Lex Kravetski (lex_kravetski) wrote,
Lex Kravetski
lex_kravetski

Category:

King Crimson, музыкальная литература и рок-энциклопедии

 

Была добыта мега-книжка про группу King Crimson. Мега-книжка – мега-умная. Автор, – от чего я уже отвык, – превосходно разбирается в предмете. Причём, не только в том, о котором пишет, но и в сопряжённых с ним. Это поражает, радует и вселяет огромное уважение.

Я помню тёмное прошлое, когда только-только пал железный занавес, во времена которого будущих свободных граждан заставляли покупать рок-пластинки на подпольных и никому неизвестных рынках, тоталитарно контролируемых милицией. Граждане в те времена прокрадывались к специальным точкам распространения и, рискуя жизнью, раздобывали заветную музыку. Одновременно в музыкальных магазинах продавались пластинки, выпущенные фирмой «Мелодия», но это было совсем не то, поскольку выпущенные фирмой «Мелодия» пластинки давно уже у всех были, поскольку рока на фирме «Мелодия» издавалось слишком мало. Да и творчество рок-музыкантов подвергалось суровой цензуре: названия их песен переводили на русский, а к названию группы приписывали унизительное «ВИА».

В общем, несколько позже занавес наконец-то пал и все желающие ринулись продавать рок-музыку на каждом углу. Чуть позже, правда, выяснилось, что таковое называется «пиратством», а на самом деле музыку надо продавать за пятьсот рублей штука, но несмотря на это первый глоток свободы был настолько сладким, что хотелось заглотить побольше.

Одновременно с рок-аудио-кассетами в продажу поступили первые рок-энциклопедии. Как мы помним, в стране царил тоталитаризм, поэтому рок-музыка была запрещена. Про неё не писали, а если вдруг кто писал, то его сразу расстреливали. При этом странным образом в различные социалистические издания постоянно просачивались статьи про ВИА Дип Пёрпл и Битлз, но это только по недосмотру цензуры. Авторов статей потом всех расстреляли, включая организатора советских рок-фестивалей Артемия Троицкого (того вообще раз в неделю расстреливали, настолько всё жестоко было).

Но это я опять отвлёкся (очень, очень гнетёт меня советский тоталитаризм, никак не могу перестать думать о нём). Так вот, в продажу поступили рок-энциклопедии. Советскому человеку неоткуда было узнать, какой именно рок – самый правильный, поэтому он покупал наугад, а тут наконец-то рассказали всё как есть. И покупать стало гораздо проще, ибо покупатель теперь покупал уже не вслепую, а заранее подготовившись.

По молодости лет я считал, что рок-музыка – адское изобретение воспалённого разума. Я ненавидел рок. И так продолжалось до тех пор, пока я его не послушал. После этого ненависть странным образом прошла, а на её месте возникло строго противоположное. Так оно постоянно бывает: очень нравится людя́м чувствовать себя экспертами, не разбираясь в предмете. Всегда гораздо грамотнее пересказать где-то подслушанную мысль, чем самому разбираться. Главное только сделать при этом умный и слегка небрежный вид, чтобы все подумали, что вы – утомлённый жизнью философ. Тогда можно гнать любую пургу, а благодарная толпа будет разинув рот вам внимать. До сих пор этим мощным манёвром пользуются всевозможные борцы с роком, изо дня в день разъясняющие, что исполняют его исключительно неумеющие играть сатанисты, которые мочатся на зрителей со сцены, да и вообще вода от рок-музыки становится мёртвой, а коровы с первых же нот начинают давать испорченное молоко.

Мне в те времена было лет шестнадцать, и я с тех пор сильно поумнел, однако ряд граждан сохраняет подобные взгляды и подходы на всю последующую жизнь. Это неизменно поражает. Вроде бы взрослые люди, а нет же – пересказывают какие-то бредни с умным видом. Ещё и приводят мега-довод: ты ещё мал, а мы вот – умудрённые опытом... Сиё особенно восхищает, когда умудренцу опытом на данный момент лет двадцать пять от силы.

Многие, кстати, путают подобный подход со знаменитой фразой «Пастернака не читал, но осуждаю». Путать не надо. Во фразе речь идёт не про качество творчества Пастернака, а про его внетворческие деяния. Чтобы оценить эти деяния, читать Пастернака совсем необязательно. А вот чтобы оценить именно качество творчества, с ним следует хотя бы ознакомиться. Вдумчиво и внимательно знакомиться – это не всем нужно, однако хоть как-то ознакомиться следует. Или, как вариант, не писать ничего по вопросу, с которым не знаком.

Для написания же энциклопедий знакомиться с творчеством надо очень сурово и вникать во все нюансы. Лично я послушал по приблизительным подсчётам порядка 10 000 рок-альбомов, прочёл не одну тысячу рецензий, статей и книг, однако даже при таком раскладе считаю себя не настолько экспертом, чтобы писать всеобъемлющие рок-энциклопедии.

Однако авторов рок-энциклопедий местного разлива такие соображения обычно не терзали. Они считали себя экспертами, не взирая ни на что. Поэтому энциклопедии выглядели примерно так: Дэвид Боуи – гений, остальные – козлы. Или наоборот: Дэвид Боуи – козёл, а вот исполнитель N – настоящий мастер.

Второй вариант продемонстрировал народу эксперт по фамилии Меньшиков. Такое в его книге кроме шуток написано практически прямым текстом. Ну, может, не «козёл», но в любом случае, что-то нехорошее. С припиской, что Дэвиду Боуи в его мега-книге не место.

Оный Меньшиков блистал и в других статьях, например, разъясняя народу, что в альбоме «Dust and Dreams» группа Camel поёт про то, что она переехала в Калифорнию, где всё очень клёво. Хотя на самом деле данный альбом написан по книге товарища Стэйнбека «Гроздья гнева» и строка про переезд в Калифорнию прямая цитата из неё. По сюжету семья разорившихся фермеров едет в Калифорнию в надежде раздобыть денег на собственный прокорм. В Калифорнии, – всё по тому же сюжету, – им ничего не обломилось, зато они очень хорошо узнали, как на самом деле выглядит капитализм и как он устроен. И как при нём здорово живётся настоящим трудягам.

О подобных незначительных нюансах я некогда сообщил Меньшикову в специальном электронном письме, на что он мне ответил, цитирую: «Но группа Camel ведь и правда в то время переехала в Калифорнию, не исключено, они именно об этом поют». В следующем письме я поинтересовался, а не присоединилась ли к группе Camel Роза-Сарона (героиня книги Стэйнбека, имя которой совпадает с названием одной из песен альбома), не поселилась ли группа Camel в лагере сбора хлопка (название ещё одной песни и сюжетный ход книги по совместительству) и, наконец, следуют ли понимать слова лидера группы Эндрю Латимера, который прямым текстом говорит про что альбом, как закамуфлированный намёк на его переезд в Калифорнию и написание альбома именно по этой теме. Меньшиков наверно обиделся, поэтому не ответил.

Вообще незнание английского в совокупности с богатой фантазией способно творить чудеса, чему мы каждый день видим доказательства в форме перевода надмозгами зарубежных фильмов. Одни только переводы названий групп гражданином (правда, не России, а Узбекистана) Меньшиковым уже достойны отдельной песни. Например, «Deathrow» – это «Смертельный ряд», «Creedence Clearwater Revival» – «Возрождение веры чистой воды», «Candlemass» – «Месса при свечах», «King Crimson» – «Червонный король», «Survivor» – «Спаситель» и так далее.

Я понимаю, в те времена не было интернета, однако словари-то уже существовали. Отчего бы в них не заглянуть, если уж слово незнакомо?

 

Для интересующихся сообщаю правильные переводы:

«Deathrow» – фрагмент тюрьмы, в котором содержаться приговорённые к смерти

«Creedence Clearwater Revival» – перевода не имеет. Первое слово – женское имя, второе – «чистая вода» (слово было взято из рекламы), последнее – «возрождение».

«Candlemass» – «Сретение» с лишней буквой «s» на конце.

«King Crimson» – «Малиновый король».

«Survivor» – «Выживший».

 

Следует отметить, что эксперт Меньшиков продолжает жечь до сих пор, я даже подписан к его рассылке. Знаний он, конечно, поднабрался, однако богатая фантазия постоянно выводит его на кривую дорожку.

Дополнительный нюанс данной рок-энциклопедии – весьма своеобразные оценки творчества всевозможных групп. В частности, оттуда можно с удивлением узнать, что Helloween – последователи Iron Maiden, альбом Pink Floyd «The Final Cut» – «этакий Bathory 70-х» (типа, «Лев Толстой это – такой Акунин XIX века», не говоря уже о том, что «The Final  Cut» вышел в 1983-м, который весьма странно относить к 70-ым), у Iron Maiden самый значительный альбом – «Somewhere in Time» (альбом, конечно, грамотный, но явно не самый значительный), жанр дез-металл давно мёртв и так далее.

Однако не смотря на бурный поток моей критики, энциклопедию Меньшикова считаю наиболее полезной из встречавшихся мне отечественных энциклопедий. Дело в том, что эта энциклопедия побуждает слушать. Она даже скорее не энциклопедия, а набор авторских рекомендаций. То, что выходило позже, более беспристрастно, но и почти бесполезно. Например, сейчас продаётся многотомный справочник о рок-музыке (первые тома, которого, впрочем, начали выходить лет семь назад), в нём нет явных ляпов, но он практически совсем не содержит полезной информации. Все статьи справочника написаны в форме «В 1970-м в группу из группы ушёл Ваня, но пришёл Петя». Ничего ценного в таких статьях нет. Ибо совершенно непонятно, следует ли данную группу слушать, или это полная туфта, не смотря даже на то, что Ваня дважды уходил, а потом возвращался. (Что особенно обидно, данный справочник обратно же выпущен издательством «In Rock»).

Таким образом, не особо грамотные по фактам рекомендации всё равно в практическом плане полезнее точного изложения истории группы в стиле «передача Дом 2». Лично меня не столько волнует, кто пришёл, кто ушёл, сколько, что, собственно, играли. А вот с этим в большинстве энциклопедий проблемы.

Зато в книге про King Crimson за авторством почётного соиздателя журнала «In Rock» Савицкой про то, что именно играли – выше крыши. Это реальный музыковедческий анализ творчества, с разъяснением всех нюансов, приправленный философскими взглядами музыкантов. Заодно даётся история группы, совместно с историей развития рока. Которая тоже преподнесена очень и очень грамотно. Без сосредоточения на обычных столпах истории рок-музыки в лице панка, глэма и брит-попа, которым многие историки почему-то обычно уделяют 3/4 от объёма всего материала. Впрочем, про данные направления в книге тоже написано, но ровно в той мере, в которой они это заслуживают.

Не смотря на то, что у меня какое-никакое представление о теории музыки есть, отдельные фрагменты мне было читать тяжело. Поскольку, «папа, это ты с кем сейчас разговаривал?». Однако недопонимание отдельных фрагментов вызывает уважение и устремляет в сторону ленинского «учиться, учиться и ещё раз учиться». Всегда лучше воспринимается более высокий уровень материала, нежели очень низкий. Приятно, когда автор считает тебя специалистом, а не держит за полного идиота. Кстати, по этой причине меня постоянно раздражают коммунистические листовки и брошюры: 90% из них ориентирован на выпускников школы для альтернативно одарённых дебилов, поэтому совершенно не привлекают – сразу возникает подозрение, что автор, написавший подобный шедевр, ни к какому светлому будущему не приведёт, поскольку не осилит.

В общем, ориентироваться следует на грамотного читателя или на читателя, готового повысить свой уровень грамотности. И товарищ Савицкая вовсю ориентируется. По мере прочтения книги постоянно посещает желание переслушать весь King Crimson ещё раз, чтобы убедиться, что там всё действительно так, как написано в книге. Частично переслушал – всё так.

Подобного рода книги, отмечу, народу очень и очень нужны. Ибо это – новая планка стандарта. Хотелось бы, чтобы все авторы писали на этом уровне. Чтобы грамотность сосуществовала с трезвыми оценками удач и неудач, чтобы читателя побуждали к более глубокому изучению вопроса и высокое искусство становилось тем самым ближе к народу.

Хотя не уверен, что народ сразу ринется слушать группу King Crimson. Поскольку не так-то это просто. С первого прослушивания группа вполне способна вызвать тяжёлое недоумение.

Лично я узнал о данной группе из пресловутой энциклопедии Меньшикова, однако набрёл на их альбомы далеко не сразу. Раздобыть первый их альбом (и для меня первый и для их дискографии) получилось случайно. Я закупил кассету с альбомом Pink Floyd «A Saucerful of Secrets» на второй стороне которой был альбом «In the Court of the Crimson King». Раз уж отдельно Пинк Флойд не продавали, пришлось заодно к Пинк Флойду послушать и Малинового Короля. Первое прослушивание повергло в шок. Такой яростной атаки я совсем даже не ожидал. «Шизофреник 21-го века» сокрушил все устои за первые же секунды своего звучания. После этого материал пошёл более расслабленный и я втянулся. Чуть позже начал нравиться и «Шизофреник» тоже. Потом разными хитрыми путями были добыты другие альбомы, каждый из которых обратно же впечатлял. Причём, все они впечатляли куда сильнее, нежели пинкфлойдовское «Блюдце» – оно хорошо, конечно, но King Crimson-то вообще гениален! 

Как в последствии оказалось, поначалу мной раздобывались альбомы «классического периода», более поздние оказались совсем не про то, про что классические, поэтому как-то не обрадовали. Я их временами слушал, но без особого удовольствия.

Сейчас, прочитав книгу, взглянул на них совершенно по-новому и музыка с них заиграла новыми красками. Неожиданный эффект. А ведь всё благодаря книге.

 

Автору Савицкой однозначный респект с низким поклоном. Одно обидно – тираж книги 1500 экземпляров, что явно мало. А цена – 500 рублей, что явно много (не для меня, но для многих других – много).

Дневник автора Савицкой находится здесь: helen_skiffle.

 

Слушайте King Crimson, товарищи, он вас хорошему научит. И книгу читайте, в ней про хорошее всё подробно разъясняется.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments