сергея Донцова, который выступает в роли комического персонажа еврейской национальности. Персонаж — на грани. Иногда кажется, что сиё заснято матёрыми антисемитами, особенно если учесть, что евреев в фильме не стесняясь называют «жидами» (как в те времена и было, о чём, впрочем, большинство пламенных борцов с поголовным антисемитизмом не в курсе). После такого создателям перестанут подавать и вторую руку тоже. Жидовский персонаж настолько мощно раскрывает соответствующую логику, что терпению Бульбы, постоянно спасающего оного от неминуемой гибели, не устаёшь поражаться. Одновременно персонаж жжёт глаголом совершенно не по-детски: от некоторых шуток ржал в голос, что со мной бывает только при просмотре «Саус Парка».

Сын Тараса Бульбы — Андрей — очень грамотно дополняет рассуждения еврея (который, кстати, по фильму скорее всё-таки положительный, хотя и своеобразный), являя собой отличный пример местного, казацкого либерала. Одна только грамотно произнесённая фраза «где хорошо, там и Родина» уже в полной мере оправдывает для зрителя последующее убийство свободомыслящего казака его же собственным отцом. Гоголевское «я тебя породил, я тебя и убью» звучит вообще фактически как намёк, выливающийся в призыв. Рискует товарищ Бортко, ох, рискует.

В общем, действо, близкое к инопланетному. Так просто не бывает. Причём, особенно странно, что сопровождается оно очень мощным текстом, который даже не весь авторства Гоголя. Некоторые вещи из длинных возвышенных монологов Тараса явно написал сценарист. И написал их настолько сильно, что Бульбе теперь сам Агроном будет завидовать. Произнеси Тарас Бульба такую же речь у ворот Мордовии, так парочке хоббитов к вулкану кольцо тащить, не исключено, и не понадобилось бы.

Я, кстати, вообще фанат хороших текстов, поэтому всё время очень страдал из-за утраты сценаристами способности к их сочинению. На мой взгляд, хрен с ними, со спецэффектами, ну есть они — хорошо, нет их — тоже ничего страшного, самое главное это хороший текст, произнесённый хорошим актёром. А действие, так пусть хоть в одной комнате происходит. Но у нас, увы, случилось страшное: спецэффекты делать ещё не научились, а тексты писать уже разучились. Из-за этого фильмы сплошняком убогие получаются. Ну не могу я слышать, как персонажи говорят словно школьники на дискотеке. Не могу.

К счастью, в «Тарасе Бульбе» отлично удались и тексты и спецэффекты. Моё почтение режиссёру-сценаристу. Ну и Гоголю тоже — как без него.

Это было про «к счастью», теперь немного про «к сожалению». К сожалению, местами фильм пострадал из-за неумеренности. Я понимаю, казаки — люди верующие. Православие тогда, я понимаю, большую роль играло. Но когда его поминают через слово, эффект становится негативным. Одно дело, когда в кульминации что-то про «Православную Русь» загнут, а другое, когда она — чуть ли не в каждом кадре. Тут планку перегнули. Равно как и в эпической битве перегнули с доблестными смертями соратников Бульбы. Ну пара штук — ничего ещё, однако пять подряд с практически одинаковыми текстами и одинаковой постановкой — это уже перебор. Из-за этих двух пунктов совсем уж идеала не вышло. Но вышло близко к тому.

Фильм настоятельно рекомендуется к просмотру по целому ряду факторов: патриотизм, высочайшее качество съёмок, отличный текст, интрига, местами почище гоголевской (нет, там ничего не переделали, дополнили только слегонца), взаимодействие персонажей, кровавые зарубы и масштабные баталии — есть что посмотреть. И главное, есть теперь, где посмотреть на успех отечественного кина. Правда, в качестве побочного эффекта сего вам свободомыслящие граждане могут перестать подавать руку. Если вам фильм понравится.

Метки:

"Мы из будущего" - хороший фильм???

По-моему, тупейшая антифа-агитка

Re: "Мы из будущего" - хороший фильм???

Действительно: парни попадают в прошлое и проникаются подвигом советского народа в его борьбе против нацистов. Налицо тупейшая антифа-агитка. В правильном фильме парни наверняка на сторону немцев должны были бы перейти.

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
мне лично фильм понравился, сходил в кинотеатр и поддержал рублем его создателей,
но что жалко, за 4 недели национального проката (Украина+Россия) фильма так не собрал кассы...и похоже не окупится...

Ну как же, там ведь не срывают покровы...

Постановка боев - халтура запредельная. Комбинированные съемки - так же. Но за одну фразу Ступки - "Ну что, сынку, помогли тебе твои ляхи?" можно много чего простить. Снимать не умеем, но стараемся )))

Re: Ответ на вашу запись...

Бои, на мой взгляд, отлично поставлены. Просчёты только в паре мест - обычно их на порядок больше. Если, конечно, фамилие режиссёра не Джексон.

В комбинированных эффектах просчёт один - прыжок лошадей в воду. Вот это, да, отстойно вышло.

В целом мне тоже фильм понравился.

Однако у меня осталось какое-то ощущение незавершенности фильма как цельного произведения. Например, очень хорошо "выписаны" сцены казней, однако батальные сцены менее совершенны (например, гибель основных героев, что вы упомянули, или штурм крепости), также совершенно не показан голод в городе, дважды повторяющееся воспоминание Бульбы о туречене, в котором для такого казака вообще ничего не должно быть запоминающимся.

Во общем, какой-то не доделанный, а в целом да: можно рекомендовать к просмотру.

С масштабами у фильма всё-таки проблема. Кажется что в боях принимает участие человек по 50 с каждой стороны. И поединки уж какие-то слишком упрощённые - "махнул саблей - упал враг". Как-то враги от казацкой сабли почти не отбивались.

фраза "где хорошо там и родина" - это такой мощный спойлер, что даже сосед по креслу, который все знает и заранее рассказывает нервно курит в углу. )

По таким фразам хорошо вычислять потениальных предателей, а в военное время можно даже сразу к стенке и расстрелять. : )

Фильм по моему хороший и то как его во всю обсирают в инете показательно. Значит либералы ссут, значит не зря фильм делался.

А вы смотрели "Мастер и Маргарита" 1993г. снятый Юрием Карой?
С посылом, что в девяностых хороших фильмов не было не согласен. Были, только очень мало. Крупицы. Так и сейчас особого разгула кинематографа не наблюдается. Просматривая сюжеты последних фильмов хочется спросить где народ береь такую наркоту.

Кстати, куда ушли деньги у режиссёра в гламурном халате видно :) Во всяком случае по моим опросам тех кто работает в кинобизнесе :)

На домик в деревне у чувака в гламурном халате? )

это ж как надо изголадаться по патриотическим фильмам, чтобы такую фальшивку-агитку считать правильной...

Поставлю в очередь на просмотр.

В 90-е было не так и мало хороших фильмов. В массе шел шлак, но и достойные вполне снимались. Навскидку вспоминаю "Кто, если не мы", "Вор" "Любить по-русски".

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
>днако на роль профессора взят обаятельный Евстигнеев, который вместе с не менее обаятельным Плотниковым-Борменталем, корчит из себя высокодуховного интеллигента, тогда как в книжке оба — эдакие снобы-буржуа. В результате посыл книги, где положительных персонажей вообще не особо-то и есть, с конфликта по-разному заблуждающихся людей трансформируется в борьбу Продвинутой Элиты против проклятого совка.

Не согласен я. В книге как раз расскрывается, неприятие образованных людей того факта, что теперь люди с низов имееют такие же права как и они...Пьют водку, тунеядцы, за страну воевать не желают, хотят жить в хороших хоромах, вкусно жрать и пить...
Переходный переуд, самое плохое время было...
Скажите Лекс, если рядом с вами сядит вонючий и пьяный бомж, и скажет сидят тут господа, на трудовом народе паразитирую (про вас), что вы про него скажите? Он прав нет? А если завтра этого бомжа к вам по закону в квартиру вселят для уплотнения жидплощади? А то живёте в тепле, спите на кровате, а бомж бедняга на улице по подворотням...
Как вы себя в такой ситуации поведёте? Мне кажется, что вы будете вылитый Ф.Ф. Преображенский...
По факту, что мне не нравится в первые годы СССР, так это то, что всяким дали слишком много прав, по факту только их рождения...Это потом уже, и оплата, и жильё и т.д. стали давать за заслуги, за трудолюбие...Но это только спустя 20-30 лет...

c Шариковым не всё так просто. Он не просто бомж, он творение профессора. И тут Швондер прав - за свои дела надо отвечать. Создал из собаки человека - предоставь ему жилплощадь ;)))

Одинаково гибнущие казаки, читающие одинаковые пафосные речи перед смертью - это да. С христианством тоже жирный перебор.
Зато в начале отличная битва-штурм крепости. Практически властелин.
И концовка отлично вышла.

Но есть и ещё один серьёзный недостаток в фильме: Музыка!
Очень очень плохо сделано.
Дешёвая синтезаторная мелодия (к месту была бы в тупых телевизионных сериалах, какие кажут по отечественному ТВ) повторяется каждые 2 минуты в попад и не в попад. Их там несколько. Очень быстро надоедают и каждое их повторение являет новые рвотные позывы. Настолько безвкусного саундтрака наверное нигде больше нету.

За что спасибо товарищу Корнелюку (который сейчас по этому вопросу двигает стрелы на товарища Бортко, говорит, испортил всю музыку ему).

Re: Ответ на вашу запись...

Мне, кстати, главная музыкальная тема понравилась.

Фильм мне понравился. Настолько, что я (между прочим, впервые в жизни!) купил лицензионный диск.
/к некоторым написавшим/ ребят, ну о чём разговор? но коняшки не так прыгали, то казаки не так махали. вы б ещё форму колец-перстнй у ляхов обсудили...
Сам факт создания такой качественной картины вселяет некоторый оптимизм на будущее - вот что главнее!

?

Log in

No account? Create an account