Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
А сло́ва нет
lex_kravetski
После распада СССР уевшие от внезапно навалившейся свободы киноделы ринулись вставлять матерную ругань просто чтоб было́. Можно же, свобода — чего стесняться-то? Поэтому мат внезапно стал обязательной составляющей практически каждого фильма, наравне демонстрацией всевозможных частей тела по поводу и без.

Теперь, стало быть, вставлять куда попало уже нельзя. СМИ, кинопрокат и театры должны воздержаться. А на остальном должно быть предупреждение.

Но тут что интересно.

Во-первых, контекст как бы определяет. Если по сюжету персонаж попал себе по пальцу молотком, то он как бы выругался, даже если промолчал. Ибо всем вполне понятно, что говорят в таких ситуациях.

Во-вторых, контекст как бы определяет. Даже если слова заменять эвфемизмами, то они с неизбежностью узнаются по контексту. Ибо если есть па, то должно быть и обозначающее её слово. Причём не только медицинский термин, но и то самое, что первым приходит на ум в ответ на вопрос «интересно, чем думают отечественные режиссёры и сценаристы?».

В-третьих, контекст как бы определяет. Пока у человека есть эмоции, среди них будут присутствовать и агрессивные. Но все знают, что в этих случаях люди говорят. Да и все эти слова все тоже знают — иначе можно было бы не запрещать, поскольку никто бы не смог догадаться, о чём тут речь.

Но самое интересное, конечно, то, что контекст как бы определяет. С ругательствами ли, с цензурной ли речью, но современные отечественные фильмы всё равно останутся ном. Тем же самым, какими они были. Поскольку мат — это поверхность явлений, а глубинная причина всей йни на экране состоит в том, что отечественные актёры в большинстве своём давно уже не играют, а торгуют своим алом. Сценаристы же с режиссёрами теперь предпочитают не продумывать драматургию, не изобретать тонкие шутки и не изощряться с глубиной сюжета. Им гораздо интереснее просто разными способами с высокой колокольни ать на нашу Родину, изображая наших соотечественников всех эпох тупым, уродливым быдлом, которое возглавляют сплошняком адские тираны.

В поступках персонажей нет логики, в фильмах нет эстетики, в сценариях нет смысла. Вот в этом всё дело. А не в матерной ругани. Если хотите высокой культуры у населения, снимайте для него сложное, интеллектуальное и разноплановое кино, а не раз за разом один и тот же ёвый фильм про долбобов и банов. К тому же плохо сыгранных.

В Штатах в художественные фильмы допускают ругань любого уровня. Но те, кто это дело снимает, чувствуют стиль. Никто не будет вставлять ругань в кино для младших школьников, но и показывать отмороженных арасов такими, будто они окончили институт благородных девиц, это тоже не вариант.

Можно сказать, что-де в СССР обходились без мата на экране. Однако, вы знаете, в Голливуде тоже когда-то обходились. Причём не только без мата, но и без спецэффектов, цветокоррекции и изощрённой операторской работы. Раньше вполне обходились картонными декорациями и на скорую руку анимированными куклами. А ещё раньше как-то обходились вообще без слов.

Однако времена шли и возможностей становилось всё больше. Это позволило снимать не только короткие зарисовки с примитивным сюжетом, который даже сюжетом-то назвать нельзя, но и всякие там космические эпопеи, зарубы огромных армий, да и просто драмы и комедии уровнем на порядки выше, чем было на заре кинематографа. Стало возможно снимать то, что хочется, а не то, что позволяют имеющиеся в наличии скудные выразительные средства. В США этим воспользовались. В России — тоже, но совершенно иным и невообразимо омерзительным способом. Но этот фэйл заключён не в широте доступных средств, а потому топорным сужением его не исправишь.

Разные сюжеты и жанры требуют разных подходов. Фильмы в Голливуде снимаются про разное. В этом фокус. Не в тотальном запрете на ругань, а в том, что она вообще по контексту уместна только в некоторой части фильмов. И эта часть не основная и тем более не единственная. В отличие от нашего кинематографа.

И ещё фокус в том, что в разных жанрах можно показывать разные аспекты человеческого бытия. А не один единственный — нажиралово и половую лю.

И ещё фокус в том, что можно показывать разные аспекты добра и зла. А не один единственный «когда они нас — это зло, а когда мы их — это добро».

Акам, возомнившим себя выразителями народной воли, невдомёк, однако для насаждения добра через произведения искусства надо в первую очередь чётко обозначать авторскую оценку персонажей, их поступков и их мотивации. Мерзость должна диагностироваться как мерзость — в этом главное, а не в цензурной риторике.

Но такие тонкости — равно как и вменяемый сюжет, остроумный текст, талантливая игра и нормальные спецэффекты — что непосредственным исполнителям, что принимающим решения, вообще говоря, до зды. Зачем стараться, если фильм в любом случае отбивается ещё на стадии съёмок через попил его бюджета? Зачем адекватно изображать прошлое и настоящее, если большинство твоих коллег по коксу, бухлу и ле всего, что движется, считает, что до девяностых и за Садовым кольцом в наличии только кромешная тьма, а после и внутри — почти кромешная? И зачем со всем этим банством реально бороться, если можно просто изобразить бурную деятельность путём запрета матерных слов?

Реальное изменение положения вещей, которое должно выражаться в контроле качества производимого, на самом деле на й не нужно. Пусть снимают всю ту же беспросветную чернуху и школьные капустники за государственные деньги. Но мы ж за нравственность, поэтому с этих пор весь этот сброд, который на экранах выдаётся за население нашей страны, пусть выражается без неприличных словей.

Не говорить матерные слова вслух и не думать их — две большие разницы. А не думать их, когда смотришь 99% фильмов, снятых после 1991-го года в России, лично у меня не получается.



doc-файл
Публикация в блоге автора
Метки:

Этот Василий Алибабаевич мне батарею на ногу уронил. Падла!

Честно говоря, трактую мат просто как неспособность передать свои эмоции. Типа, "мужики, вот у меня тут такая страшно сильная эмоция, но выразить ее я в словах не способен - а потому говорю просто: "№;;%№:;%?!!!"

Да вообще все слова такие, чего там. Если фильм не сплошная пантомима, то наверняка это просто актёры играть не умеют.

В фильме "Любовь и голуби" главгерой постоянно матерился!!! Ёшкин кот:)

Как сейчас помню, некий производственный роман чуть ли не 50х годов, посвящённый комсомольским стройкам. И вот там автор, женщина, очень изящно обходила проблему. В моменты особой возбуждённости брутальные персонажи в последний момент видели рядом женщину/партработника/ребёнка и изящно выкручивались. Наизусть помню только одно: "Это что же, товарищи, жену отдай дяде, а сам иди к... свахе?"

И понятно всем, и пионеры с моралью не в обиде. :) Ничто не мешает сейчас делать примерно то же самое.

> И понятно всем, и пионеры с моралью не в обиде. :) Ничто не мешает сейчас делать примерно то же самое.

Ничто не мешает снимать фильмы строго про розовых пони.

как будто массовые фильмы 80-х в СССР отличаются глубиной мысли, актерской игрой или чем-то ещё хорошим

контекст как бы определяет

ГСМ-ы в Госдуме не знают слова "контекст". Увы.

