?

Предыдущий пост поделиться пожаловаться Следующий пост
Концепция «Авто-всё»
lex_kravetski

 

Про название

 

По-научному её наверно надо называть «предельная автоматизация», однако название «авто-всё» гораздо лучше раскрывает суть концепции.

 

 

Введение

 

Двадцатый век принёс не только полёты в космос, телевизоры и мобильные телефоны. Основным его завоеванием стал переход от инструмента вида «молоток» к автомату. И до этого ведь строили механизмы, в том числе автоматические – водяные мельницы, например, мололи зерно с незапамятных времён. Да и более суровые аппараты собирались. Автоматические прялки, линотипы, пивоварни – всё это появилось раньше двадцатого века. Однако оно имеет один нюанс: данные автоматы – станки. То есть, механизмы, использующиеся для производства однотипного товара.

Заслуга двадцатого века не просто рост количества аппаратов, а понимание на уровне принципов: автоматизировать можно что угодно. Автоматизировать надо всё, что можно автоматизировать. Любой процесс, производственный он или нет, заслуживает автоматизации. Не надо заставлять абонента каждый раз набирать номер – номер можно запомнить. Не обязательно требовать от водителя крутить ручку, чтобы завести мотор – достаточно как-то опознать его присутствие в машине, например, по повороту ключа. Печатная машинка может перевести строку по нажатию клавиши – не нужно крутить барабан. И так далее.

Но вершиной повальной автоматизации всё-таки стал компьютер. Не конкретная его реализация – идея. Идея аппарата, основная цель которого – автоматизация процессов.

 

Хотя игры тоже однозначно руля́т.

 

Первые компьютеры использовались в качестве калькуляторов, способных выполнять миллионы математических операций за то время, пока человек выполнит одну. Уже неплохо. Однако революция произошла в тот момент, когда коллективный разум понял: мы сделали нечто большее. Не просто большой арифмометр. Не просто волшебного счетовода. Мы сделали машину, которая в перспективе возьмёт на себя все рутинные операции, которые ранее приходилось выполнять каждому человеку.

 

 

Поток слабосвязанных жалоб, необходимых однако для понимания концепции

 

Осознать перспективу – одно, а вот воплотить её в жизнь – совсем другое. До сих пор многие приборы работают так, будто проектировались с мыслью «человек нужен для прибора». Например, многие программисты, – особенно начинающие, – убеждены, что основной способ пользователя их программ продемонстрировать свой развитый интеллект – это разобраться с тем, как с их программой следует работать. Стоит пользователю сказать «вот тут неудобно», так сразу на него сыпется поток диагнозов «ты – тупой юзверь». Ему рекомендуют срочно починить мозги, заменить прокладку между стулом и монитором и прочее подобное. Хотя нужно было всего-то сделать удобнее.

В данном случае программисты просто не отдают себе отчёт, что свой интеллект любой пользователь проявляет с помощью программы, а не ради неё. Да, некоторые программы неминуемо будут сложными. В них огромное множество функций, в их логике довольно нетривиальные абстракции, они подразумевают не всегда привычные в быту сценарии работы и так далее. Но суть всего этого вовсе не в том, чтобы дать тупому юзеру блеснуть интеллектом, вычислив и заучив комбинации клавиш, которые приводят к закрытию программы без сохранения. Всё это нужно для упрощения решений задач, которые юзеру надо решить. И эти самые абстракции не упражнение для ума, они – способ сократить время на решения задачи. Пусть даже ценой времени, однажды потраченного на постижение сути предложенных абстракций. Крайне тяжело нарисовать трёхмерный мультик просто на бумаге. На компьютере проще. Для этого надо понять, что такое «меш», «ребро», «вершина». Что такое «текстура», «ключ», «модификатор». Как они между собой связаны. Как с ними работать. Но не «почему у меня вдруг половина рёбер куда-то пропала, хотя я в этот момент за компом вообще не сидел». Последнее ведь только затягивает решение.

Программу, написанную новичком, кстати, довольно легко опознать. Например, если в ней предлагается ввести набор параметров для каких-то расчётов, то форма для ввода параметров будет пустая. «Пользователь моей программы не дурак, он сам знает, что и куда вводить». В меню такой программы будут фигурировать не привычные «сохранить», «открыть» и «выйти», а «запердолить в вечность», «прикоснуться к прекрасному» и «признать себя лузером». И это ещё хорошо, если делать эти команды будут то же самое, что «сохранить», «открыть» и «выйти». Начинающий не думает об удобстве пользователя, ему главное быть непохожим на «серую массу». Ну и «форму заполнять за пользователя – это фи».

Ровно тот же метод зачастую используют и маститые специалисты, что мы наблюдаем сплошь и рядом. Например, крайне затруднительно перенести текст из буфера обмена Ворда в браузер с сохранением форматирования. В буфер почему-то попадает только то оформление, которое прописано локально в тексте, а не в стилях, к нему применённых. Однако куда чаще всего копируют этот текст, за исключением другого текстового процессора? В браузер – об этом легко догадаться хотя бы потому, что в буфере обмена лежит html. Неужели разработчики не могли предвидеть такой вариант использования? Могли. Но они об этом даже не думали.

С другой стороны, если из Ворда записать html, то он будет содержать всю информацию для того, чтобы Ворд сумел потом считать эту информацию без потерь. Кто-то в мире, интересно, использует команду «сохранить html» для последующего открытия результата Вордом? Подозреваю, никто не использует. Тогда почему выбраны именно вот эти два варианта, не подходящие 99% задач пользователей? Да потому, что о распространённых задачах пользователей разработчики не думали. Они думали просто о задачах. «Им нужно сохранить html – вот команда, им нужно скопировать в браузер – копирование работает». Но никто не подумал о результатах, к которым обычно стремятся пользователи. О том, что им обычно надо не просто записать html, а получить html-код, сохраняющий форматирование и при этом имеющий минимальный размер.

При этом возможные варианты, заведомо лучшие реализованных, буквально лежат на поверхности. Например, можно было бы переносить в html просто все отличия от базового стиля, неважно, проставлены ли они локально или заданы через пользовательский стиль. Можно было бы вывести диалог с вопросом «что перенести желаете», в котором какая-то более-менее разумная комбинация переносимого уже выбрана. Можно, наконец, оставить вариант, при котором сохраняется html, полностью восстанавливающий исходный текст, но сделать ещё одну команду, которая вырезает при сохранении все вордовские тэги, для тех случаев, когда пользователь хочет получить просто html. Не восстановимый.

Идём дальше. Винамп без спецплагина не запоминает место, где остановилось воспроизведение при закрытии винампа. Аналогичным образом 99% музыкальных центров и проигрывателей не помнят, даже какая песня играла, когда их выключили. Не говоря уже про позицию воспроизведения в этой песне.

 

И это ещё что – виндовый плеер не запоминает даже плэйлист.

 

Многие ли пользователи, выключив плеер перед уходом из дома, после возвращения слушают альбом сначала? Подозреваю, крайне немногие. Почему же тогда нельзя сделать очевидное: запомнить место, которое воспроизводилось перед выключением и после включения продолжить с него? Ну ладно, кто-то захочет сначала. Однако для перехода к началу достаточно нажать кнопку «стоп». Для возвращения же к предыдущей позиции надо её, во-первых, весь день помнить, во-вторых, переключиться на нужную песню, в-третьих, на быстрой перемотке найти место, где в прошлый раз остановился. По трудозатратам данные два процесса несравнимы. Но нет, никто из производителей не осиливает запоминание. Наиболее логичное и распространённое действие в результате практически нигде не реализовано.

 

Музыка ещё ладно. А вот фильм наверняка 99,999% смотрят с места остановки, а не заново сначала. И что бы вы думали? Да, именно так, большинство проигрывателей после выключения не помнят, где мы остановились.

 

Ровно так же с Вордом, Фотошопом и кучей других программ – ну неужели нельзя запомнить, что было открыто в прошлый раз? Неужели никак нельзя дать возможность восстановить то состояние, на котором вчера всё закрыл? Почему Eclipse и Visual Studio осиливают его запоминание, а текстовые процессоры и программы для дизайна – нет? Там какие-то особые сложности имеются?

Люди за время существования компьютеров додумались, что настройки можно обьеденить в пресеты. Это – удобно. Не надо каждый раз заполнять все поля. Почему тогда половина программ, даже имеющих пресеты, не позволяет сохранить свои? Либо выбирай из готовых, либо заполняй всё сам – запомнить однажды введённое никак нельзя. Почему музыкальные центры позволяют сохранить пресет эквалайзера, но не позволяют сохранить пресет всех настроек разом? Да потому, что разработчики не думают про сценарии пользователя. Они уверены, что это не прибор говорит с пользователем, а пользователь с прибором. Поэтому подстраиваться под прибор должен именно пользователь. А если не хочет, то он – ленивый тупой юзверь.

Смотрим теперь на телевизор.

 

Лично я, кстати, рекомендую смотреть на него как можно меньше. В идеале антену лучше вообще отключить и пользовать телевизор только как большой монитор.

 

С чего начинается общение пользователя с телевизором? Ну, что он делает сразу после первого подключения? Настраивает, ядрён батон, программы. Либо совсем вручную, перерывая весь доступный диапазон, либо кнопкой «настроить всё», которая находит не только программы, но и просто какую-то рябь, чуть-чуть отличающуюся от белого шума. После этого пользователь удаляет рябь и дубликаты, а потом расставляет остаток в удобном ему порядке. Такой процесс занимает что-то в районе часа. При этом, сделан он так, чтобы каждое действие отняло возможный максимум времени.

Как надо было бы сделать? По заранее заданной частоте в режиме нон-стоп передаётся список частот, на которых у данного антенного подключения имеются программы, имён этих программ и их порядок. Выбором одного пункта меню пользователь заставляет телевизор прочитать список и трансформировать его в настройки. После этого пользователь только лишь, при желании, меняет порядок программ. Очевидно же. Но не сделано. Настройки давно уже цифровые, а способ общения с телебашней, тарелками и кабельным – чисто аналоговый.

Кстати, про смену порядка. Как её делают нормальные люди: на экран выводится весь список (если длинный, то в несколько столбцов), в нём выбирается элемент при помощи кнопок «вниз» и «вверх», жмётся кнопка «двигать», после этого кнопки «вниз» и «вверх» уже используются для перемещения выбранного элемента по списку.

Теперь как это делают разработчики телевизоров. На экране отображается один элемент списка. С помощью кнопок можно переключиться на следующий. Когда найден нужный, пользователь жмёт спец-кнопку и ему предлагают ввести номер программы, с которой будет поменяна местами выбранная. Более идиотский способ трудно даже придумать. Пользователь мало того, что должен помнить, на какой программе какой канал у него был, но ещё и  вдобавок – где что находится после каждого обмена номерами программ. Более того, пользователь до кучи должен самостоятельно разработать алгоритм сортировки, который приведёт его к желаемому расположению каналов по программам.

 

Это неплохая задача, надо отметить. Дан ряд чисел:

 

5, 2, 4, 10, 7, 1, 3, 9, 8, 6

 

Разработать алгоритм сортировки этих чисел по возрастанию, путём попарного обмена позициями, которые эти числа занимают. Добиться того, чтобы количество перемещений было минимальным.

Есть мнение, что разработчики телевизоров таким образом приучают пользователей к удивительному миру головоломок.

 

Вероятно, тот, кто изобрёл такой механизм настройки программ, надеялся, что настраивать программы никто и никогда не будет. Ему и в голову не приходило, что настройка будет проводиться минимум один раз для каждого экземпляра телевизора.

Однако приборы, предназначенные для конечного пользователя, не идут ни в какое сравнение с тем, что мыслится как детали приборов. Если на конечного пользователя разработчику просто плевать, то на следующего разработчика в процессе производства, ему плевать с колокольни.

Конечные пользователи должны испытывать безграничное счастье из-за того, что они всего лишь пользуются софтом, который не может запомнить предыдущее состояние, но знать не знают о тех библиотеках, которые использовались в процессе разработки этого софта.

При разработке библиотек даже опытный разработчик подвергается соблазну испытать интеллект других разработчиков. Поэтому он делает API, каждый метод которого требует ввода всех возможных параметров связанных с данным действием. Такой подход называется «гибкость». Пофиг, что 99% пользователей библиотеки будут создавать с её помощью окна ровно двух типов. Всё равно, метод создания окна должен требовать ввода всех возможных параметров. Ещё лучше – и невозможных тоже. Пусть половину позиций занимают нули. Пусть отличное от нуля значение в данной версии библиотеки вообще ничего не поменяет – их всё равно надо вводить. Нельзя просто одной командой создать окно. Надо сначала создать девайс, контекст, подтекст и аусвайс, сообщить как зовут бабушку вахтёра и надо ли на Первое Апреля в углу рисовать смайлик, указать, сколько рамок должно быть у окна, следует ли поручить рисование рамок операционной системе или же сам справишься, какой формы рамки, какого цвета, есть ли смысл в рамках и как звучит слово «рамка» на всех языках планеты Земля. Без всего этого – мало ли, вдруг какой-то параметр останется неучтённым. «Я же не знаю, чего хочет пользователь библиотеки».

