В комментариях к предыдущей статье, посвящённой те́кам, многие товарищи выразили претензии. Суть претензий сводилась к тому, что в описанной системе нарушается одно из главных правил социализма: конечный труд должен быть вознаграждён конечной суммой денег. Каюсь, я действительно забыл упомянуть о том, что авторский гонорар конечен – то есть, существует верхняя планка оплаты сотворённого. Вот этот вопрос и хотелось бы разобрать во второй части.
Верхняя планка оплаты имеет некоторое количество недостатков. Первым из них является «уравниловка». Вроде бы качественные произведения в данной системе приравниваются к некачественным. Однако это в большой мере – иллюзия. Автор некачественного произведения в перспективе получает совсем даже не «верхнюю планку оплаты» - в среднем его гонорар будет близок к нулю. Как было сказано, десять процентов произведения не оплачиваются. Соответственно, авторы полной пурги получат на выходе лишь жалкую горстку читателей, которые продвинулись дальше десяти процентов книги – остальные бросят её в самом её начале. То есть, полный гонорар получат только те авторы, которые написали реальный шедевр.
Хотелось бы, однако, иметь механизм, позволяющий особо выдающихся авторов премировать особым образом. Таким механизмом могли бы быть государственные и общественные организации, выдающие дополнительное вознаграждение за особый вклад в литературу (музыку, кино и т.п.). По счастью, существует интересный способ совмещения премирования авторов, сопровождающийся одновременной пропагандой их творчества. Но прежде чем перейти к его описанию, укажу на ещё один нюанс.
Положим, верхняя планка гонорара за данное конкретное произведение (за объём текста) установлена в 10 000 рублей (здесь и далее числа берутся достаточно произвольные – чтобы было проще пояснить суть механизма). Стоимость же приобретения книги (то есть, оплата двух прочтений, после которой книга становится бесплатной для данного читателя) – 10 рублей. Автор получает полный гонорар после достижения уровня в 1000 читателей. С этого момента книга становится бесплатной для всех остальных. Это не совсем хорошо. Данная схема побуждает людей выжидать достижения бесплатного уровня, то есть, не читать нового. Справедливей бы было делить верхнюю планку гонорара между всеми читателями.
Очевидным решением является уменьшение цены книги с ростом количества её читателей. А именно, первая тысяча платит по десять рублей за книгу. Тысяча первый должен заплатить 10000 / 1001 = 9.99 рублей. Однако заплаченные им деньги получает не автор, а читатели, ранее оплатившие книгу. Это приводит к тому, что все 1001 читателей как бы купили эту книгу за 9.99 рублей вместо 10. При удвоении количества читателей оплата книги получается равной пяти рублям и так далее (в данных рассуждениях длинные дробные части для простоты отброшены – в реализации же их следует учесть).
Премирование осуществляется аналогичным образом. Премия распадается на две части. Одна из них – «популяризационная» (смысл термина будет понятен позже). Это – та часть, которая выплачивается перед тем, как верхняя планка гонорара будет достигнута. После неё следует «премия за вклад в искусство», то есть, нечто, позволяющее увеличить авторский гонорар сверх его государственной ставки.
Популяризационная премия очевидным образом не только материально поощряет автора (он получает гонорар раньше, чем наберётся достаточное количество читателей), но и снижает цену книги – верхняя планка благодаря ей будет достигнута раньше, поэтому в перспективе читатели заплатят за книгу меньше денег. Премия за вклад в искусство цену книги не снижает, а идёт целиком автору (хотя её вполне можно совместить с популяризационной премией – то есть, например, государственной оплатой максимального гонорара, обращающей цену книги в ноль и приводящей к тому, что все предыдущие читатели получают свои деньги обратно, а последующие денег за книгу не платят).
Это приводит к весьма и весьма занимательной ситуации. А именно: наиболее читаемые и качественные книги оказываются и более дешёвыми – ровно обратное практикуемому ныне, когда наиболее ценные книги являются самыми дорогими. Из этого, само собой, следует рост количества читателей этих книг – оттуда и название премии. С одной стороны, рост следует по причине более низкой цены (увы, жадность человеческую никто не отменял), с другой – потому что цена книги одновременно играет роль читательского и искусствоведческого рейтинга. Благодаря росту количества читателей автор получает не только «верхний» гонорар + премии, но и известность, что повышает потенциальное количество читателей его будущих книг. Все, иными словами, довольны. Кроме, конечно, издателей, в настоящее время снимающих обильные сливки с чужого труда.
Описанный механизм, кстати, вполне можно адаптировать и к другим областям человеческой деятельности. Смысл механизма в том, что покупатель платит за продукт некоторую сумму денег, часть которой ему впоследствии возвращают. Получается эдакое кредитование производителей. Вместо банковских кредитов в данном случае используется потребительский кредит – бесприбыльный для кредитора, однако позволяющий ему купить товар дешевле, поспособствовав развитию отрасли. Купившие продукт по более высокой цене начинают пользоваться им раньше остальных, однако часть вложенных денег они получают обратно за счёт новых потребителей, которые, в свою очередь, появились, благодаря развитию производства на деньги «первых» потребителей.