Теперь предположим, первый тест был успешно пройден и текст при повторных прочтениях действительно заинтересовывал и самого автора. Теперь следующий шаг – попробовать угадать, будет ли текст интересен читателям. Первое и очевидное: проверить на эксперименте. То есть, дать этот текст кому-то прочесть и послушать, что он скажет. Понятно, что такой эксперимент не даст стопроцентно верного результата, но кое-что он всё-таки даст. Скажем, если первые же несколько читателей текст не осилили, значит, что-то с ним не так. Возможен вариант «что-то не так с читателями», но он менее вероятен.
Хотя… Читатели для чистоты эксперимента должны попадать в ту же группу, что и целевая аудитория текста – текст про нюансы тяжёлого металла вряд ли сильно заинтересует тех, кто такую музыку никогда не слышал.
Это «хотя» однако перебивается другим «хотя»: интересный текст про нюансы тяжелого металла может побудить тех, кто его никогда не слышал, послушать наконец-то тяжёлый металл. Вот это – высший класс. Максимальная оценка интересности вашего текста. Хотя звучит оно парадоксально: как может быть текст интересным тому, кому не интересна его тема?
Тут есть ещё один момент и протяжённость этого момента шире, чем может показаться – исключительно к интересности темы он не сводится. Конечно, проще заинтересовать того, кто уже заинтересован – тут сомнений нет, однако же есть нечто, необходимое и часто достаточное для вовлечения всех читателей в чтение вашей статьи. Это – учёт области знаний читателя.
Текст, насыщенный специальными терминами, осмыслен только для того, кто эти термины понимает. Поэтому при написании текста со специальной терминологией, все термины стоит пояснять простым и всем понятным языком. Не всегда, но во всех случаях, когда есть вероятность того, что текст будет читать большое количество неспециалистов в данной области. И тогда станет возможным маленькое чудо: неспециалисты вдруг заинтересуются специализированным текстом. Это возможно потому, что у нормальных людей обычно присутствует тяга к знаниям и любопытство. Если знания поданы так, что их легко и приятно получать, то очень многие начнут их получать совершенно машинально. Для гурманов можно оставить и небольшое количество элементов интеллектуального напряжения – если их не очень много, то они скорее привлекут, нежели отпугнут. Но каждый термин, каждая аббревиатура требует расшифровки при первом же их использовании, если есть хоть небольшая вероятность, что кто-то из потенциальных читателей их не знает. Конечно, палку перегибать не стоит: «КПРФ», например, в расшифровке не нуждается.
Но и к узкоспециальной терминологии описанный момент тоже не сводится. Есть более распространённый его вариант – писательство для своих. Например, некий автор хочет поведать читателям о митинге. В его повествовании преобладают фразы «Вася Пупкин и Пётр Сидоров обсудили свою последнюю акцию», «После митинга Семён Степанович вернулся к своему обычному занятию» и «Лена очень тонко намекнула внутренней оппозиции партии про резиновые торты». Автор провёл тест – ему было интересно. А читателю – не интересно совсем. Поскольку он не знает, кто такие Вася Пупкин, Пётр Сидоров, Семён Степанович и Лена. Он не в курсе, что там за последняя акция была, какое обычное занятие у Семёна Степановича и в чём тонкий юмор «резиновых тортов». Кто входит во внутреннюю оппозицию и чем она отличается от внешней, читатель тоже не знает. В результате текст предстаёт перед ним серией неразрешимых загадок, которые к тому же совершенно не хочется отгадывать.
Помните: о ваших внутренних делах читатель не знает, поэтому информацию для него следует подавать так, чтобы ему всё было понятно при прочтении вашего текста, а не только после изучения сотни других, к тому же хорошо замаскированных источников информации и личного знакомства с вами и всеми участниками описываемого действия. В противном случае читателю будет не интересно.
Не интересно ему будет и в том случае, когда даже знание вашей внутренней кухни не даёт ему извлечь из текста совершенно никакой ползеной информации. Например, факт обсуждения Васей и Петей их последней акции совершенно безразличен даже тем, кто знает и Васю и Петю и их последнюю акцию. Интересным может быть, что же именно они вывели в результате обсуждения, но никак не сам факт его.
Подытожим:
1. Чтобы статью прочли, она должна быть интересной.
2. Статья пишется для читателя.
3. Интересную статью интересно читать и её автору. Если автору что-то неинтересно, то и читателей оно тоже не заинтересует.
4. Перед публикацией статью полезно дать прочитать хотя бы знакомым.
5. Следует учитывать область знаний потенциальных читателей.
6. Все специальные термины и аббревиатуры следует расшифровывать.
7. Текст статьи должен быть понятен и тем, кто не знает вашей внутренней кухни.
8. Каждый абзац и каждое предложение, должны давать читателю какие-то ценные сведения.
9. Читатель в среднем готов узнавать новое при условии, что его можно узнать, пользуясь одним только предоставленным ему текстом статьи.