Хочется спросить: «если ты не знаешь, чего хочет пользователь библиотеки, зачем ты её вообще пишешь?». Почему так мало разработчиков предоставляют не только самый общий API, но и уже готовые обёртки для наиболее вероятных сценариев использования? Обычно ведь 3-4 сценария охватывают 99% надобностей.

 

Если нет – есть повод задуматься: «и что же это мы такое написали?».

 

Ошибки в программном коде встречаются с пугающей неизбежностью и уже мало кто требует предоставлять ему программы, гарантированно лишённые ошибок. Наверно такое вообще невозможно. Как ни крути, а даже сотня тестеров вряд ли проделает с программой всё то, что догадаются с ней проделать миллион пользователей. Однако упомянутые сценарии использования в обязательном порядке пишутся хотя бы на этапе проверки работоспособности кода. Почему эти сценарии не попадают в API? Чтобы библиотека, блин, не была перегружена функциональностью.

За счёт этого функциональностью перегружен код тех, кто эту библиотеку использует. Каждый начинает разработку проекта с написания обёрток к такой вот библиотеки. У 99% пользователей библиотеки обёртки по смыслу совпадают. Однако «мы же не знаем, что нужно потребителю. Вдруг он захочет всё сделать по-другому?». Давайте пойдём дальше в рассуждениях: вдруг потребитель захочет по-другому реализовать вообще всё, что есть в вашей библиотеке? Может, вам вообще ничего не писать? Никто же не заставляет вас полностью скрыть ваш наиболее общий API, просят предоставить наиболее частые сценарии использования. В простой для использования форме.

Но нет, так нельзя. Такое делать – себя не уважать. Умный ведь разберётся и сам. Сам напишет обёртки. А не разобрался – тупой, значит. Ха-ха, не знает как устроен супер-пупер-контекст в вашей программе. Во дурак-то! А я, нет, я – умный. Вона как выпендрился! Никто теперь не догадается, что делает этот пункт меню. Кроме меня. Все, все тупые.

 

Для созерцания дивных потоков мысли из предыдущего абзаца, не обязательно становиться программистом. Достаточно зайти на русскоязычный форум по программированию и почитать, что там пишут. Главное даже – как пишут. Задаёт человек вопрос: «а как мне написать вложенную аннотацию?». На этот вопрос он получает пару сотен ответов вида «не используй аннотации, лох», «выкинь свою Яву на помойку, пиши на CGDD++--», «ты совсем что ли дурак – азов не знаешь?», «на хрена тебе вообще аннотации?», «а я вот на ассемблере пишу, чего и вам желаю!». И только в одном ответе будет просто написано, как такую аннотацию сделать.

Почему? Потому, что на этом форуме подавляющее большинство участников просто самоутверждается. Они на любой вопрос будут отвечать так.

 

По счастью, описанное в разделе «поток жалоб» имеет изрядное количество счастливых исключений. В связи с этим остаётся надежда, что в светлом будущем как раз причины жалоб станут исключениями, а правилом будет делать правильно. Даже не только делать – мыслить. Небольшой набор осознанных принципов вполне способен повысить автоматику продукта до уровня, близкого к идеалу.

Поэтому надо сформулировать эти правила.

 

 

Читайте в следующих выпусках:

 

Авто-всё – Набор правил предельной автоматизации – Существуют ли они? – Как ими пользоваться?

История развития интерфейсов – Становятся ли компьютеры ближе к человеку?

Авто-форма – Миф или реальность? – Можно ли делать интерфейсы с помощью одной команды?

Предсказание будущего – Известный программист даёт прогнозы по развитию языков программирования – Не слишком ли много он на себя взял?




разработка грамотного юзер-френдли интерфейса с одной стороны - и привычка с ленью с другой. так что дело не только в грамотном подходе к дизайну.

"большинство проигрывателей после выключения не помнят, где мы остановились"
У меня - помнит. Только на DVD, если на диске avi - уже нет.
Но при этом я в упор не понимаю, почему для avi можно в углу экрана показывать время фильма - хоть прошедшее, хоть оставшееся, а для DVD - нельзя. Причем на индикаторе плеера это время прекрасно показывается -просто мелко, и я его плохо вижу, причем только прошедшее, а для фильмов акутальнее "сколько отсталось".

Re: Ответ на вашу запись...

> У меня - помнит. Только на DVD, если на диске avi - уже нет.

Вот-вот.

