Lex Kravetski (lex_kravetski) wrote,
Lex Kravetski
lex_kravetski

Category:

Тарас Бульба. Рецензия.

Владимр Бортко — очень противоречивый режиссёр. Вроде бы никогда культовым не был (в отличие, например, от Рязанова), вроде бы метался всё время: то сериалы снимает, то классику экранизирует, то диссидентщину с фигой в кармане разводит. Оно вообще как-то странно сочетается — премия Солженицына и членство в компартии. Хотя, с КПРФ и не такие кунштюки бывают. Но не суть.

Суть в том, что работы у товарища Бортко разной степени насыщенности и противоречивости. Взять, например, то же самое «Собачье сердце». Хорошая ведь экранизация. Образная такая. Однако на роль профессора взят обаятельный Евстигнеев, который вместе с не менее обаятельным Плотниковым-Борменталем, корчит из себя высокодуховного интеллигента, тогда как в книжке оба — эдакие снобы-буржуа. В результате посыл книги, где положительных персонажей вообще не особо-то и есть, с конфликта по-разному заблуждающихся людей трансформируется  в борьбу Продвинутой Элиты против проклятого совка. Ну, напрямую в фильме, конечно, такого вроде как не показывалось, однако осадочек остался. И осадочек сей дал у очень многих весьма буйные всходы советофобии. Очень оно ведь важно, правильно расставить акценты.

Тремя годами позже выхода означенного фильма проклятый совок рухнул, унеся за собой в небытие и весь отечественный кинематограф. Не только начинающие, но и маститые режиссёры, в рамках полной свободы творчества массовым порядком принялись штамповать пошлый убогий кретинизм, наглядно подтверждая животворящую силу тоталитарной цензуры для кинематографического творчества. Всё, что вышло после эдак 90-го года, можно смело записывать в шлак и не рекомендовать смотреть даже под пиво с целью поржать. Смотреть это совершенно невозможно, о чём говорит хотя бы то, что даже тупые сортирные комедии на фоне всего остального выглядели шедеврами.

Однако был снят всё-таки один фильм, который радикально выбивался из всего этого убожества, во-первых, весьма достойной режиссурой, во-вторых, что ещё более удивительно, крепким сценарием, а в-третьих, — это уже совсем практически чудо, — нетривиальной и многогранной философской идеей. Фильм назывался «Цирк сгорел и клоуны разбежались», а снял его… ну вы поняли, в общем. Бортко его снял. Это благодаря ему в куче навоза появилась-таки жемчужина.

К концу первого десятилетия двадцать первого века в отечественном кино наметились хоть какие-то подвижки к лучшему. Вышло некоторое количество, если не шикарных, то хотя бы терпимых фильмов, и к ним в довесок несколько тех, которые уже можно смело называть хорошими: «Плюс один» и «Мы из будущего», в частности.

Последние, кроме крепкой постановки и хорошего сценария, выделялись также отступлением от генеральной линии кинематографической партии, которую можно выразить одной фразой: «на родную страну позволительно только срать». Несколько смелых режиссёров, тем не менее, дали понять, что можно ещё и не срать. Более того, можно даже похвалить родную страну. Причём, не только настоящее, но и даже прошлое.

Такое, конечно, вызвало резкое неприятие всей свободомыслящей общественности: «как же так, вы имеете наглость утверждать, что в этой стране не всё плохо?!!», однако простые граждане, которым обсирание «этой страны» уже порядком поднадоело, приняли эти фильмы очень хорошо. Товарищ Бортко же решил пойти даже дальше: снять патриотический фильм. Пусть, не про СССР и не про постсоветскую Россию, но всё равно «про наших».

Нашими в «Тарасе Бульбе», как ни странно, являются казаки, которые, презрев все законы свободного общества, называют себя «русскими». Хотя британские учёные, проживающие преимущественно в Киеве, давно уже выяснили, что казаки на самом деле — древние укры. К сожалению, Гоголь родился слишком рано и не ознакомился поэтому с новейшими открытиями науки, поэтому у него вместо укров — русские.

Есть мнение, что Гоголя, будь он ещё жив, за такое выслали бы из Украины нафиг. Но он, зараза, уже умер, поэтому придётся отыгрываться на Бортко.

Вообще одного только упоминания русских в положительном контексте уже достаточно для того, чтобы тебе приличные люди руки не подавали. Но мало этого, русские в фильме ещё и Родину любят — не Россию, правда, а Сечь, что их, конечно, слегка оправдывает. За любовь же русских к Родине с точки зрения либералов вообще сразу расстреливать надо. Если, конечно, Родина — не США и не Израиль.

Совсем уж разрывает мозг, что «Тарас Бульба» выпущен под эгидой Министерства Культуры. Это — ни в какие ворота. Министерство Культуры и вдруг даёт деньги на хороший фильм про любовь к Родине!!! И вдобавок про хороших русских!!! Как так можно?!! Совок возвращается!!! Срочно надо собирать комитеты с целью остановить этот беспредел!!!

Что особенно злит, так это подход. Оно понятно, когда некий молодой, но уже прославленный режиссёр, заказывает машины для своего фильма и они вдруг оказываются неподходящими. Поэтому срочно приходится собирать машины из фанеры и снимать мега-гонки на скорости десять километров в час в непонятном туннеле. Понятно, когда зрителям показывают фанерный танк с люком на петлях и самого режиссёра в гламурном халате. Тут всё нормально: собрали деньги, поделили между собой, а на остаток сняли очередной «наш ответ Голливуду» в стиле детского утренника. Любой свободомыслящий человек может примерить такое на себя и осознать, что он на месте съёмочной группы поступил бы так же.

