Хард-рок
Как и арт-рок, хард-рок очередное развитие просто какого-то рока. Однако если арт-рок был преимущественно композиционным развитием в плане наворотов композиций, то хард-рок был в первую очередь развитием физическим. То есть, хард-рокеры догадались, что звучание можно сделать более жОстким. Для этого к гитарам приделали более жОсткие примочки, барабанщика заставили более жОстко стучать, а вокалиста более жОстко петь.
Многие задаются вопросом: а как можно отличить хард-рок от других жанров? Ну, так, чтобы сразу? Объясняю: по звучанию. Хард-рок звучит жОстче, нежели какой-то рок, но металл ещё жОстче. В общем, если для вас уже жОстко, но не так жОстко, как в металле, то тут хард-рок однозначно.
Впрочем, многие исследователи считают, что слово «hard» было неправильно переведено на русский. Вроде бы имелось в виду не «тяжёлый», а «трудный». Причём, трудный не для исполнения, а для восприятия.
Трудность для восприятия, что характерно, проистекает не из тяжести звучания, а из дебилизма происходящего: ну с хрена ли играть в течении пяти минут один и тот же простенький ритм с чередованием куплет-припев? Основная трудность хард-рока в отличении одной песни от другой. Ну и одной группы от другой тоже. Хотя, конечно, определение термина «трудность» всё равно расходятся: как считают противники жанра, написано выше, поклонники же, напротив, уверены, что противники по собственной тупости и/или изнеженности не могут вникнуть в атмосферу музыки и протащиться просто от самого факта наличия перегруженной гитары. В общем, некоторым людям примитивные ритмы/напевы хард-рока слушать тяжело это факт, но вот в вопросе, почему тяжело, мнения расходятся.
Примитивность ритмов с напевами, конечно, не касается Отцов. У Отцов всё как надо, поэтому их часто предлагают даже исключить из хард-рокеров за порчу марки. Дескать, не дело это усложнять музыку наворотами, не арт-рок, чай. В хард-роке всё должно быть строго и прямолинейно. И тяжело... слушать без смеха. Многие группы с этим справляются Motley Crue, например, или, скажем, Twisted Sister. Этих действительно больше трёх минут без ржача не прослушаешь. У Отцов же всё не так.
Главный вопрос хард-рока, кстати: кто в хард-роке главные Отцы Led Zeppelin или Deep Purple? Вопрос про отцовость других групп серьёзные люди вообще не рассматривают, поэтому выбор строго бинарен. И я на этот вопрос отвечу.
Кроме того, следует отметить, что у истоков жанра стояли не только Отцы хард-рока, но и вообще все отцы. Beatles временами играли хард-рок. И Rolling Stones играли. И Yardbirds играли. И Хендрикс играл тоже. И даже Doors играли. Куда ни плюнь, одни хард-рокеры.
Led Zeppelin
Название группы переводится как «Свинцовый дерижбамбель». Хотя давно известный ответ всё равно не снял главный вопрос про Led Zeppelin. Всё равно до сих пор ломаются копья на тему перевода их названия. «Свинец», как известно, на английском пишется как «lead». У группы же в названии чёрным по белом «led». На этом основании эксперты утверждают, что группа переводится, как «ведомый дерижбамбель», а не «свинцовый». Против такого аргумента даже нечего возразить какая разница, что говорят сами участники группы, если у каждого эксперта под рукой словарь?
Свинцовый дерижбамбель играл хард-рок, сурово замешанный на блюзе. По этой причине знатоки навсегда запомнили, что рок базируется на блюзе. Ведь раз Главные Отцы играли блюз, то иначе вообще никак быть не может. К последнему альбому, правда, от блюза остались рожки да ножки, что, конечно, не отменяет блюзовой основы всего направления.
Особенно много блюза было на первых двух альбомах. Причём, не абы какого, а очень тяжелого. Вроде как сорок лет уже прошло, а до сих пор оно всё тяжёлым выглядит. Причём, тяжелым в самом хорошем смысле этого слова, а не в смысле «тяжело такую мутотень слушать».
Вокалист Плант рванул с места в карьер (хотя, конечно, не совсем с места он и раньше тоже пел) и безо всякой раскачки явил миру свой фирменный стиль: высокий голос, который в каждой песне ноет о том, как его снова прокинули. За такое упорство вокалиста даже хотели внести в Книгу Рекордов Гиннеса сразу по трём номинациям: наибольшее количество произнесений слова «baby» в альбоме, наибольшее количество произнесений слова «baby» в единицу времени и самый жалобный хард-рок-вокалист всех времён и народов.
Неожиданно для блюза, лежащего у самих корней (да и для зарождающегося хард-рока тоже), песни на альбомах запросто отличались одна от другой. Более того, в песнях менялся ритм, имелось композиционное развитие, а соляки не были тупым прогоном арпеджио туда и обратно. Ещё более неожиданно, что на следующих альбомах всё оказалось ровно так же. Это странно: вроде бы успех в кармане, вроде бы жанр открыт, вроде бы лицо найдено зачем тут разнообразие? Однако оно почему-то было.
Блюза, как уже говорилось, с каждым новым альбомом становилось всё меньше, но это дела не портило. Группа ковала хит за хитом, при этом уверенно оставаясь в рамках стиля. Некоторые хиты настолько мощно жахнули, что к настоящему моменту их даже местами запрещено исполнять а то персонал сильно нервничает.
При этом друг от друга отличались не только песни, но и альбомы. Так, например, на третий альбом имел тенденции к акустическому звучанию (в противовес электрическому звучанию второго), а к альбому «Houses of the Holy» Планта окончательно отучили постоянно вспоминать про какую-то «baby». Этот же альбом вдруг обнаружил наличие у группы некоторого чувства юмора. Да и вообще крутой альбом. Самый любимый.
Опосля него группа записала две совершенно разные по стилю пластинки, которые зачем-то выпустили вместе под названием «Physical Graffiti». На первой было записано шесть длинных, тяжёлых и местами монотонных вещей, а на втором набор коротеньких и милых развлекалочек, многие из которых шли по категории «не изданное ранее».
После него вышел «Presence» с зашибатыми первой и последними песнями, отделёнными друг от друга получасом маловыразительного наполнителя. Наверно этот альбом единственный прокол Отцов.
В завершение творческого пути группа записала «In Through the Out Door», преимущественно за авторством басиста Джона Пола Джонса. Альбом не особо похож на предыдущие, однако по уровню оно же самое.
И совсем уже задним числом сборник самого-самого неизданного под названием «Coda».
К этому моменту на группу всем, кроме Пола Джонса было уже в основном покласть, поэтому сразу после Печального Финала все моментально самораспустились. Печальным Финалом была преждевременная смерть барабанщика Бонема по причине присутствия в трахеях объёма рвотных масс не совместимого с жизнью. Само собой, по пьяни. Led Zeppelin в этом плане от остальных отличались только в плане масштабов денег больше, поэтому и выжрать тоже можно больше. За исключением басиста, все регулярно и выжирали.
Вдобавок, гитарист Пейдж мнил себя известным чОрным магом. А тут, сами понимаете, если водка просто опасна, то водка с чОрной магией вообще трындец всему. А когда к ней добавляется ещё и кокаин...
В общем, группа накрылась медным тазом, а её участники ринулись играть поодиночке, попутно посещая всевозможные Индии, общаясь с Люцифером и так далее. Как ни странно, лидеры группы Пейдж с Плантом особо ничем публику не поразили, выдавая раз за разом, то долбаную Новую Волну, то какие-то псевдо-восточные стенания, то вообще хрен знает что.
Зато вот Джон Пол Джонс выпустил два очень грамотных сольника, каждый из которых напоминал King Crimson, сыгранный на бас-гитаре. Особенно сильно Штирлица выдавал парашют за спиной. В смысле, напоминанию King Crimson-а особенно помогало наличие среди гостей Роберта Фриппа с егойной гитарой.
По своему вкладу в рок-музыку и по качеству сочинённого Led Zeppelin без вопросов в самом топе. Написанное данной группой, хоть и было частично потырено у других композиторов, вышло настолько мощным, что отлично слушается и по сей день. Если какой-нибудь Элвис Пресли или, скажем, Beatles в наши дни звучат весьма олдово, то Led Zeppelin и сегодня слушаются, будто записаны вчера. Такое мало кому удалось не только лечь в основу стиля (не в одиночку, конечно, это только эксперты уверены, что были те, кто лёг в основу лично сам, один), но и остаться в этом стиле значимой величиной. Которую уважают не только за вклад, но и за конкретный результат песни, которые до сих пор хочется слушать.
Что касается меня, то долгое время данную группу я слушать совершенно не мог. В основном из-за постоянного нытья вокалиста. Ну и из-за высокой концентрации блюза тоже. Блюз я раньше как-то не особо жаловал. Впрочем, я его и сейчас не особо жалую, однако Led Zeppelin всё-таки не просто блюз, а блюз с наворотами, поэтому нормально.
Слушал я поначалу отдельные песни, типа «Лестницы в небеса», «Кашмира» и всего такого. Чуть позже начал слушать альбом «Святые дома́» (или «до́ма», кто его знает). Ну а затем и остальные альбомы тоже впёрли. Причём, довольно неплохо так впёрли. Среди всех условно классиков рока, Зеппелин грамотный классик. То есть, не только что-то там заосновоположил, но и песни писал хорошо. Так, что до сих пор их вполне можно слушать без смеха. Не, ну разве что, когда Плант начинает звать баб, на «ха-ха» пробивает.
В общем, мы выяснили. Главные Отцы Хард-рока это Led Zeppelin. Никакие Deep Purple им в подмётки не годятся.
Deep Purple
«Сильно пурпурные» без базара Отцы. В отличие от Led Zeppelin, стабильностью группа не страдала, поэтому успела перепробовать за время своего существования все стили и наплодить множество сопряжённых проектов, практически каждый из которых представляет интерес. Однако долгая жизнь не всегда означает благополучие, из-за чего, в отличие от Led Zeppelin, группа успела не только всё перепробовать, но и выдать нехилую кучу шлака.
Кроме того, в группе регулярно менялись музыканты. Чтобы хоть как-то уследить за их сменой, специалисты даже ввели спец-маркировки для всевозможных вариантов состава группы. Что, впрочем, тоже не сильно помогло. Тогда специалисты решили пойти от противного: каждому музыканту из Англии и США просто присвоить специальный маркер, по которому можно вычислить годы (месяцы и дни), проведённые этим музыкантом в группе Deep Purple. И всё бы было ничего, однако в мире существовала группа Black Sabbath, в которой тоже успели поиграть все музыканты, поэтому возникла путаница.
Наряду с составами у группы имеет смысл выделить периоды творчества. Их примерно двадцать семь, но я скажу только про основные.
В первом периоде было примерно два с половиной альбома. Первый альбом, скромно названный «Оттенки вырви-глаз пурпурного», всеми силами вызывал ассоциации с Битлз и унылым белым блюзом. Альбом нельзя назвать плохим, однако он зануден до неприличия. Чего нельзя сказать о втором альбоме - «Книжица Талесина» заметно бодрее и уже прочти совсем без блюза.
Третий альбом отправная точка к следующим периодам. Часть песен в нём вариации на темы предыдущих двух альбомов, а другая часть практически уже хард-рок. Последняя же композиция «April» шаг, собственно, к симфо-року. Она начинается с псевдо-фолкового инструментала, переходит в средней части в классический фрагмент, исполненный, что характерно на классических же инструментах, который, в свою очередь, выливается в романтическую рок-песню. Для 1968-го года такое было как снег на голову, хотя арт-рок в общем-то уже стартовал. Для настоящего времени сия композиция обратно весьма в тему и устаревшей потому не смотрится.
Кроме того, «April» стала своеобразной прелюдией к следующему периоду творчества, который хоть и состоит из одного альбома, однако новаторским выглядит и по сей день.
«Концерт для группы с оркестром» представляет из себя концерт для группы с оркестром. Конечно, групп с оркестром мы наслушаться уже успели, однако в подавляющем большинстве случаев оркестр используется, как это ни странно, в качестве заменителя синтезатору то есть, как красивый фон для самодостаточной и без того музыки. Сейчас существует даже определённая мода играть старые песни в оркестровой аранжировке. У Deep Purple было не так. У них (точнее, конечно, у клавишника группы Джона Лорда автора сего произведения) оркестр и группа две равноценные составляющие. Которая главнее, сказать никак нельзя.
Концерт состоит из трёх частей, первая из которых представляет из себя перекличку группы и оркестра, вторая мутную медитативную медленную музыку с эпизодическим вокалом, а третья суровый боевик, где группа играет как составляющая оркестра часть. Идеалом данное произведение назвать нельзя, однако слышал я множество концертов от настоящих классиков, которые при этом были гораздо скучнее дип-пёрпловского концерта.
Собственно, «Концерт для группы с оркестром» стал первым в мире произведением, про которое нельзя наверняка сказать, рок это или классика. И до сих пор остаётся одним из лучших примеров данного сплава.
Блюзмены, которые, как всем известно, были единственными вдохновителями рок-музыки, от такого чуть не поседели.
Джон Лорд вообще был большим любителем классики, что регулярно находило отражение в музыке группы. Да и в выбранном группой стиле тоже. Если Led Zeppelin на блюз в той или иной степени ориентировались на протяжении всей карьеры, а обращение к классике были разве что эпизодическими, то Deep Purple, напротив, тяготели к блюзу разве что на первом альбоме. После этого блюз был скорее дополнением к хард-року и классике, эдакой изысканной пряностью. Но всё-таки был, поскольку музыканты питали симпатию и к блюзу тоже.
Как ни странно, в «Концерте» оформился в том числе и хард-рок Deep Purple. «Групповые» фрагменты здесь были гораздо жёстче, чем на предыдущих альбомах, но реальным стартом пурпурного хард-рок стал «In Rock». На нём группа окончательно решила всем врезать. И врезала.
Тут ведь как: музыка нужна не только музыкантам, но и слушателям. В том числе, молодым. А что может быть лучше для простого английского парня, чем нестись по дороге в автомобиле полном девок и слушать песню про то, как ты несёшься по дороге в автомобиле полном девок? Да ничего это всем очевидно. А если ещё и гитары будут реветь, аки двигатель внутреннего сгорания, то тут успех вообще перейдёт всякие границы.
И он в общем-то перешёл. Наряду с Зеппелинами и Чёрной Субботой, Суровый пурпур зачал хард-рок. Ну и металл за компанию. Следующие четыре альбома как раз самый хард-рок и есть. Надо отметить, что если у толп продолжателей дела хард-рок сводился к монотонному повторению тупых риффов и многократным выкрикам припева, то хард-рок в версии Пурпурных был куда как более разнообразен. В частности, Бог-органист наяривал не три аккорда-подложки, а реальные соляки, временами позаимствованные у классиков. Гитарист Ричард Большечёрный не отставал и тоже выдавал на гора такие запилы, что последователи до сих пор не могут их превзойти. То есть, по скорости-то давно уже обогнали, а вот по качеству мелодии ну не идёт как-то. Вокалист обратно не отставал и драл глотку не жалея сил. При этом попадая во все ноты. Ну и бас-гитарист с барабанщиком тоже не отставали.
Три из четырёх альбомов безупречны. Что «В скале», что «Файрбол», что «Машинка» однозначные шедевры. Песни одна к одной, слушать можно до бесконечности. «Тётка из Токио» уже не так хороша. А всё почему? Как обычно переругались все.
А за этим друг друга из группы повыгоняли. Кто половчее уволил остальных раньше, поэтому в группе остался. Остальные ушли. В общем, на место вокалиста Гиллана и басисиста Гловера пришли вокалист Ковердэйл и басист Хьюз. Причём, басист тоже пел. Отсюда новизна: пение дуэтом. Однако новизны хватило ровно на два альбома. Первый «Гори-гори ясно» в целом был не хуже классической троицы альбомов. Хотя постоянные попытки Ковердэйла петь «блюзово» уже раздражали. Второй был очевидно хуже. Хотя ещё не совсем по нулям. Особенно учитывая наличие мега-хитов типа «Солдат удачи».
Но как ни крути, группа всё равно уже катилась под горку. Ссоры не прекращались, и на следующем альбоме не было уже гитариста Блэкмора.
Надо отметить, что изо всей группы наиболее соответствовал стандартам рок-н-ролла именно он. То есть, пил, курил, хулиганил, психовал и так далее. Заменить такого не каждый сможет, поэтому в качестве гитариста был выбран наркоман со стажем по фамилии Болин. Изрядный стаж, впрочем, позволил ему поучаствовать в записи лишь одного альбома, после чего замена Блэкмора скончалась.
Как и следовало ожидать, данный альбом получился ещё хуже предыдущего. На этом группу решено было закрыть.
Но ненадолго. Всего ничего спустя группа открылась в обрат в «классическом» составе. Результат два вполне нормальных альбома. Потом очередная ссора и следующий альбом похабит своим вокалом известный баклан Джо Линн Тёрнер (дядя, благодаря которому любая группа начинает играть попсу с его вокалом иначе нельзя). Потом снова Гиллан, потом минус Блэкмор плюс Стив Морс, ещё альбомы, потом минус Лорд. В общем, кто может вычленить тут какие-то периоды, пусть вычленит. Я не в состоянии.
Что до альбомов, слушать можно всё, за исключением разве что «Рабов и хозяев» с Тёрнером на вокале. Первая половина творчества (до альбома «Гори»), конечно, лучше. Во второй однако тоже есть что ловить.
Творчество же отдельных членов группы отдельная же песня. Про неё и писать следует отдельно.
В целом, группа Дип Пёрпл была гораздо более разнообразной, нежели Лед Зеппелин, хотя и менее стабильной. Из чего легко догадаться, что настоящие отцы именно Дип Пёрпл, а Лед Зеппелин им в подмётки не годятся.
продолжение следует
весь «Пророк»