И это я ещё забыл сказать про идиотскую систему воспроизведения DVD, когда вместо того, чтобы сразу показывать фильм, сначала прокручивают неотключаемые ролики, а потом выводят нафиг не нужное в 99% случаев меню. Вроде же понятно - фильм надо показывать сразу. А желающий по спецкнопке вызовет меню и задаст там какие хочет параметры или просмотрит какие-то там дополнения. Но нет: ролики и меню - в обязательном порядке.

Я так погляжу, что это продолжение старого разговора. Про таксиста и т.д. и т.п. ;) Ну и далеко не первый раз натыкаюсь на программах и настройках, что хорошие практики далеко не везде внедряются и используются.

С другой стороны, надо по-моему заметить, что современная разработка часто ориентируется на "дай побыстрее результат, хоть какой-нибудь", причем это справедливо как для платных, так и для свободных проектов.

Буду следовать за продолжением.

Re: Ответ на вашу запись...

Надо отметить, что неследование концепции обычно даёт результат позже, а не раньше.

Кстати, мой mp3-плеер Transcend помнит место, где в последний раз остановилось воспроизведение, даже после выключения. Поэтому зело удобен для аудиокниг. А казалось бы - такая мелочь.

И в читалках(в обычных читалках, для электронных книг) эта вполне очевидная фича реализована...

Ворд позволяет сохранять чистый HTML, у него это отдельный вариант.
Нельзя сказать, что результат совсем хороший, но в целом приемлемый.

Re: Ответ на вашу запись...

Тэги свои он, конечно, умеет выкинуть. Но вот не умеет сохранить страницу с html-разметкой. Без каскадных стилей.

Еще из непонятного:функционал есть,но не используется. Например при сбое питания или там ошибке IE не сохраняет открытые вкладки,как это делает Файрфокс. Однако он это умеет,потмоу что если сделать откат системы,то будут открыты сохраненные на тот момент вкладки. Значит,что осел таки запоминает открытое,но разработчики не потрудились использовать эту простенькую фичу.

У них это не баг, а фича :)
Сколько всего не умеет блокнот, и сколько написано ему замен?
Сколько всего не умеет Проводник (начиная с игнорирования двухпанельного интерфейса, уже ставшего классикой в VC и NC)?

Что характерно - автомобильные CD и CD-MP3 плейеры вроде бы в основном запоминают играемое место.

Да,как минимум альбом. Хотя внутренности те же,что у многих бытовых и носимых плееров.

+ восьмёрка набок

сам неоднократно формулировал принцип "всё, что может делаться автоматически, должно делаться автоматически"

однако народ предпочитает красивости удобству.

Re: + восьмёрка набок

Этот принцип в набор правил входит. Да.

Неправильно.
Автоматизация связана с развитием промышленности и энергетики.
Сначала шли роботы с механическим управлением.
При помощи пневмогидроаппаратуры создавалось автоматическое управление.
Причем тоже можно на пневмогидроавтоматике не только однотипную продукцию создавать. Так же можно сложные логические последовательности операций создавать, и нетолько дискретные (двигать из одной точки в другую), но и движение по плавным дугам.
Только дорого это было.
Помере расширения производства, возможность применения всякой автоматизации росло. С вытеснением одного типа на другой.
Это как в автомобиле, электростеклоподъемник можно было и 50 лет назад устанавливать, только дорого это было, для такой редкой и не больно тяжолой операции.
Это в России только как при Сталине заводы постоили так они и стоят до сих пор, на уровне техники 30х, а в Европе в это время плавно повышалась автоматизация без всяких компьютеров:)

Re: Ответ на вашу запись...

В статье чёрным по белому написано: автоматизация началась до двадцатого века. Компьютеры же дали процессу способность к нелинейному росту.

сам антену проводить не стал (зомбоящик - зло), но вот выпало у тещи настроить телек современный. в две колонки - полный список каналов и номер какой хочу. самсунг панелька 37". гораздо круче чем описанная система, наблюдаемая обычно на 14" трубочных телеках 90х годов.

Edited at 2009-01-22 13:24 (UTC)

Re: Отредактированный ответ на вашу запись...

Это вы заблуждаетесь, что "такое только на 14 дюймах 90-х годов". Сходите в магазин и попросите показать, как работает настройка каналов - нигде не будет описанного мной варианта. При том, очевидного. Да, допускаю некоторые уже догадались выводить полный список программ. Однако перемещение у них ровно такое же: "введите номер" - вводишь и то, что было по этому номеру, меняется с выбранным сейчас.

есть еще один ньанс автоматизации...
Правильная автоматизация некоторых процессов, должна вообще отбить всякий интеллект у пользователя... Пользователь может прилагаться как манипулятор биологического типа к системе... :)

а вообще основная проблема - это лень и незнание ньансов автоматизируемых процессов... все пытаются экономить на времени программистов не думая о времени пользователей... может быть это и оправдано когда программист пишет для 10 пользователей, но когда для 100 - это уже совсем неправильно...
и еще... пишут как правило не для себя - вот от этого и нет заботы о пользователе, потому что нафиг надо экономить чье-то время...
а нормального софта практически нет на рынке... сторонний производитель не заморачивается оптимизацией, эргономикой процесса конкретного пользователя... ему надо охватить как можно более широкий круг и соответственно решение получается все очень универсальное... а любая универсальность - это избыточность и в конце концов неудобство...

Re: Ответ на вашу запись...

> есть еще один ньанс автоматизации...
> Правильная автоматизация некоторых
> процессов, должна вообще отбить всякий
> интеллект у пользователя...

Пользователь должен свой интеллект демонстрировать в тех областях, где принципы автоматизации пока неясны. Например, писатель должен писать текст, а не вычислять, куда он неожиданно пропадает время от времени. Интеллект писателя - в тексте, который он пишет, а не овладении текстовым процессором.

> все пытаются экономить на
> времени программистов не думая о
> времени пользователей...

При этом, что характерно, время программистов тоже не экономится, а наоборот.

Насчёт библиотек очень актуально. Враппер для zlib - 9.2К, 378 строк. Враппер даёт интерфейс для стандартного юз кейса - 2 функции (сжать блок данных, разжать). Недельку назад закончил враппер для одной мощной либы - там 32К кода. В результате обращение к либе - 5 строчек. Для меня загадка, почему люди, у которых хватает ума писать всякие мега-библиотеки, не понимают насколько очевидных вещей.

Беда только в том, что ниже некоторого предела понимание пользователей отпускать нельзя (даже если он этого сильно хочет), а то фигня получается. Вроде бы ярлыки - это удобно, но их начинают копировать на флешки и удалять с рабочего стола для удаления программы. Пользователя можно понять: он специалист в своей области, разбираться в другой области у него желания вполне может не быть. Но некоторые вещи ему узнать придется, и тут уж забота разработчика программного продукта именно чтобы пользователь был вынужден познакомиться с необходимыми ему (пусть он этого и не осознает) знаниями.

<holywar>
Особенно в этом аспекте выделяется феномен вин-админа. Почему-то мне кажется, что если взять топ-5% вин-админов и топ-5% юникс админов, то они смогут создавать примерно одинаково хорошие системы. Но если брать среднюю массу, то юникс, которые заставляет человека разобраться прежде, чем приступить к настройке, показывает, по-моему, результаты поприличнее. Во всяком случае, в ответах на форумах по юнихам я наблюдал гораздо меньше мусорной информации (не относящейся к вопросу или вообще ложной), чем на виндовых.
</holywar>

ЗЫ. Пардон за придирки, но все же:
>В идеале антену лучше вообще отключить
>и пользовать телевизор только как большой
>монитор.

пользовать
1. книжн., устар. приносить пользу кому-чему-нибудь
2. книжн., устар. лечить

Re: Ответ на вашу запись...

> Вроде бы ярлыки - это удобно, но их
> начинают копировать на флешки и удалять
> с рабочего стола для удаления
> программы.

Это потому, что абстракция ярлыков сделана без учёта концепции. Разработчики не попытались предсказать наиболее вероятные сценарии, которыми будут пользоваться - копирование, удаление и т.п.

> тут уж забота разработчика
> программного продукта именно чтобы
> пользователь был вынужден
> познакомиться с необходимыми ему (пусть
> он этого и не осознает) знаниями.

Разработчик должен настаивать только на тех знаниях, без которых никак. Например, на тех, которые описаны в разделе про редакторы трёхмерной графики.

> пользовать 1. книжн., устар. приносить
> пользу кому-чему-нибудь 2. книжн., устар.
> лечить

Слово - жаргонное.

Эргономика.

Производители программ и аппаратов редко придают большое значение эргономике своих разработок.

Грубо: "Деньги платят за функции".

Точнее: "Описать удобство эргономики можно лишь в эмоциональных терминах. Такой информацией

Как всегда - основательно и прекрасно.

Re: Ответ на вашу запись...

Это ещё что - в каждом следующем выпуске будет всё больше конкретных рекомендаций и практики. Которая, надо отметить, критерий истины.