"Все знают" - Достоевский

<...>
- Я хотел от вас только об одном узнать, полковник, - начал Фома, - совершенно ли вы поклялись погубить этого несчастного идиота или не совершенно? В первом случае я тотчас же отстраняюсь; если же не совершенно, то я ...
- Да что такое? что случилось? - вскричал испуганный дядя.
- Как что случилось? Да знаете ли вы, что он пляшет комаринского?
- Ну ... ну что ж?
- Как ну что ж? - взвизгнул Фома. - И говорите это вы - вы, их барин и даже, в некотором смысле, отец! Да имеете ли вы после этого здравое понятие о том, что такое комаринский? Знаете ли вы, что эта песня изображает одного отвратительного мужика, покусившегося на самый безнравственный поступок в пьяном виде? Знаете ли, на что посягнул этот развратный холоп? Он попрал самые драгоценные узы и, так сказать, притоптал их своими мужичьими сапожищами, привыкшими попирать только пол кабака! Да понимаете ли, что вы оскорбили меня благороднейшие чувства мои своим ответом? Понимаете ли, что вы лично оскорбили меня своим ответом? Понимаете ли вы это иль нет?
- Но, Фома ... Да ведь это только песня, Фома ...
- Как только песня! И вы не постыдились мне признаться, что знаете эту песню - вы, член благородного общества, отец благонравных и невинных детей и, вдобавок, полковник! Только песня! Но я уверен, что эта песня взята с истинного события! Только песня! Но какой же порядочный человек может, не сгорев от стыда, признаться, что знает эту песню, что слышал хоть когда-нибудь эту песню? какой, какой?
- Ну, да вот ты же знаешь, Фома, коли спрашиваешь, - отвечал в простоте души сконфуженный дядя.
- Как! я знаю? я... я... то есть я!.. Обидели! - вскричал вдруг Фома,
срываясь со стула и захлебываясь от злости. Он никак не ожидал такого
оглушительного ответа.

Не стану описывать гнев Фомы Фомича. Полковник с бесславием прогнан
был с глаз блюстителя нравственности за неприличие и ненаходчивость сво-
его ответа.
<...>

"Нам демократия дала..."

>Не говорить матерные слова вслух и не думать их — две большие разницы. А не думать их, когда смотришь 99% фильмов, снятых после 1991-го года в России, лично у меня не получается.

"Нам демократия дала
Свободу матерного слова -
Да и не надобно другого,
Чтобы воспеть ее дела!"

Re: "Нам демократия дала..."

Вахаахахах :))) Классный стих!

Единственный хороший фильм с явными матюгами, который довелось видеть - это "ДМБ". И то емнип там всего 1 раз (бывайте, ихтиандры). Ну ещё когда стреляет лишний патрон - Пуля издаёт звук "ё". И ВСЁ. Все остальные фильмы с матюгами - полное убожество. Видимо, это неспроста.

Лекс, нет мысли, значит надо выразить себя иначе. Например, тупорылые клоуны из контркультуры, которым недоступны вершины Достоевского выбривают бошки, оставляя гребни, мажут морды грязью и идут слушать какую-нибудь "Коррозию рьма", притворяясь, что понимают эти тексты. Это вот все последние двадцать лет происходит, весь русский рок такой, и все эти ваши декаденствования кинематографические, которые пошли начиная с середины 80-х. Короче вно, создаваемое пыми ками. Мне понравилось так писать :)))

В 1988 я первый раз поехал работать в Швейцарию (на год).
Друзья англичане уже тогда возмущённо обсуждали, что у них чёрт знает
что творится: по ТВ и радио сплошные "fuck" и "sheet". Раньше, говорили,
такого не было.
Быстро мы их догнали.

> по ТВ и радио сплошные "fuck" и "sheet"

Вот так вот в прямом, можно сказать, эфире и говорят вслух слово «простыня»?! «Простыня»! Граждане, вы вслушайтесь в эту низость! Истину вам глаголю -- последние дни грядут :)

(Удалённый комментарий)
> Ибо если есть па

Не сразу понял что имелась ввиду ".опа".

Мат в кино это наверное очень важно, я так понимаю в жизни, окромя кино его никто не слышит. Меня больше напрягает не мат, а истерики в кино. Какое кино не смотришь "герои" истерят. Я не знаю, актеров и режисеров видимо так учат - типа кто лучше истерит, тот и лучший актер? Возможно для творческих людей закатывать истерики это норма поведения, но эти суки переносят свои стандарты поведения в кино и подают пример, что жить надо постоянно закатывая истерики.

Кстати, да.
Западное кино и сериалы в этом плане посильнее.
По крайней мере типажи людей без истерик встречаются там чаще.

>кам, возомнившим себя выразителями народной воли, невдомёк, однако для насаждения добра...

Дык нетути такой задачи - добро насаждать. Это ж временщики, после которых - хоть потоп. Их задача - распилить бабло, а попутно "воспитать идеального потребителя" путем приучения к некритическому потреблению всяческого вна. Которую и выполняют весьма эффективно и с большим усердием.

?

Log in

No account? Create an account