А тут вдруг за гораздо меньшие деньги и лошади подошли, и костюмы тоже подошли, и актёры подошли — где такое видано? Нет, ну можно было бы представить, что в фильме будет массовка из трёх человек, бодро рубящаяся пластмассовыми саблями. Вместо этого — в кадре тысячи. И все в нормальных костюмах. Неужто выделенные на фильм деньги действительно пошли на съёмку фильма?

Вообще, фильм снят настолько здорово, что не только уделывает в минуса вообще все постсоветские фильмы скопом, но и большинству голливудским даёт прикурить. Местами вообще кажется, что «Властелин колец» смотришь, настолько масштабно и качественно. Штурмы стен, кровавые зарубы и конные атаки — всё на месте. Всё как надо. В нужных местах грамотно использованы всевозможные фильтры, чего я в нашем кино вообще никогда не видел.

В смысле, фильтры-то видел, не видел, чтобы грамотно.

Актёры, блин, играют, хотя казалось бы, зачем играть, когда кругом свобода творчества? Корчи рожу и ори в кадр — пипл всё схавает.

Богдан Ступка в роль вписался идеально. Иного Тараса Бульбу теперь вообще будет невозможно представить. Говорит весомо, гневается — страшно. При этом без постоянных истерик, то есть, все традиции постсоветского кина попраны.

Боярский тоже хорош. Во-первых, без шляпы. Это неожиданно. Во-вторых, играет не француза. В-третьих, старым не выглядит. А ведь ему под шестьдесят уже. Но держится молодцом.

Третья блестящая роль у Сергея Донцова, который выступает в роли комического персонажа еврейской национальности. Персонаж — на грани. Иногда кажется, что сиё заснято матёрыми антисемитами, особенно если учесть, что евреев в фильме не стесняясь называют «жидами» (как в те времена и было, о чём, впрочем, большинство пламенных борцов с поголовным антисемитизмом не в курсе). После такого создателям перестанут подавать и вторую руку тоже. Жидовский персонаж настолько мощно раскрывает соответствующую логику, что терпению Бульбы, постоянно спасающего оного от неминуемой гибели, не устаёшь поражаться. Одновременно персонаж жжёт глаголом совершенно не по-детски: от некоторых шуток ржал в голос, что со мной бывает только при просмотре «Саус Парка».

Сын Тараса Бульбы — Андрей — очень грамотно дополняет рассуждения еврея (который, кстати, по фильму скорее всё-таки положительный, хотя и своеобразный), являя собой отличный пример местного, казацкого либерала. Одна только грамотно произнесённая фраза «где хорошо, там и Родина» уже в полной мере оправдывает для зрителя последующее убийство свободомыслящего казака его же собственным отцом. Гоголевское «я тебя породил, я тебя и убью» звучит вообще фактически как намёк, выливающийся в призыв. Рискует товарищ Бортко, ох, рискует.

В общем, действо, близкое к инопланетному. Так просто не бывает. Причём, особенно странно, что сопровождается оно очень мощным текстом, который даже не весь авторства Гоголя. Некоторые вещи из длинных возвышенных монологов Тараса явно написал сценарист. И написал их настолько сильно, что Бульбе теперь сам Агроном будет завидовать. Произнеси Тарас Бульба такую же речь у ворот Мордовии, так парочке хоббитов к вулкану кольцо тащить, не исключено, и не понадобилось бы.

Я, кстати, вообще фанат хороших текстов, поэтому всё время очень страдал из-за утраты сценаристами способности к их сочинению. На мой взгляд, хрен с ними, со спецэффектами, ну есть они — хорошо, нет их — тоже ничего страшного, самое главное это хороший текст, произнесённый хорошим актёром. А действие, так пусть хоть в одной комнате происходит. Но у нас, увы, случилось страшное: спецэффекты делать ещё не научились, а тексты писать уже разучились. Из-за этого фильмы сплошняком убогие получаются. Ну не могу я слышать, как персонажи говорят словно школьники на дискотеке. Не могу.

К счастью, в «Тарасе Бульбе» отлично удались и тексты и спецэффекты. Моё почтение режиссёру-сценаристу. Ну и Гоголю тоже — как без него.

Это было про «к счастью», теперь немного про «к сожалению». К сожалению, местами фильм пострадал из-за неумеренности. Я понимаю, казаки — люди верующие. Православие тогда, я понимаю, большую роль играло. Но когда его поминают через слово, эффект становится негативным. Одно дело, когда в кульминации что-то про «Православную Русь» загнут, а другое, когда она — чуть ли не в каждом кадре. Тут планку перегнули. Равно как и в эпической битве перегнули с доблестными смертями соратников Бульбы. Ну пара штук — ничего ещё, однако пять подряд с практически одинаковыми текстами и одинаковой постановкой — это уже перебор. Из-за этих двух пунктов совсем уж идеала не вышло. Но вышло близко к тому.

Фильм настоятельно рекомендуется к просмотру по целому ряду факторов: патриотизм, высочайшее качество съёмок, отличный текст, интрига, местами почище гоголевской (нет, там ничего не переделали, дополнили только слегонца), взаимодействие персонажей, кровавые зарубы и масштабные баталии — есть что посмотреть. И главное, есть теперь, где посмотреть на успех отечественного кина. Правда, в качестве побочного эффекта сего вам свободомыслящие граждане могут перестать подавать руку. Если вам фильм понравится.

Tags: кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 259 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →