Товарищ blanqi анализирует типичный диалог марксиста с рабочим:
– Вас эксплуатируют, грабят.
– Что с того? – отвечает «пролетариат», – лишь бы хорошо платили.
И тут выясняется, что против этого низменного подхода у господ марксистов – нет доводов.
Ибо «идеализм» они отвергают, а марксизм видят не инструментом революционной практики, а самой этой практикой. Нынешние «легальные марксисты» есть ходячая реклама, «бутерброд» с плакатами. Спереди: «я левый марксист». Сзади: «не работает».
Мысль развивает товарищ zavulonium:
При обсуждении единоборств часто приходится слышать следующее мнение: «Ага, а пока я буду противнику руку заламывать и подсечку проводить, он, конечно, будет стоять на месте и ждать». Мнение это очень раздражает всяких сенсеев, но является совершенно верным: противник противодействует; это противодействие необходимо учитывать.
Что верно для спортивной борьбы, то верно и для борьбы политической. Странно надеяться, что империализм будет стоять неподвижно, пока мы побиваемего приёмами «всесильного марксизма». Нет, империализм учится,развивается, растёт «от противника» – потому живёт и побеждает.
Тут и я от себя добавлю.
«Тру-чем-то там» по сложившейся традиции называют носителей некоторой идеи, которые воспринимают её исключительно в виде наиболее радикальной формы. То есть, с полным выхолащиванием смысла из-за возведения типичных характеристик в разряд абсолютных. Так тру-блэк-металлист призывает слушать только такой блэк, который даже ему слушать неприятно. Остальной блэк – не тру. Тру-католик считает себя святее Папы Римского и Иисуса Христа вместе взятых. Тру-программист каждую задачу решает в наиболее общем виде, принципиально не занимаясь приближением её к практическим нуждам. Тру-либерал требует в обязательном порядке полной свободы, чего бы это не стоило. Тру-интернационалист в принципе отказывается признавать существование национальных менталитетов и культур, равно как и имеющих место быть противоречий между государствами и народами. «Пусть хоть всех поубивают, только б не было войны».
По аналогии тру-марксист марксее самого Маркса, поскольку уверен, что написанное в «Капитале» универсально, верно на все времена и всеобъемлюще – ничего кроме «Капитала» вроде как даже и не нужно. При этом даже написанное там воспринимается как набор догм, в отрыве от данных в том числе и Марксом расшифровок. «Догмы», само собой, возведены в абсолют с полным игнорированием их физического смысла.
Неизбежность смены формаций видится тру-марксисту как вещь в себе. Формации сменяются как бы сами, ничего предпринимать как бы и не нужно. Вести пропаганду, искать точки соприкосновения – это лишнее. Надо просто напоминать людям время от времени, что формации сменятся, и тогда всё само пойдёт как надо. Если кто-то не понимает или не принимает всесильного учения Маркса (в изложении тру-марксиста, конечно), то этот кто-то – дурак. Не стоит тратить на него времени.
«Смена формаций» и «классовые противоречия» в понимании тру-марксиста это не абстракции, призванные отобразить некоторые закономерности реального мира. Они – заклинания. Которые просто надо повторять, презирая тех, кто их не повторяет. Тру-марксист гордится своими материалистическими воззрениями, однако в его понимании «материализм» – это тезис «идеального не существует».
На самом деле материализм говорит иное: идеальное сущетствует, однако имеет материальный носитель, являясь таким образом формой организации материи. В противовес идеализму, основной тезис которого – существование идеального в отрыве от материи.
А раз идеального нет, то никакие связанные с ним понятия не имеют смысла. Справедливость, желание хорошо жить, желание самосовершенствоваться – это всё «буржуи придумали, чтобы голову людям морочить». Этого всего не существует, поэтому опираться в рассуждениях и пропаганде на такое никак нельзя. Есть только физический процесс «классовые противоречия», который функционирует вне сознания людей и, по подозрениям, наличия людей вообще не требует. Так считает тру-марксист.
Для смены строя и вообще для любых изменений в общественной жизни необходимо распространение некоторой идеи – той самой, которая говорит, на что следует поменять имеющееся сейчас. Неизбежность смены формаций заключена в том, что человечество в процессе совершенствования своих производительных сил, производственных и всех прочих отношений, приходит к состоянию, когда идея не может не появиться и не может не начать распространяться. Последнее тру-марксист отбрасывает. В его представлении никакая идея не нужна, равно как и её распространение. Производительные силы развиваются сами собой, вне воли общества, отношения меняются сами собой, минуя стадию закрепления изменений во вполне конкретных умах, всё само по себе. «Так написано у Маркса».
От игнорирования идеального и, тем более, постулирования его несуществования проистекает описанный в начале статьи процесс: тру-марксиста люди не слышат. Он живёт в собственном на себя замкнутом мирке и поэтому всех окружающих считает идиотами. Людям ведь мало описания. Им нужна мотивация к действиям. А мотивация, она цель, а не описание. В учебнике физики, например, описывается, как построить самолёт, однако там не написано, что его надо строить. «Надо» – это уже из области желаний и целей. Однако отсутствие в учебнике формулировки желания никем не воспринимается как свидетельство «ненаучности желаний» и посему необходимости выбросить их из рассмотрения. Наука желания изучает в лучшем случае как явления, и это нормально. Цель науки именно в описании реальности. Желать – это занятие конкретных людей и общества, а не науки. Наука может только дать рецепты пробуждения желаний.
Маркс в основном пишет как учёный. Он описывает закономерности, а на цели в лучшем случае намекает. Это странным образом трансформируется в сознании тру-марксистов в убеждение, что целей нет и не должно быть. Что говорить о целях это – идеализм. Тру-материалист поэтому о целях не желает говорить под страхом остракизма, а заговоривших сразу же изобличает. Поэтому он навеки остаётся окружённым небольшой группкой из некоторых тру-марксистов, а основное время тратит не на приближение коммунизма, а на выяснение, кто из этой его группки – настоящий тру, а кто, так, погулять вышел. Те, кого он должен был бы вроде повести за собой, не идут, поскольку тру-марксисту нечем их за собой увлечь.
«А мне всё равно, лишь бы хорошо платили» – «Ты просто дебил и ничего не понимаешь». Примерно так протекает диалог трудящегося с тру-марксистом. После чего оба расходятся, убеждённые, что только что повстречали идиота.
Ну и классовое сознание тоже идеально. В том плане, что оно - некоторая абстракция, охватывающая совокупность сознаний некоторой группы людей, объединённых признаком, лежащим в области общественных отношений (которые, в свою очередь, идеальны).
Слова "идеальное" не надо бояться. Оно не метафизика. Оно - абстракция, которая ничем не хуже физических - "поле", "сила", "работа" и так далее.
Edited at 2009-02-17 08:40 (UTC)
Что характерно, подавляющее большинство тру-марксистов и тру-критиков марксизма «Капитал» прочитать не осилили, потом как там даже в зип-архиве пара мегов будет, а уж буков - просто тьма, и написано всё слишком заумно...
Я бы даже сказал, что они весьма кропотливо работали последние годы вбивая в головы то, что им надо и выбивая то, что нужно обществу...
Но ответ на слова рабочего есть. Кстати вспомнилось:
- Да ведь твоя зарплата говно. На неё ведь всё равно ничего не купишь.
- Зарплата говно, а? Зарплата на самом деле охуеннная, просто такой дорогой кокаин.
Прямо в точку!
материальное и идеальное
А чем в большей мере это станет фактом, тем в большей мере люди снова будут не только чувствовать, но и сознавать свое единство с природой и тем невозможней станет то бессмысленное и противоестественное представление о какой-то противоположности между духом и материей, человеком и природой, душой и телом, которое распространилось в Европе со времени упадка классической древности и получило наивысшее развитие в христианстве. >>
Энгельс
Поэтому мне кажется, что истинный марксист в принципе не может встретиться с "рабочим", а если он вдруг встретится с кем-то, кто так себя сам именует, то при разговоре быстро выяснит, что на самом деле, это не "рабочий", а "мелкий буржуа" (так в марксизме, как известно, принято именовать всех реально существующих людей, кроме совсем уже нищих бродяг или мульти-миллионеров)
То есть, специально для тех кто школьные времена забыл, пролетарии ничего (кроме "цепей") не теряют исключительно в процессе революции. Во время экономического кризиса, например, многим пролетариям как раз есть чего терять, во время войны (за интересы какой-нить нефтегазовой корпорации) - тем более.
– Вас эксплуатируют, грабят.
– Что с того? – отвечает «пролетариат», – лишь бы хорошо платили.
(ждём момента, когда хорошо платить перестают)
- А теперь как?
Re: Ответ на вашу запись...
> общественного строя до определенного
> момента (созревания
> экономико-социальной кризисной
> ситуации) у революционеров отсутствует.
Ещё непонятно, с чего оно вдруг созреет, если не вести разъяснительной работы и прочей агитации.
Добыча золота была заведомо убыточной - что и подтвердилось, когда все бабки отмыли, и вкладывать в рудник ещё и ещё миллионы стало уж очень накладно. Но рабочим было похрену - "дайте работу", и всё тут. За 1500 грн в месяц они готовы копать ямы и закапывать их, переносить камни с кучу в кучу и т.д. Это до кризиса, а теперь и за полцены согласятся. А вы тут рассуждаете, ебёт ли их, что кто-то их эксплОатирует.
Теорию проверяйте практикой!
Характер непримиримого противостояния спору между противоборствующими сторонами придают, в основном, именно догматики.
Скажем, коммунист и либерал всегда найдут компромиссное решение, если оба понимают, что цель состоит в общем благе, а не в "свободе любой ценой" или "равенстве любой ценой". Разнятся только подходы.
Re: Ответ на вашу запись...
> писали - "На самом деле материализм
> говорит иное: идеальное сущетствует,
> однако имеет материальный носитель". По
> правилам какой логики делается вывод -
> "А раз идеального нет, то никакие
> связанные с ним понятия не имеют
> смысла"?!
Этот вывод, очевидно, не я делаю.
я так скажу.
я выступаю за идеологию, основанную на фактах, а не на мифах. более ничего. по факту могу сказать что со стороны коммунистов на порядок больше фактов а с противоположной стороны на порядок больше мифов идет. Да и в дискуссиях, хотя бы даже здесь в журнале, неадекват идет именно от оппонентов коммунистов.
я считаю, что надо планомерно мифы в политике и экономике развеивать, какие бы они не были. мифам место в книжках и сказках, но не при принятии решений.
конкретный пример мифа: "при коммунизме нет свободы слова, а при капитализме - есть".