Музыкальный коллектив
Рок-музыка, как известно, тяготеет преимущественно к коллективному творчеству. Если в классике нетленку ваяет отдельно взятый композитор, - сам лично, – а в народной музыке, напротив, каждый исполнитель из целого их сонма что-то там правит в народной песне, то рок-музыка – результат совместного труда малого коллектива, называемого бандой.
Редкая птица дочешет до середины Днепра, а если и дочешет, то как гикнется! По этой причине только очень редкие птицы рок-музыки сочиняют всё сами. При этом, судя по результатам их сочинений, среди данных редких птиц преобладают бакланы. Часто бывает, что соберутся четверо музыкантов и как выдадут в мир шедевр, а потом ещё раз как выдадут, а потом третий раз, а потом перессорятся все на тему «кто из них главный», группу распустят, а сами ринутся сочинять в одно рыло под собственным именем... Слушают всё это их бывшие поклонники и гадают: а не офигели ли данные господа вконец? Где былой полёт? Где мощь и изобретательность? Нету ведь клёвой музыки в их долбанных сольниках, одно только самовыражение.
Даже матёрые человечищи, которые лично сами и есть группа, типа Фриппа (игра слов) или Яна Андерсона, буде запишут что под своим именем, так всё равно ведь не то. У матёрых, конечно, не полный слив выходит – временами даже очень грамотно всё (сл., например, «Двенадцать танцев с богами»), но всё равно до самих себя в группе не дотягивают. У чуть менее матёрых же – вообще полный туши свет, заместо шедевров.
То есть, выяснение, кто в группе главный, обычно являет миру закамуфлированный ответ: в группе главные все. Леннон без Маккартни и Маккартни без Леннона, как ни крути, а не Битлз.
Это, конечно же, в очередной раз подтверждает главную идею рыночной экономики: если каждый будет всё хорошо и рационально делать в одно рыло, то для общества оно будет даже лучше, чем плоды трудов тоталитарного коллектива. Ну там, личный рост, стимул и так далее. В общем, вы знаете. Практика, как критерий истины, таковое давно уже подтвердила. На примере, скажем, сольников гениального Леннона, гениального Планта и гениального Джона Фогерти.
Однако же идея до сих пор держится и не в последнюю очередь благодаря сольному творчеству членов группы Deep Purple. Если бы не они, то вся библия нафиг.
Сольный пурпур
Дело в том, что сольный пурпур, это вам не то, что сольный дирижбамбель. Если у последнего, как уже было сказано ранее, слушать интересно только незаметного в прошлом басиста, да и то, записавшего всего два альбома, то первый чудесным образом породил целый ряд довольно грамотных проектов, – как сольных, так и групповых, – которые мало что не уступают, так временами даже превосходят своего породителя.
Наименее отличился барабанщик Пейс. Впрочем, ему простительно – дядя всё-таки был единственным бессменным участником группы от истоков и до наших дней. Разве что на время прервался в БелогоЗмия – когда группа Deep Purple тоже временно прервалась.
Ещё не особо блеснули первые члены Эванс и Симпер, но то дела давние и почти легенда. Зато остальные жгли как надо.
Три формации с разными именами – Ian Gillan Band, Gillan и Ian Gillan – это всё одно и то же. Неожиданно, но за этим всем стоял один и тот же дядя – Йен Гиллан, наиболее прославившийся, как вокалист группы Deep Purple (что тоже неожиданно). Правда, децл раньше он уже успел прославиться исполнением множественных арий Христа в рок-опере «Джизыс Крайст Суперстар» за авторством Эндрю Ллойда Веббера, сэра на.
Впоследствии, кроме Сурового Пурпура, дядя Гиллан ненадолго связался с группой Чёрный Шабаш. И спел там. Не иначе, спьяну. Однако вполне себе спел.
Остальное время знатный вокалист преимущественно тратил на вышеописанные три проекта. В чём изрядно продвинулся. С поправкой, конечно, на утраченный в пурпурной группе голос, в последствии частично обретённый обратно. Голос, к сожалению, от таких перепетий несколько преобразился, и вместо молодого бодрого парня после преображения пела уже какая-то старушка (не исключено, мама Гиллана).
Все три проекта – это, блин, Дип Пёрпл. В смысле, вылитый. На клавишных, конечно, не Бог, на гитаре, конечно, не Чёрнобольший, и джаза, конечно, изрядно добавлено, однако вылитый Дип Пёрпл. Одна проблема – песни ни хрена не запоминаются. Звучат классно, а вспомнить нечего. По этой причине можно смело слушать любой альбом или даже каждый. Один хрен, отличить их не получится.
Лорд
Дядя Бог с детства тяготел к классике. Даже в условиях Сурового Пурпура упрямо играл её родимую. Скажет ему дядя Чернобольший, играй, мол, мил человек, рок. А дядя Бог всё равно играет классику. Разве что побыстрее немножко. От этого, конечно, блюзмены обижаются. Мы, говорят, у истоков рок-музыки. Рок, говорят, это вообще просто тяжёлый блюз, а ты, зараза, всё время играешь какого-то Баха. Хотя ему давно уже было велено катиться под псевдонимом Бетховен.
А дядя Бог упрямо гнёт свою линию. Хочу, говорит, и играю. И никто мне ни фига не указ. На почве этого, конечно, возникают ссоры. Тут тонкость: дядя Чернобольший, не смотря на фамилию, хиляк хиляком, а дядя Бог – здоровый такой жлоб, хоть и с классическими замашками. Поэтому дяде Богу регулярно удавалось убеждать непокорного коллегу в правильности своих взглядов на музыку.
От такой напряжённости, дядя Чернобольший даже навсегда уходил из Дип Пёрпла. Раза два-три. Один раз даже сам Дип Пёрпл ушёл. Из-за последнего дядя Бог связался с богомерзким БелымЗмием и играл там не пойми что. \
Зато всё остальное время дядя Бог посвящал любимому делу и ваял нечто среднее между классикой и роком. Чем однозначно внёс себя во все анналы.
За шедевральным концертом для группы и оркестра, написанным дядей Богом лично, последовал не менее шедевральный «Близнецовый сюит». Злые языки поговаривали, что написал его никакой не Бог, а его брат-близнец, однако хитрый Бог отговаривался: да вы сами подумайте, говорил, откуда у Бога может взяться брат, да ещё и близнец? От такого же вместо монотеизма какая-то двойственная анархия выйдет. Наподобие корпускулярно-волнового дуализма.
И действительно, «Близнецовая сюита», она про знаки зодиака, а не про родственные отношения. Но зато с группой и оркестром. Оркестр, надо отметить, был разный. И группа тоже. Один раз этой группой даже оказался Дип Пёрпл. Поскольку, как уже было сказано выше, дядя Бог – весьма габаритный, поэтому без проблем кого хочешь убедит.
Затем, предвосхищая будущее, дядя Бог создал Виндоус. Ещё в 1974-м. Зараза Билл Гейтс потом присвоил Виндоус себе, но знатоки-то знают, что автор Виндоуса – Бог. Известный знаток я, например, давно уже об этом писал.
Вместо прикольного графического интерфейса в Виндоусе Бога был прикольный, хотя и несколько затянутый, джазово-классический интерфейс. Воспринимается он, впрочем, несколько хуже, чем Концерт с Сюитой.
Затем Бог прошёлся по всевозможным танцам в альбоме «Сарабанда». Это вообще полный отвал башни. Данный альбом лично я могу слушать до бесконечности, настолько он зажигателен. Бог вообще много всего насоздавал, однако Сарабанда – лучшее его творение, однозначно.
Наконец, ещё один шедевр Бога – «Пока я не забыл». В нём, впрочем, уже наметился некоторый спад, ибо весьма зажигательные композиции соседствуют тут с весьма посредственными поп-песенками. Есть подозрения, что кое-что забыл всё-таки. В результате.
Вроде как официальная дискография Бога сообщает ещё о ряде альбомов, однако некоторые из них, я уже начал думать, существуют только в дискографии. Другие, как, например, «Изнутри окрашен» представляют собой унылую туфту. Наконец, есть просто концерты. Хотя вот альбом «За пределами нот» весьма неплох. Хоть и, прямо как творчество Гиллана, к запоминанию непригоден.
Особняком стоят несколько альбомов Лорда в соавторстве с Тони Эштоном. На них совсем даже не классика, а что-то вроде энергичного блюза. Довольно занимательно, но крышу не срывает.
Слушать, само собой, следует четыре Главных Альбома. Причём, в обязательном порядке. Остальное – по желанию.
Блэкмор
Блэкмор в одно рыло не творил, однако в соавторстве он жжОт.
Rainbow
Например, в группе Радуга. Особенно до тех пор, пока там пел ещё один Бог, но уже итальянский походу. Звали того дядю Ронни Джеймс Дио. Точнее, это он сам себя так звал, а на самом деле его зовут Николай Пантелеймонович Даздраперм. Шутка. Падавона его фамилия. А имена всё те же. Однако от зависти к Лорду фамилию пришлось сменить. Сами подумайте: концерт, толпа фанатов, а тут конферансье объявляет «сейчас перед вами выступит Падавона». От такого даже на сцену выходить не хочется, не то что петь.
А пел Падавона знатно. Без базара, он – один из лучших вокалистов вообще во всей музыке. Тембр голоса у него такой, будто жарким летним днём пьёшь холодную воду. Или же дышишь полной грудью из кислородной подушки. Выглядит он, правда, не так круто, как звучит, но мы же не смотрим его, а слушаем.
В общем, уйдя от одного Бога ко другому, дядя Чернобольший оборотов не сбавил, а наоборот добавил. На фоне полупечальных катаклизмов вида «Буревестник» три альбома Радуги с Дио на вокале – как гром с больной головы на здоровую. Мощь прёт буквально изо всех щелей. Ты от неё пытаешься укрыться, а она догоняет и прёт, и прёт, и прёт. Сии альбомы вообще нельзя слушать больше одного раза подряд – такой пёр для здоровья вреден.
На фоне этих трёх альбомов даже Суровый Пурпур времён расцвета кажется «ничего так группой». В общем, вы поняли, что сегодня послушать (и ещё «Сарабанду»!).
Однако с богами у Черноболшего отношения как-то не складывались – он ведь очень любил считать себя главным в группе, а как тут быть главным, если в группе окромя тебя любимого ещё и Бог играет? Поэтому Дио слегонца выперли. В результате он связался с группой Чёрный Шабаш. И спел там.
На его место пришёл какой-то там Бонэт, который, конечно, не то что бы Тимоти, но и не Дио совсем. В результате четвёртый альбом группы вышел уже на самой грани усвоя́емости. То бишь, ещё чуть-чуть и слушать будет совсем нельзя.
Ну, примерно как пятый, шестой и седьмой альбомы. Где вместо Дио вообще Джо Линн Тёрнер. Право слово, лучше бы Элтона Джона взяли. Тогда бы хоть не так тошнило.
По счастью, в альбоме «Чужак в нас всех» Тёрнера уже, как сообщили бдительные товарищи, не было. Поэтому этот альбом можно не только слушать, но и даже получать от этого процесса удовольствие.
Итого, три первые альбома – шедевры на все времена. Четвёртый – нормальный такой альбом. И последний тоже нормальный такой альбом. А одна песня в нём – вообще мега-круть.
Blackmore's Night
В окрестностях своего полувекового юбилея дядя Чернобольший воплотил в жизнь все свои мечтания. Во-первых, он нашёл себе молодую тётку. Во-вторых, тётка оказалось красивой. В-третьих, тётка умела петь. В-четвёртых, она согласилась петь то, подо что Чернобольший с детства мечтал играть. В результате им была создана группа, название которой прозрачно намекает, что тётка теперь не кого попало, а самого дяди Чернобольшего. Он, как мы знаем, парень хилый, однако если что может замериться с самим Богом (или даже с двумя). А они (особенно первый) – крепкие парни и кому хочешь объяснят, что тётка теперь не кого попало.
Творческий тандем, где Блэкмор наконец-то стал главным (и не самым хилым к тому же), избрал в качестве музыкального направления приятненький такой нео-фолк-рок. Который, впрочем, весьма хорошо запоминается, в отличие от сонма поделок в стиле нью-эйдж. А всё потому, что Блэкмор – Отец.
Альбомов они выпустили ажно семь штук, при этом выделить среди них главные возможным не представляется. Ибо сыграно и спето примерно одно и то же. Но везде качественно.
Надо отметить, что творчество группы весьма схоже с оным у группы Ренессанс, о которой речь шла чуть раньше. Разве что, у Отца и егойной Но́чи всё децл попроще.
Whitesnake
Продуктом полураспада Сурового Пурпура стала группа БелыйЗмий. В которой богомерзкий Ковердейл рулил аж самим Богом, заставляя того творить непотребство. Творчество группы убого чуть более, чем на 97,353%, и представляет собой простенький хар-дрочо́к. Группа нахардрочи́ла штук десять альбомов, которые все как один – яркие примеры хар-дрокового позёрства, гламура и коммерческого звучания. Весьма удивляет, что в группе при этом играли весьма грамотные музыканты, такие как Лорд, Пэйс, Пауэлл и так далее. Хотя долгого пребывания в группе ни один из них не выдерживал.
Слушать не надо.
Глен Хьюз
Данный дядя, кроме бас-гитарения в группе Cуровый Пурпур, поиграл ещё с Гловером и Лордом на их сольниках. Кроме того, однажды связался с группой Чёрный Шабаш. И спел там.
С сольным его творчеством не знаком, поэтому ничего сказать по этому вопросу не могу.
Одно понятно: Хьюз не так богомерзок, как Ковердейл.
Гловер
Застенчивый бас-гитарист золотого состава Пурпурных в условиях полной и неограниченной свободы оказался грамотным сказочником. Сказочники, товарищи, нам очень нужны. Ибо, как сообщал товарищ Арбенин «кто-то в брокеры пошёл, кто-то в поставщики, но совсем немногие – в сказочники». Сказочников, увы, не богато. Они, увы, на вес золота.
Сказок, собственно, было полторы. Первая – «Балл бабочек» – совсем сказка. Ну прямо как советские пластинки для детей только по-английски. Поют там непрерывно. Поют всё время разные люди (даже Дио). Поют хорошо. Я бы даже сказал, замечательно.
Полуторная, условно сказка, это «Элементы». Поют там, напротив, мало, а играют, напротив, много. И вообще там сплошной арт-рок, безо всякого харда. Тоже однозначный шедевр.
Альбом «Маска» неплох, но воображения не потрясает. Альбом же «Снимок», напротив, потрясает. Жанр у обоих альбомов – какой-то рок.
Вроде бы вышел ещё один альбом, но я его не слышал. Хотя надо.
Итого
В итове́ имеем: саморазвитие и рыночная мотивация руля́т. Однако для этого следует вступить ненадолго в Дип Пёрпл, что очевидно получится не у всех.