Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Статистика долгожительства
lex_kravetski
Намедни в комментах сообщили, что социолог Питирим Сорокин на основании многих сотен и даже тысяч данных по житию православных и католических святых вычислил, что статистически те жили сильно больше среднего по региону. Это, видимо, что-то там доказывает, по представлениям комментатора — я не вчитывался, что.

Не знаю, правда ли Питирим Сорокин что-то такое вычислял, а не, например, кто-то высосал это из пальца ради своих грязных целей, однако я испытываю жуткое любопытство: вошёл ли в эту зачипатую статистическую выборку святой Христофор? Не поленитесь, сходите по ссылке и прочитайте про этого святого. Особое внимание обратите на его иконы — по ним сразу понятно, сколь непререкаемо достоверны были данные, по которым проводился сей крышесносящий гипотетический расчёт.

Кроме того, я крайне обеспокоен тем, что в гипотетическом расчёте проигнорированы иудейские праотцы: те, согласно Истинному в Первой Инстанции Источнику Сведений о мире — Библии, показывали ещё более впечатляющие результаты долгожительства. Вот где надо-то статистику считать. Там, кстати, вообще Бог незримо подписался, так что сто пудов сведения верные.

Можно еще опираться на мощнейшую статистику метания стопудовых палиц, снашивания шелезных башмаков и прочей безусловно достоверной информации из русских сказок.

Хочу отметить, как сугубый материалист, что не далее, как в позапрошлом веке подобный гражданин был запечатлен на многочисленных фотографиях. И повышенная волосатость не слишком мешала Федору Евтихиеву и отцу его, Андриану, быть вполне полноценными членами общества.


Напрасно иронизируете. Жизнь в гармонии с собой, да к тому же жизнь аскетическая, а именно это отличает праведников, безусловно способствует её продолжительности.
Недавно наткнулась на интересную статью о том, что человек обычно слепнет от того, что ему тошно смотреть на окружающий мир. Вполне допускаю, что такое бывает.
В любом случае - когда человек уповает на Господа Бога и в счастье, и в горе - жить ему намного легче, спокойнее, а значит, и здоровее.

HA: Ответ на вашу запись "Статистика долгожительства"

> Напрасно иронизируете. Жизнь в гармонии с собой, да к тому же жизнь аскетическая, а именно это отличает праведников, безусловно способствует её продолжительности.

И правда. Так в Библии написано — зачем им врать?

> Недавно наткнулась на интересную статью о том, что человек обычно слепнет от того, что ему тошно смотреть на окружающий мир.

Да. Это тоже очень интересный научный факт.

> Вполне допускаю, что такое бывает.

Конечно, бывает. Я вот, читал, интересную передачу, что Ленин — это гриб. Такое тоже, допускаю, бывает.

> В любом случае - когда человек уповает на Господа Бога и в счастье, и в горе - жить ему намного легче, спокойнее, а значит, и здоровее.

Жаль, статистикой это никак не подтверждается, — согласно ей люди с высшим образованием, среди коих процент верующих существенно ниже, чем в обществе, в среднем живут дольше, чем в среднем по обществу. Но разумеется, не всё можно объяснить статистикой. Некоторые вещи нужно просто принять сердцем.

Фоменко в свои игры играет. Эти - в свои.

Картинки занятные; объясните малограмотному: песья башка - это вообще о чём? Гражданин особо лютый типа нашего Ивана IV? Или его соплеменники шапки себе из волчих морд мастерили, чтоб тупых христиан потролить?

HA: Ответ на вашу запись "Статистика долгожительства"

В древности был такой миф, что где-то на границе славянских земель живут люди с пёсьими головами. Бывало, их ещё куда-то гипотетически поселяли. В основном туда, до куда из данного конкретного региона редко доходили.

по житию православных и католических святых вычислил, что статистически те жили сильно больше среднего по региону.

Элементарно, Ватсон - ну кто разглядит святого в умершем/погибшем в 35 лет? Для этого нужен срок поболе, да и общественное мнение именно таково - что сие есть мудрый согбенный старец...

Так что если поставить лошадь перед телегой, то все становится очень просто :)

>в умершем/погибшем в 35 лет?

Иисус вот, например.

А что клёвый такой святой, покровитель эпилептиков, садовников и сёрферов. А ещё покровитель зубной боли.

Да собственно, никакого тут особого мистицизьму нет, здравый смысл подсказывает, что это совершенно банальное наблюдение.
Эти самые святые, если сами не нарывались на неприятности, вели относительно здоровый образ жизни, не воевали, тяжким физическим трудом не занимались, (а значит вероятность помереть в молодом возрасте от несчастного случая или во время военных действий была сильно меньше), излишествам нехорошим не предавались, вот и жили долго. Кроме того, местное население к ним относилось в-целом лояльно, даже с опаской, само наличие божественного покровителя у отшельника или жреца как-то останавливало, чтобы их ограбить и прочее. Так оно и в Индии было например, где считалось, что раз отшельник тебя проклял, смело ложись и помирай.
Далее, такое соображение - в исторической памяти сохранились в-основном те святые, которые жили долго и успели оставить след в истории (я беру более-менее исторических персонажей, про мифических персонажей речь не идет). Про святых, померших во младенчестве и в отрочестве, сведений сохранилось мало, потому они и не оставили следа в статистике)))

HA: Ответ на вашу запись "Статистика долгожительства"

> Эти самые святые, если сами не нарывались на неприятности, вели относительно здоровый образ жизни,

Вообще-то, согласно житиям оных святых, они как раз на неприятности постоянно нарывались, а образ жизни, напротив, вели крайне нездоровый — голодали, не мылись, ходили по злачным местам, всё такое.

Надо смотреть как считали. Есть очень разные (по крайней мере -- католические) святые.

1) Легендарные. Скажем святой Авраам. Там и огромные срока жизни и немыслимые свершения. Где-то до 3-го века нашей эры включительно все святые -- легендарные. Тут позиция церкви такова что во многом надо делать скидку на аллегорический (если не анагогический) характер их житий и также на эффект устного народного творчества.

2) Полулегендарные. Признанные и признаваемые святыми "по традиции" без достоверной уверенности в том, что такие люди действительно были, а если были, то их именно так звали и они именно то делали, что о них говорили. Скажем святой князь Владимир. Все святые полулегендарные где-то до 15-16 веков.

3) Доказательно беатифицированные. С некоторых пор церковная бюрократия крайне подозрительна к фактам. Почитайте про того же святого Пия из Пьетрельчины. На каждого probably-святого ведутся (уже после смерти) тома беатификационных дел с тщательным расследованием фактов. Вот про этих (а их ТЫСЯЧИ только католических) действительно известно всё. Включая достоверные годы жизни.

По пункту (3) если кто-то получил доступ к этой статистике, действительно можно считать. Она обычно даже полнее и достоверней, чем базы по "просто людям" того же 18-го века.

> 3) Доказательно беатифицированные. С некоторых пор церковная бюрократия крайне подозрительна к фактам. Почитайте про того же святого Пия из Пьетрельчины. На каждого probably-святого ведутся (уже после смерти) тома беатификационных дел с тщательным расследованием фактов. Вот про этих (а их ТЫСЯЧИ только католических) действительно известно всё. Включая достоверные годы жизни.

Тут проблема в том, что точные данные вообще невозможно получить. Не потому, что где-то там что-то делается не тщательно (хотя и в этом, увы, церковь особой чистоплотностью не отличается — сочиняют на раз, где надо и где не надо), а потому что без паспортов и официальных реестров можно только предполагать годы жизни. Если с царями это довольно давно протоколируется, то с людьми попроще — нет. И там плюс-минус десять лет — запросто. А то и двадцать. Некий летописец тоже записывал в ряде случаев из народной молвы или даже из собственной головы. Поэтому при наличии реальной личности временной период, который этот человек скорее всего застал, ещё можно установить, но вот годы жизни — уже нет. Они просто нигде не записаны. В детстве никто не знал, что он — святой. В юношестве скорее всего тоже. А когда он уже взрослый, то мог сам приврать, мог забыть, а мог просто вообще никому не говорить. Поэтому сие — тоже данные. Но иного рода. Не как данные по современной переписи населения или паспортного стола.

Здесь (особенно в свете некоторых комментариев к сообщению) чертовски пригодился бы тэг... ну, скажем, "Духовное Здоровье" :) Это, чтобы не путать его с умственным и физическим :)

Хм! Вы не верите в существование кенокефалов?! Скажите еще, что скиаподы - это миф! :))))

Справедливости ради замечу, что померших во младенчестве, как правило, все же не канонизировали (хотя бывали и исключения). И уже одно это делает среднюю продолжительность жизни святых заметно большей, чем средняя по региону.

Тёзка :), хочу заметить, что вифлиемских младенцев, убитых по приказу царя Ирода, канонизировали как мучеников за Христа. А числом их было около 40000, по Преданию. Во времена гонений же лучший способ укоротить свою жизнь - признаться в исповедании Христа, что тоже на статистику влияет крайне негативным образом.

P.S. Сори за ошибку - младенцев-мучеников было 14000. Уточнил.

Edited at 2014-10-27 18:41 (UTC)

Какой-то язвительный и малоценный пост. Что хоть за исследование? Не фейк ли? А то интернет говорит про Питирима Александровича Сорокина - (23 января 1889[1], село Турья, Яренский уезд, Вологодская губерния, Российская империя — 10 февраля 1968, Винчестер, Массачусетс, США) — русско-американский социолог и культуролог. Один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности.
Так же непонятно, как святой Христофор опровергает вообще что-либо? Фото предполагаемой внешности привели выше, так что и расчёт статистических данных (хотелось бы взглянуть на исследование) вполне может быть адекватным, в отдельно взятых временных рамках. Если говорится о православных и католических святых, то значит данные приводятся сильно позже 3-4 века Р.Х. А в русских святцах святые вообще либо монахи либо воины-князья. Оба этих сословия (хотя уместнее говорить о родах деятельности) предполагают большую по сравнению с окружающими продолжительность жизни. То есть вкратце говоря, подтверждают пословицу - "лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным". Полагаю, что статистические данные о жизни в послевоенном СССР в сравнении с РИ были бы наилучшей иллюстрацией к опровержению выводов из неких исследований.
И да, как православный христианин я не вижу какой-либо ценности в подобных исследованиях вообще.

=как православный христианин я не вижу какой-либо ценности в подобных исследованиях вообще=
Именно так! Цель поста - найти повод для того, чтобы лишний раз потоптаться на этой мировой религии. Ёрнический тон, взятый автором на вооружение, тем более возмутителен, что тот является человеком неверующим, просто сторонним наблюдателем. Писать в таком тоне о христианах в стране, где 83% населения являются православными христианами, - кощунственно.

> Не знаю, правда ли Питирим Сорокин что-то такое вычислял, а не, например, кто-то высосал это из пальца

Подробно результаты этого исследования изложены в кн.: Sorokin P.A. Altruistic Love: A Study of American «Good Neighbors» and Christian Saint». Boston, 1950.

Это пост для того, чтобы мы окончательно убедились в безумии автора? Очень ок.


А в чем безумие автора, уточните, пожалуйста, а то, похоже, я что-то важное упустил.

?

Log in

No account? Create an account