Люди давно поняли, что театр начинается с вешалки. Не совсем с неё, конечно с торжественного открытия занавеса и выхода актёров на сцену. Как они выдут, так к ним и отнесутся зрители. Понимание сего не замкнулось на театре, но просочилось и в сопряжённые сферы. Об этом нам говорят фразы «как вы яхту назовёте, так она и поплывёт», «по одёжке встречают» и скляровское «начало песни это знакомство со слушателем», эффектно изложенное в фильме «Мы из джаза». Как раз о последнем случае мы и поговорим.
Начало песни. Знакомство. Слушатель пока ещё не знает, что его ждёт. Надо сказать ему первое слово, которое настроит слушателя на нужный лад. Даст ему понять общий настрой всего альбома. Каким же должно быть это слово?
Не стоит пытаться его угадать, ответ нам даст уже собранный и приобретённый человечеством опыт, благо, дез- и блэк-металлических групп сейчас много и сбор статистики труда не представляет.
Проведённые исследования показали, что самое распространённое первое слово «А-а-а-р-р-р-р-р» (для краткости обозначим его «ар»).
Данное слово имеет целый ряд плюсов. Во-первых, оно интернациональное, поэтому его поймут даже те, кто не знает языка исполняемых песен. Во-вторых, оно крайне эмоционально. Можно сказать, это не просто слово, это кристаллизованная эмоция. В-третьих, духу дез-блэк-металлического альбома оно просто не может не соответствовать.
Поэтому совет: не надо открывать Америку. Делайте так, как делают профессионалы начинайте альбом аром. Конечно, в совершенстве овладеть им удастся не сразу, но со временем опыт придёт. Главное, понимать общие принципы использования ара и анализировать опыт предыдущих поколений.
Предположим, вы собираетесь записать первый альбом. Каким должен быть ваш ар в этом случае? Для начала, он должен звучать, словно из бочки (многие специалисты, правда, используют в данном случае другой, несколько более анатомический термин). Слушатель тогда сразу поймёт, с кем он имеет дело (идеальное звучание «из бочки» можно скопировать с альбома Metallica «St. Anger» в нём звукорежиссёр продемонстрировал настоящий профессионализм «бочкового звучания»). Разбавлять ар музыкой в первом же альбоме не рекомендуется. Во-первых, потому что никто тогда не догадается, что вы это андерграунд, а во-вторых, могут возникнуть проблемы с синхронизацией. Приём ара без музыки мы назовём «чистым аром».
Со временем, однако, чистый ар начнёт вам и вашим слушателем приедаться. Поэтому неминуемо придётся его чем-то подкрасить. Тут самое время обратиться к «асинхронному ару». Асинхронный ар это то, что у вас получится, если вы попытаетесь разбавить ар музыкой уже в первом альбоме. Асинхронный ар отличается от остальных аров тем, что звучит совершенно не в ритме аккомпанимента. Скажем, гитары риффуют на сто двадцать тиков, при этом ар поётся на девяносто три. Характерно, что для профессиональной группы асинхронный ар представляет большую проблему, поскольку требует идеального чувства ритма. Для начинающей же группы отсутствие идеального чувства ритма успешно компенсируется отсутствием чувства ритма вообще, поэтому асинхронный ар удаётся сам собой.
Асинхронный ар обычно употребляют на фоне риффующей гитары. Но на этом богатство приёма не заканчивается. Вполне возможно использовать и другой вариант: сначала риффует гитара, потом следует асинхронный ар, потом продолжается песня.
Более изысканный вариант ара это «постриффовый чистый ар». Этот приём похож на предыдущий, однако отличается тем, что ар звучит сразу после риффов, но в абсолютной тишине. Использование данного приёма позволяет вам продемонстрировать владение ритмическими сбивками уже на первых секундах альбома.
Сейчас всё большую популярность набирает «постаккустический чистый ар». Этот приём даёт вам право претендовать на звание интеллектуальной дез-блэк-группы уже на втором альбоме. Начинаете вы, в таком случае, с перебора на акустической гитаре, после чего делаете паузу, заканчивающуюся аром. Такой приём имеет массу символических значений. Можно сказать, что таким образом вы показали свой уход от традиционной гитарной музыки. Или же выразили протест против засилья фламенко. Наконец, что уже экстра-интеллектуально, продемонстрировали хрупкость кажущейся гармонии мира, сминаемой людской агрессией. Казалось бы, всего одно слово, а какая бездна философии за ним!
Развитие вашего творческого мастерства приведёт вас к новым арам «постклавишный ар», «соло-гитарный ар», «постдраммовый ар», «ар во вступительном монологе», «шумовой ар», «радио-ар» и к их вариациям.
Следует отметить, что иногда встречается подмена ара уром. Сама по себе она имеет право на существование, но по причине своей депрессивности подходит больше к дум-металлу. А вот попытки пропеть вместо ара «ор» сразу принесут вам репутацию позёров. Особенно если вы, не дай бог, исполните ор чистым вокалом.
Варианты «ер», «эр», «юр», «ир», «ыр» не так популярны. И это вполне объяснимо: некоторые из них уж очень отдают эстрадой, некоторые перекликаются с частоупотребимыми английскими местоимениями, а некоторые придают группе налёт истеричности. Хотя вариант «ыр» на наш взгляд вполне можно использовать для этно-блэка. Но тут надо хорошо контролировать процесс потеря контроля может повлечь за собой многочисленные обвинения вокалиста в умственной отсталости.
Надеемся, что наш краткий экскурс в методику ара был вам полезен и ваше творчество теперь заиграет новыми красками.